Все записи
17:20  /  16.10.20

149просмотров

Выход «за грани» –– отказ от стратегий

+T -
Поделиться:

Два кейса из практики кризисного управляющего, как открыть новые возможности для бизнеса, когда, казалось бы, путь только один – к банкротству.

Моя профессия чем-то напоминает работу хирурга – вызвать могут в любой момент. Я занимаюсь траблшутингом, но на визитке пишу «консультант по кризисным ситуациям».

В тот вечер я пришел домой поздно. Один разговор выдернул из привычного состояния, как после холодного душа. Шутка ли, узнать, что нас ждет. Долго не мог уснуть. В голове мелькала подборка, недавно появившаяся в интернете. Сводка словно звук азбуки Морзе отбивала:

  • Chanel остановила производство.
  • Patek Philippe остановила производство.
  • Rolex остановила производство.
  • Gold’s Gym подала на банкротство.
  • Airbnb фактически прекратила деятельность.
  • Nike погрязла в долгах ($23 млрд).
  • Starbucks закрыла 400 магазинов.
  • Hertz – самая крупная компания по аренде автомобилей – подала на банкротство.
  • Zara закрыла 1200 магазинов.
  • Уоррен Баффет потерял $50 млрд за два месяца.

Стратегии нет ни у кого!

Особенность времени, в котором все мы оказались, состоит в том, что ни у кого нет стратегии! Да, я вижу, что практически все верят в то, что рано или поздно дела нормализуются. Но здесь один принципиальный вопрос: кто останется «на плаву» к этому времени?

И я решил написать эту статью. Кризису уже больше полгода и мне удалось нащупать эту «стратегию», а скорее прием. Провел его на своих клиентах – он работает именно для тех периодов, когда прогноз сделать невозможно.

В общем, мы плавно подошли к вопросу, какой должна быть формула поведения в условиях, когда внешняя среда начинает напоминать бои без правил, а внутренняя – ад.

Главное, что нужно понять – стратегий сейчас нет! Единственное снаряжение, с которым возможно идти в «бой», – это способность выходить «за грани».

Помните эту загадку? Нужно соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручки от листа. А помните, что это невозможно сделать, если не вывести линию за грани точек?

9 точек

Подход, который найден состоит в методе выхода «за грани».

Этот прием не является новым, но мы довольно долго не находились в положении "прогноз невозможен". Позвольте привести два примера из жизни. Оба возникли в самый разгар пандемии.

Случай №1. «Даже на войне женщины красят губы»

Пришел ко мне человек, у которого бизнес остановился через две недели после объявления карантина. Его компания – оптовый оператор косметики. Дальше можно не продолжать. Отмечу, что в его команду входило больше тридцати человек, и они не были кассирами или грузчиками… Он спросил меня, можно ли ему в этой ситуации помочь. Я тоже его спросил: чего он хочет? Мой клиент замолчал, и я понимал, что в этот момент он, видимо, понял глупость того вопроса, с которым пришел. Не могу же я заставить его клиентов покупать то, что им сегодня не нужно!

Небольшое отступление. Я понимал, почему он пришел ко мне. Я специализируюсь по тем самым проблемам, о которых вы слышали в контексте траблшутинга, и видели фото, на котором стоит брутальный мужчина, одним своим внешним видом вселяющий надежды. В жизни, конечно, все не так, но я вот что хочу сказать. Если вы не станете этим самым траблшутером, вы поплывете по потоку лавины. Я не собираюсь впаривать здесь курсы по этому направлению. Я просто заявляю: вы не сможете управлять своим "кораблем", если будете продолжать мыслить, находясь внутри «девяти точек». Нужен иной подход.

Дело в том, что траблшутинг (я про то, что внутри этого термина, а не про название) имеет один интересный признак, узнав о котором вы сильно удивитесь, как и мой клиент.

Суть вот в чем. Ваша обычная модель поведения, которую вы применяли до этого времени – это «два коленвала»: 1) компетентность и 2) воля. Убери один из них, и вы не руководитель. Я не беру во внимание тех, кто научился командовать на основе полномочий, и больше похож на цербера. Я беру в основу весь треугольник Адизеса: «власть – полномочия – влияние».

Поскольку в настоящее время прогноз невозможен, оба этих фактора (компетентность и лидерство) похожи на форсаж для машины, которая застряла в песках. То есть, это не те факторы, с помощью которых можно выйти «за грани».

Куда я клоню? Если вы заметили, траблшутеры не являются более компетентными. Их также нельзя считать более волевыми. Но почему они тогда находят решения? Ответ: они обладают способностью выходить «за грани»

Возвращаемся к примеру.

