Все записи
19:04  /  21.05.20

235просмотров

Renault Kaptur, или новая «корона» автомобильного рынка России

+T -
Поделиться:

Разговоры о крахе российского автомобильного рынка давно уже стали общим местом. Мрачными предсказаниями производители, дилеры и журналисты стращают друг друга уже лет десять, а пациент всё никак не помрёт. Хотя сделать это ему следовало на фоне мирового экономического кризиса в 2008 году, затем — в 2014 году из-за непродуманной внешней политики России, приведшей к санкциям и скачку валютного курса, и затем — во все последующие годы по причинам мыслимым и немыслимым. Ну и, конечно, пандемия COVID 19 должна, по идее, окончательно добить продажи автомобилей в России.

Однако этого почему-то не происходит. В чём тут фокус? Критерием для сравнения зачастую выбирают рекордную пятилетку до 2008 года включительно, когда в России продали почти 2,9 млн легковых автомобилей. Мы тогда стали третьим рынком Европы. Но невозможно постоянно бить рекорды. Разумеется, прямолобая политика и узколобая экономика отразились на кривой продаж, однако я бы не стал всё списывать на эти факторы. То, что происходило с рынком после 2008 года, свидетельствовало о самом что ни на есть банальном его насыщении. Даже если бы в 2014 году Крым не стал нашим, продажи не поползли вверх!

Вообще санкции, нефтяной демпинг, пандемия служат отличным прикрытием просчётов в бизнесе. Не случись всего этого, какие бы доводы приводили те, кто все эти годы скулил из-за потери бонусов? Кому хоть раз довелось покупать и обслуживать автомобиль у официальных российских дилеров, не надо рассказывать, как теми ведутся дела.

Интересно и другое. Если сравнивать российский автомобильный рынок с крупнейшим европейским — германским, то выяснится, что в иные месяцы он падал сильнее нашего! Разумеется, я не рассматриваю шоковый экстремум начала 2015 года. Притом, что «дна» января 2010 года вторично нам так и не удалось достичь!

Снижалось все эти годы и производство легковых автомобилей в Германии. И если правительство России несколько раз предпринимало меры, стимулирующие отрасль, то вся поддержка фрау Меркель ограничивалась посещением выставочных стендов национальных производителей на Франкфуртском автосалоне. То, как в угоду электрическому лобби под надуманными предлогами в ФРГ разрушают одну из главных отраслей экономики — отдельная тема. Сколько бы не пеняли Путину за то, что он подкармливает «АвтоВАЗ» из бюджета, меры эти возымели действие. Подобным образом (может, чуть более изощрённо) сегодня действует и Трамп. США почти уже потеряли некогда могущественную автомобильную индустрию. Крупнейшая корпорация General Motors свернула производство в Европе, Австралии, Таиланде. Закрыла даже свой филиал в Канаде, хотя именно на канадские деньги и была когда-то создана. Сегодня жёсткими протекционистскими мерами худо-бедно удаётся вернуть Детройт к жизни. 

Мировой экономический кризис замедлил рост даже китайской автомобильной индустрии, что уж говорить! Российский автопром в непростых экономических условиях демонстрирует завидную гибкость. В частности, нашим заводам удалось избежать затоваривания (некоторое время назад по Интернету гуляли снимки заставленных машинами германских аэродромов — концерны арендовали взлётные поля под склады). Да и в условиях пандемии «АвтоВАЗ» и другие предприятия отрасли возобновили работу раньше европейских компаний.

Я бы не ставил знак равенства между понятиями «крах» и «рынок сжался». И прежде всего потому, что негативные проявления на российском автомобильном рынке не носят системного характера. Opel ушёл из России? Opel вернулся! Резко упали продажи? Но лидеры рынка — «АвтоВАЗ», Hyundai, Kia, Renault, Škoda, Toyota, Volkswagen — удержали за собой лидирующие позиции. Пострадал сегмент доступных автомобилей? Зато выросла, перевалив за 60%, доля кроссоверов. Премиальные марки не дрогнули, а Porsche так и вовсе увеличил продажи. А головокружительный успех Suzuki Jimny и вовсе сбивает с толку: неоправданно мало автомобиля за неоправданно большие деньги. И тем не менее — такого успеха марка не видела в России, наверное, с самого момента выхода на наш рынок. А сегодня-вот состоялась онлайн-презентация нового бестселлера компании Renault — кроссовера Kaptur. Это первая в автомобильной истории России премьера в условиях пандемии. Дебютант представляет собой второе поколение модели, выпускаемой московским заводом Renault, известным как «Автофрамос» («Автомобили-Франция-Москва»). Первый Kaptur в 2016 году приняли очень хорошо, однако он пал жертвой внутреннего «каннибализма»: соплеменники Renault Duster и Renault Sandero сыграли на том же поле и не позволили Kaptur в полной мере показать себя на рынке. Сложится ли судьба нового Kaptur удачнее? Иммунитет к COVID-19 у него, похоже, выработан.