Все записи
12:43  /  6.01.16

1916просмотров

Надежде Рогожиной и Алле Звонкиной: о казахских родственниках, радости и о моей маленькой девочке, которая выросла

+T -
Поделиться:

Как человек весьма склонный к уточнениям и пояснениям, хочу сказать, что все нижеописанное совсем, ну ни разу не претендует на изложение родственно-семейно-родовой казахской аутентичности и является лишь скромным повествованием, описывающим авторский взгляд и авторские же эмоции на означенные явления и события.

 Пожалуй, необходимо отдельно описать казахское национальное отношение к празднествам и родственным связям? Подробно не буду! Кому интересно – масса материалов есть в Сети. Кратко так: наверное, потому что степь у нас просторная, территория обширная, а численно нас не так уж и много, то используется любой повод для встречи и совместной радости или скорби... Мероприятия многолюдные, меньше 100 человек – это очень скромно, так… собрались ближайшие из самых близких родственников. И вопрос «проводить/не проводить», «нужно/не нужно», «целесообразно/нецелесообразно» конечно же, поднимается, кто-то отказывается от казахских пышных праздничных примочек в пользу чего-то другого, но в нашей современной истории, увы, нередки случаи, когда для проведения пышного торжества берутся кредиты, закладываются квартиры… Подобного подхода автор не понимает, не разделяет, это не наш вариант! Скажем так: торжество проводить нужно! Но! траты на него не должны в минус выводить бюджеты организаторов. А что касается родственных связей… Как бы покороче сказать-то?!  Все казахи между собой родня, потому что даже брат (сестра) свата это почетное родственное звание! А уж если родство кровное, то тогда вааще… Хоть и считается, что всего есть три направления родни у казаха: свой род (по отцу), род матери (нағашы) и родственники мужа/жены (қайын жүрт), но сваты (құда), то есть родственники зятьев и снох – это отдельная и особо уважаемая категория. И, к слову, выступая с тостом этим летом на свадьбе коллеги, я сказала, что сейчас у хорошего человека еще одно родственное  направление есть – коллектив! Вот как-то так… :-)

Итак, преамбула: 1995 год, мне 23 года, я живу в своем родном поселке, работаю в местной поселковой как бы мэрии (у нас она именуется иначе :-)). Наша семья только-только понесла тяжелую утрату, в автокатастрофе погибла мама, наш Генерал, Главнокомандующий, Мозговой Центр и Ответственный за принятие решений, мы еще не знаем, как будем жить, и несколько удивлены тем, что солнце продолжает вставать, что жизнь идет прежним чередом… В доме стало пусто, серо и тоскливо. А на соседней улице, в четырех минутах ходьбы живет семья младшей маминой сестры, с пятью дочками: Куралай, Гиззат, Гульмира, Макпал и Айгерим. Я не пойму сейчас, как и почему мы могли это сделать, но мы с папой попросили Гулю и Уалихана-жезде (мамину сестренку и ее мужа, а жезде – это мое обращение, так называют мужа старшей родственницы, у нас, у казахов, для родственников много специальных названий), чтобы Макпал, их предпоследняя дочь, стала жить у нас, ведь и сама девочка со мной дружна и особенно нежно мною любима… Они (на мою радость) согласились. И вот, у меня в жизни появляется звонкое, русоволосое, лучистое, простодушно-щебечущее, конопушчатое чудо с косичками. Ей девять лет. И это одно из самых лучших событий, которые в моей жизни когда-либо случались.