В результате мой клиент собрал своих дистрибуторов и начал помогать им на уровне консалтера, а не пытаться им продавать свой товар. Он смог найти те «кнопки», которые помогали его клиентам в одной принципиальной вещи для любого руководителя, к которой я скоро перейду.

Вы спросите меня: в чем фишка идеи, что мой клиент начал помогать, а не продавать?

И в чем вообще была его помощь? И я отвечу вам, как и ему, когда он задал этот же вопрос. Фишка в том, что когда нам плохо, наше сознание попадает в специфическое состояние: «захват». И мало кому известен прием, который используют все специалисты, оказавшись в экстремальных ситуациях. Этот прием не имеет ничего общего с 1) квалификацией и 2) силой воли.Это специальные приемы, которые представлены в закрытых школах.

Таким образом, когда вы удерживаете свое сознание в определенном качестве, вы и находите нестандартное решение.

Выглядит на уровне магии, но в этом суть. Решение можно найти, только если выйти «за грань». Иными словами, нужно выйти за рамки той проблемы, в которой вы оказались. Это такой прием. На обучение уходит два-три месяца тренировки.

И как только вы входите на этот уровень сознания, у вас возникает эффект отстраненного взгляда на свою проблему, как на проблему третьего лица, решение находится само собой. «Вы просто прочертили линию чуть дальше внашем примере "9 точек"».

Мой клиент дал своим дистрибуторам именно это. Он начал общаться с ними не как бизнесмен, преследующий свою коммерческую выгоду, а как человек, желающий помочь своим друзьям. При этом он удерживал себя в «этом» качестве сознания. То есть, не просто имел намерение помочь, но и знал некий специальный прием.

Он помог им "вынырнуть" из порочного круговорота "всепропало". Помог успокоиться, утихомирить эмоции и подключить интуицию. И дистрибутор смог посмотреть на свою проблему аналитически, а не эмоционально, и смог обсудить это. Решения нашлись почти сразу.

«Дело в том, что женщины… – сказал мне клиент, – даже на войне красят свои губки помадой. Все, что нужно нам сделать – это просерфить на волне карантина, и показать дамам идею, что если они перестанут делать себя красивыми, у них упадет иммунитет». А поскольку это правда, идея получила "ядерный заряд".

Не могу сказать, что под этим воззванием подписались ученые, но оно оказалось настолько правдиво по своей сути, что мы уже начали искать правовые решения, и подключили юристов для «прокладки маршрута по карантину».

Есть старая банальная фраза: «Надо просто успокоиться и смотреть на проблему со стороны». Но попробуй это сделать, когда у тебя кредиты, ипотека, аренда, сотрудники, налоговая требует свое – не так-то это и просто.

Это как в известной истории про траблшутеров, которые предложили делать на одной фабрике левые кроссовки, а на другой – правые, чтобы пресечь воровство. Простое решение? Да. А ты попробуй найди его!

В этом случае я показал клиенту, что так делать можно, и показал, как выглядит это состояние «за гранью». Он ощутил его на вкус. Суть состояла в том, чтобы соскочить с линейных методов решения (аналитических) на интегральные приципы. 

Любая стратегия — это всего лишь интеллектуальный процесс. Он на уровне линейного мышления. Это не процесс по созданию новых «дорог». Это протокол как объехать...

Невозможно в возникших новых условиях формировать антикризисную стратегию, господа консалтеры и бизнесмены! 

Нет кризиса! Кризис — это то, чем можно управлять. А мы столкнулись со стихийным бедствием. Им не управляют.

Нужны «МЧС-ники» — создатели новых «дорог». 

Случай №2. «Корабль плывет, пока им рулишь»

У второго клиента была проблема посложнее. Его компания – туроператор. И повода обращаться к консультанту, как вы понимаете, в таких случаях не остается. Но здесь уже был уровень наподобие клинической психологии. Когда бизнес разрушается так скоропостижно, обычное последствие – это сильное замешательство, которое возникает именно у руководителей из-за того, что они продолжают нести ответственность за людей. У моего клиента их было около пятидесяти.

Ситуация с моим клиентом была похожа на сегодняшнюю проблему аэропортов: нельзя не поддерживать безопасность просто потому, что самолеты не летают.

То, что я описываю – это, конечно, проекция на ощущение и субъективную оценку жизни того человека, который стал свидетелем «скоропостижной смерти» своего бизнеса. Но именно здесь (для его ситуации) прием, о котором я здесь говорю, сработал.

Вся команда из четырнадцати человек находится сегодня в состоянии управления судном. Правда, судно по-прежнему тонет, но пока не утонуло… В моей метафоре судно – это не железка, а люди, и пока они удерживают свое сознание в определенном качестве, корабль плывет.

