Все записи
08:43  /  15.09.20

82просмотра

Граница

+T -
Поделиться:

Я шел по Приморскому бульвару и был явно на своей «территории» не смотря на то, что в это время здесь всегда многолюдно. Навстречу мне шла парочка, совсем молоденькие, лет по двадцать, с рюкзаками на спине, держась за руки. Я скосил взгляд в их сторону и заметил, как мизинец парня нежно ласкал ноготок своей половинки — маленького женского мизинчика. Было ощущение, что мизинчик девушки закрыл свои складки, и кайфуя, позволял себя гладить, воркуя от счастья. Я прям загляделся. А когда поднял глаза, увидел совершенно другую картину. Они шли небыстро, как бы прогуливаюсь, а в правой руке каждого, примерно на уровне плеч, торчал смартфон, словно оно был продолжением ладони. В экраны гаджетов они и смотрели, молча продолжая свой прогулочный шаг. 

Мы подходили друг к другу и как в море корабли должны были уже разминуться как я остановился оглянуться. «Не ошибся ли я»? - промелькнуло в голове. Нет, не ошибся. Две руки по обе стороны влюблённых частей одного амортизатора напоминали зеркала заднего вида на мотоцикле — на длинной ножке, закреплённые на руле. Парочка из мизинцев продолжала ворковать, вцепившись друг в друга, не обращая внимания на сердца влюбленных, потерявшихся в виртуальной реальности. 

И тут я вдруг понял. Всё встало на свои места, и я отчетливо увидел то место, которое ранее было границей между физическим и виртуальным миром.

Меня уже не удивляла сценка той парочки. Я мог даже представить себе, как, занимаясь любовью (пардон в любой позе), они стонут в экстазе и одновременно просматривают последние новости про отравление «Навального». Но меня уже это не интересовало. Я был похож на растрёпанного Эйнштейна, постигающего свойства пространства-времени.  

Получается вот что. Возьмите, предположим роман, который вам «пробил» сердце, или какой-нибудь душещипательный фильм. В сущности, в момент чтения или просмотра, вы также входите в виртуальный мир. Он создан автором. Правда? Да, правда. Вы были «там» пока читали книгу или смотрели фильм!

Но в таком формате входа в виртуальный мир нет ничего особенного. Почему? Потому что, когда вы прекращали читать книгу или смотреть фильм, вы были вынуждены возвращаться в свою физическую реальность. Вас словно выгоняли со двора. «Домой», - кричала мама». Рядом с вами опять оказывался ваш ребёнок, супруг, обстановка в квартире, шум соседей за стеной, мизинец любимого, мизинчик любимой. 

Но когда вы попадаете в виртуальный мир под названием соцсеть, в нём возникает иной эффект — нет нужды выходить из него. Почему? У автора романа или сценария всегда есть МОМЕНТ, когда он перестаёт вас удерживать.

Этот момент и есть граница между виртуальным и физическим миром. 

Границей между одним и вторым миром являются смыслы, а не просто информация. Смыслы создают катарсис. Информация — возбуждение. 

Войдя однажды в виртуальный мир (соцсети), сознание не может оттуда выйти просто вот так. Границы ведь нет. Сознание потерялось. «Где я»? – спрашивает оно. – Я в физическом или виртуальном мире»?   

Наш мир потерял границу между виртуальным и физическим мирами из-за того, что смыслы в соцсетях и других видах цифры, перемешаны сейчас с информацией. Найти среди этого мусора «зачем» стало так же трудно, как найти самородок на обработанном и истощенном прииске. 

В романе или фильме — это «зачем» есть почти всегда. Художественный образ не впускает в себя информацию, а та не может нести на себе смыслы. Это разные вселенные!

В романе или кино есть непросто переживание. В них есть перепроживание — нечто, что очищает сознание смыслами. И уже потом, как от сеанса с психологом, нас отпускают. 

Соцсеть же больше похожа на психдом. Из него не выходят  по своей воле. Сознание тонет в информации, растворяясь в нем, превращаясь в неё. Информация не создаёт инсайд. Она как онанизм — только забирает энергию. 

Фильм заканчивается, роман заканчивается. Это происходит по одной и той же причине: автор создал смысловую законченность. А если не смог — это был поток информации, закольцованной в напряжении. 

«Отравили» — это (информация) + (напряжение) - (смыслы). 