2015 год, иных уж нет, других, напротив, стало больше, наш родственно-родовой состав за это время претерпевает значительные количественно-качественные трансформации, моя девочка, оказывается, уже выросла, и она объявляет, что выходит замуж . Джигит-суженый живет на самом южном юге нашей страны. И если глобально мир делится на Восток и Запад, то, ИМХО (да и не только мое мнение таково) многие страны внутри делятся на Север и Юг! Причем стороны эти зачастую находятся в конфронтации. Мы живем в северном Казахстане, национальные традиции и обычаи тут у нас подверглись значительной, так скажем, интеграции и зачастую их исполнение носит чисто декоративный характер (за это нас называют обрусевшими), тут гораздо больше распространен русский язык, тут больше смешанных браков, да и вообще тут больше приезжих (уже их потомков!) со всего Советского Союза (целина же). На Юге более патриархальный уклад, к обрядам и традициям подход более трепетный, очень-очень-очень соблюдается межродственный казахский протокол :-) И вот, моя девочка, длинноногая блондинка, склонная к экстриму в длине юбок, острющая на язык, с татуировкой на плече, выходит замуж в самое сердце патриархального южного Казахстана – Шымкент!

 Мы все обмерли, Шымкент у нас в Казахстане славится особо строгим отношением к снохам, на этот счет уже свой субкультурный фольклор сложился, даже фильмы снимают, что, мол, южные снохи (по-казахски - келин) должны обладать особой трудоспособностью и терпением… И нас в детстве прямо пугали (да-да!!!), вот выйдешь замуж в Шымкент, тогда посмотришь, каково это – работать по дому (уважать старших, молчать, рано вставать и т.д.) То есть – не ходите, девушки, в Шымкент замуж!

Правда, конечно, все вышеперечисленные северные/южные характеристики – совсем не догма. Встречала я как и северных совсем замшелых «старообрядцев», сторонников радикального патриархата :-),  причем не факт, что в возрасте, вполне себе моих ровесников, так и продвинутых южанок весьма почтенного возраста!

Это все присказка, а перед нами, ну не совсем как в сказках это бывает, встали задачи – определить сроки и списки, рассчитать бюджет, провести переговоры со стороной жениха, со всеми положенными поклонами и приседаниями. И в этом плане нашему родственному клану несколько сложнее, ибо старших,  у нас, увы осталось немного, в первых рядах, принимающих ответственные решения, поколение за 40, и по казахским меркам, выступаем мы не в своей авторитетно-весовой категории…  Но что делать? Не отступать же, оставляя поколение, следующее за нами, на передовой :-). Каждый день, в обычном течении жизни, мы конечно, живем самостоятельно, но к событиям, к каковым относится и свадьба, подходим коллективно-кланово.

Казахское сватовство и женитьба, скажу я вам,непростой протокольный процесс! Есть метода, когда девушка чинно покидает свой дом с благословления родителей, этому предшествуют кроме собственно знакомства с парнем, визит родственников жениха в дом невесты с подарками (құда түсу - сватовство), потом родня невесты собирается, чтобы проводить невесту в дом жениха на отдельное празднество (ұзату той). За этим следует собственно свадьба (үйлену той) в доме жениха. Другой вопрос, если родители девушки отчего-то не хотят благословлять этот союз, то тогда девушку как бы похищают (или можно сказать, она сбегает), а потом опять-таки визит родителей жениха, но уже с извинениями, мол, простите, нашего сына, но давайте жить дружно и пр.пр…., далее так же следуют подарки и пышное празднование. К сожалению, бывает (ДО СИХ ПОР!!!) и так, что девушек с целью жениться похищают по-настоящему, но тут об этом я распространяться не буду.

В нашем случае девушка покидала дом с благословения старших, правда, мы несколько оптимизировали процесс и объединили несколько мероприятий в одно.

И вот, все даты определены, нюансы с протокольно-подарочным обменом утрясены, стороной жениха поднят и нами отклонен вопрос о калыме (да-да-да, и это до сих пор есть). Списки составлены, бюджет подсчитан и распределен.  Дальше просто отглагольный калейдоскоп: позвонить, сосчитать, заказать, нарисовать, составить, отправить, купить, напомнить, записаться, решить, отрегулировать, проигнорировать, отметить, успеть, найти, выбрать, заплатить… Организаторы мероприятий поймут. :-) Наше мероприятие было очень скромным, не больше 100 человек, ибо, проводили мы празднование у себя в поселке, и были несколько ограничены в выборе банкетных залов, а вот сторона жениха так многочисленно радовалась  этому событию, что на их торжество собралось около 700 человек! Вы знаете, я казашка, но и я была потрясена этой цифрой…. И надо сказать, выглядело все впечатляюще.