Сейчас мы рассчитываем на то, что бизнес будет полностью переориентирован. Оказывается (это озарение возникло у моего клиента в первую неделю применения метода), главным активом его бизнеса была команда, которую он смог построить за долгие годы работы.

Команда – это ведь не просто слово. Это совокупность ментальных связей людей, способных а) идентифициоровать проблему и б) находить способ ее решения.

Вы можете спросить: получится ли у него? Отвечу: уже получилось. Качество нашей жизни определяется не количеством дохода, а способностью удерживать себя в состоянии «за гранью».

Как нам это удалось?

У каждого из нас существует скрытая часть нашей психики – потенциал. Он зажигается, когда мы можем пробраться к потаенным тропкам своего подсознания. Там лежит чемоданчик с «жизнью». Мой клиент до применения приема, конечно, не знал о нем. Это его страстное желание создать команду с самым высоким уровнем профессионализма – некий «спецназ». Что-то вроде группы «ниндзя» в своем деле. Иными словами, жизненная ценность моего клиента состояла в том, чтобы создавать новые бизнесы в формате пиратских сообществ. А какой бизнес – это вопрос второстепенный. Когда он нашел это, внутренний огонь вспыхнул. Другое дело, что у каждого этот огонь зажигает от своего фитиля. Его и нужно уметь включать.

Вопрос, который привел моего клиента к тому, чтобы зажечь потенциал, звучал так:

«Как может то, что я не принимаю, от чего шарахаюсь, как черт от ладана, стать для меня ценным?».

Каждый находит своей ответ. Но фишка состоит в том, что если этот вопрос задавать при входе в определенное тета-состояние (наш прием), возникает сильный импульс, который заставляет человека выйти «за грани».

Когда мой клиент это понял, я уже не мог удержать его. Он тут же собрал совещание и объявил, что предлагает остаться всем тем, кто хочет начать делать с ним новый бизнес.

– Какой? – спросили они его.

– Новый – ответил он.

– Да какой новый, когда нам конец?!

– Пока что не знаю, – ответил он. – Но я знаю вот что. У нас одна из самых сильных команд, которые я видел. У нас есть опыт. У нас есть компетенции в подборе людей, маркетинге и продажах, построении финансовой системы, создании сервиса, PR. У нас есть слаженность и доверие друг к другу. Мы бизнес-спецназ. Нам нужно только задание! Мы проверены в боях много лет и мы прикрываем друг друга. Так уж сложилось. Неужели мы, черт бы нас всех побрал, не сможем придумать что-то новое?

Он показал своим людям ценность того, что у них уже есть. Показал, что такие подготовленные ребята, если они не сдадутся в душе, горы могут свернуть. Он вернул им (вдумайтесь только) веру в себя! Ведь лодка тонет не тогда, когда тонет железо. А когда люди на борту этой лодки согласились утонуть. Прекратили бороться.

Вся команда как раз и была близка к этому – прекратить бороться. Но он показал им их реальную силу: сильная команда не сможет не вырулить – если только не решит сдаться сама. Это и была его функция как руководителя. Но здесь, как вы понимаете, бравада не поможет. Воля и компетентность? Да, без этого не т руководителя. Но только при наличии знаний, как выходить «за грани».

Сейчас они выруливают. Не сказать, что все так же хорошо, как раньше. Но и не плохо. Запускают несколько новых проектов, нашли как новые ниши, так и смежные, на которые ранее не обращали внимания.

Зная этого человека и его команду, я уверен, что у них все получится. У них есть дух, есть намерение. Они бойцы. И при этом они были почти готовы сдаться. Сила духа творит чудеса. И ее надо научиться проявлять. Даже не так! Не проявлять, а являть. Являть силу своего духа.

Это та магия, которой владел Стив Джобс и некоторые другие ребята, которые поднимались каждый раз. Их бьют, а они встают. Их опять бьют, а они опять встают. Другой бы сдался уже: "ну признай ты свое поражение"! Но эти – встают.

И последнее. Я понимаю, что вы захотите узнать о приеме. Но прошу вас отнестись к моим доводам разумно. При всем моем желании я не смогу описать здесь этот прием. И дело не в "кодексе чести" снобовца (не рекламировать). Прием не описывается (словами) в принципе. Другое дело, что его нетрудно освоить, если только вы осознали, что линейный способ поведения в условиях «урагана "Катрин"» не работает, и похож на попытки мухи выравать из паутины. 

Невозможно в возникших новых условиях формировать антикризисную стратегию! 

Нет кризиса! Кризис — это то, чем можно управлять. А мы столкнулись со стихийным бедствием.

Основатель бизнеса должен выйти "за грани"!