В информации об отравлении «Навального» нет никакой смысловой законченности. Эта информация бесконечна, как сериал. Она не освобождает; держит сознание на привязи. 

Она меняется лишь новым артистом, сохраняя старый персонаж. Информация об «отравлении» сменяется новой информацией об «отравлении». Между одной и второй порцией бита нет смысла, а значит нет  катарсиса — духовного оргазма, одно напряжение.

Информация никогда не заканчивается из-за ее бессмысленности. На это и ловится сознание — на бессмысленный, беззачемный поток, растворяющий границу между двумя мирами.

Кстати, много и фильмов именного такого формата. Лучший пример — "Гранд Отель". Ловушка для сознания высочайшего уровня! Половина Нетфликса такая. В этих фильмах смыслы заменили незаконченностью, но оставили напряжение. Как в дурной интимной встрече — возбудили, убрали любовь и не дают закончить. 

Очень много серий! Очень. В "Игре Престолов" или в «Потере» их тоже много. Там много напряжения. Но там переход в новый кадр не происходит без законченности, без смысла.

Так что речь не идет о форме: кино, роман, пост или видео. Речь идет о содержании — смысле или его отсутствии.

Сознание человека впустили внутрь цифры, где найти смысл стало совсем трудно. Смыслы можно найти там, где их кто–то создал. А человек вошёл в социальную сеть как козёл в огород, хозяин которого отсутствует; смысловые сорняки на этом участке отличить он не в состоянии. На это ещё не учат, или, может быть, этому научить вообще невозможно, черт его знает. 

Что же делать в мире, в котором граница между физическим и виртуальным пропала?  

Она не пропала! Ее просто нужно создавать. И если нет тех, кто создает границы из смыслов, нечего обвинять в этом цифру, гаджеты и интернет. Видящий смыслы — найдёт их на ощупь, по запаху; притянется к ним. Не видящий смыслов, утонет в информации. 

Всегда были те, кто задавая вопрос «зачем», словно лучом фонаря, подсвечивали этим вопросом глубину тёмного океана, и таким способом находили рыб — самые разные смыслы. И лишь без «фонаря» бездна пожирает ныряльщика в бессмысленном погружении. 

Критерий духовной сохранности (сохранения самосознания) не в том, чтобы теперь все бросили свои гаджеты, а в том, чтобы уметь создавать смыслы. Неважно делается это при помощи ручки или гаджета. 

«На чём внимание» — это критерий! На информации или на смыслах. На что клюнут наши дети? Конкуренция за будущее идет не между виртуальным и физическим миром, а между информацией и смыслами. Но ведь так было всегда вне зависимости от интернета. 

Всегда смыслы имели один и тот же почерк. Они 1) начинаются, 2) немного длятся и 3) обязательно завершаются. «Сорняки» не заканчиваются никогда. 

Собственно, поэтому многие и застряли в цифре. Внимание не может оторваться от смыслового сорняка — в нём нет «зачем». Но ведь "зачем" формирует не Цукерберг.

Неважно, в каком мы живем мире — виртуальном или физическом. Важно способны ли мы считывать и создавать смыслы, обходя стороной «ФБ–сорняки».  В "ФБ" ведь можно тоже найти смыслы.  Или, например, Сноб. Он виртуальный? Да. Он снобит? Конечно, конечно! Но в нем трудно застрять. Там есть смыслы. Таких площадок сегодня немало. Они никуда не делись. Просто каждый выбирает себе среду по своему запросу. 

Я, например, своим близким навязываю смыслы и не стесняюсь этого. Нейронные сети наших детей ведь открыты. И если в них не начать класть смыслы, они мгновенно цепляются за информацию. Этот мир — мир, в котором драка за смыслы не заканчивается никогда. Кто это понял не сдаётся и превращает гаджет в интересное путешествие. Разве в мир Толстого и Чехова нельзя войти при помощи гаджета?!

Так что пусть два влюблённых мизинца побудут немного сами — без хозяина. Лишь бы тот был занят делом — искал смыслы, время от времени возвращаясь назад к "мизинчикам", удерживая таким образом общую физическую вселенную любящих.

Никто ещё не видел влюблённых в виртуальном мире.  И этот козырь не кроется никакой картой. 

Любовь живет ЗДЕСЬ — на кончиках пальцев. Смыслы — в виртуальном мире.