Право, не знаю что писать о самих мероприятиях? Как и все свадьбы - стол, тамада,  угощенье, трогательные речи... Все прошло хорошо. Хотя, пожалуй, отдельно надо вот что сказать: казахское гостеприимство оглушительно… Ибо любая встреча гостей – это в первую очередь дастархан! Наши мероприятия сопровождаются приготовлением и поеданием неимоверно огромного количества еды… Преимущественно мясной и мучной. Но тут автор от оценки скромно (или малодушно?) уходит в сторону, ибо очень уж многогранно отношение и эмоции автора к казахским гастрономическим традициям. Что-то восхищает, что-то ужасает… :-) Тем более, уже давно нашу национальную кухню дополняют, расцвечивают (и утяжеляют!!!) блюда самых разных стран и народностей. У нас мероприятие прошло в один день, график был плотный, но это был один день! А вот в Шымкенте нас встречали и обхаживали целых четыре дня… и  было, скажу я вам, весьма непросто. Ибо шымкентский этикет обхаживания сватов обязательно предусматривает закармливание и спаивание алкоголем, это было испытанием печени на стойкость… Например вот на самом торжестве из 700 гостей к нам, родственникам невесты, 400 точно подошли, проявили уважение, мы должны были проявить уважение в ответ и выпить,  но их то много! и потому последние два часа свадьбы я помню несколько размыто… А утром мне надо было на обратный самолет, так что и последующие сутки легкими не были!

В общем, не получилось у меня сдержать обещание, данное Алле Звонкиной и Надежде Рогожиной, и написать о самой свадьбе, не умею я, оказывается, описывать мероприятия. Меня все в больше в объяснительную сторону уводит! И вот, пока объясняла что, как и почему – как-то линия повествования ушла... вот ведь как непросто писателям живется-то! Но я прилагаю ссылку, по которой можно прочесть, как примерно оно и происходило. :-)

http://esquire.kz/3057-kakovo_ieto__otprazdnovat_kazahskuu_svadbu

А у моей Макпал сейчас все хорошо. Родственников у нас стало больше! А страшилки про шымкентские нравы в нашем случае остались просто страшилками.

Комментировать Всего 11 комментариев

Вот, молодец, что нашла силы и время написать!

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Да уж... молодец:-)... полгода собиралась!

Важнее всего результат! :)

Мне это напомнило нашу с Владимиром свадьбу(человек 100) в далёком 1970 году, я была сирота и с моей стороны родителей, да, и родных, было мало, а у Володи была куча родственников из деревни, и всё это длилось дня три. Я этих людей больше никогда в жизни не видела! Это было 29 апреля, на Красную Горку, а там и майские праздники! В общем, как вспомню, так вздрогну! :))

100 человек у нас - это только самые-самые близкие родственники и друзья... меньше 100 человек казахскую свадьбу я не видела.... 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Твоя маленькая девочка выросла  и выглядит, как кинозвезда!

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Алия Гайса

Я хочу добавить, что по ней точно Голливуд плачет!

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Алечка, спасибо за выполненное обещание! Совершенно чудесно расказано, очень познавательно, невеста - красавица, да еще и страшилки не осуществились. Совет им да любовь!

Алла

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Звонкины, с Новым годом и Рождеством! Я вас люблю. И еще я планировала еще несколько фото загрузить, но не получилось... Я вам потом по почте пришлю:-) с некоторыми подробностями не для общей публикации. Хотя больше мне нравится Алле что-то рассказывать, а не писать. Вот, в очередной раз убедилась - я человек говорящий, а не пишущий:-)!

Спасибо, дорогая Алия, это как будто и для меня написано!

Эту реплику поддерживают: Андрей Шухов, Алия Гайса

Виктор-ага, а между тем, Вы очень-очень правы, это именно после Вашего сообщения я все-таки вытащила из цифрового небытия и дописала этот текст. Спасибо!