Кроссовер Cullinan во дворе завода Rolls-Royce в Гудвуде

Из живущих на планете 20 000 видов беспозвоночных опылителей есть два особенных: пчёлы Rolls-Royce и пчёлы Bentley. Чьи правильнее? Даже Винни-Пух затруднился бы ответить. Если бы не COVID-19, мы, вероятно, и не узнали бы, что две почтенные британские марки втихаря занимаются пчеловодством. Картина: конвейер замирает, рабочие оттирают руки от масла, меняют защитные очки на сетки, гайковёрты на дымовушки и идут медитировать на пасеку. Красиво, кстати, переводится на английский: apiary. Интересно, а какие у других автомобильных компаний тайные увлечения? Помнится, Volvo с 1981-го по 1995 год торговала морепродуктами под маркой Abba, а уже в наше время выступила спонсором мюзикла «Мамма миа», хотя Абба в консервах никак кроме названия не связана со знаменитой шведской четвёркой.

«Из вереска напиток/забыт давным-давно...» Оказывается, возле завода Rolls-Royce Motor Cars в Гудвуде, что в Западном Суссексе, с 2017 года существует небольшая пасека из шести ульев, где живут примерно 250 000 медоносных пчёл. Мёд, это очень по-британски! Где-то неподалёку возился со своими ульями Шерлок Холмс на пару с Винни-Пухом и подпрыгивающим Пятачком с воздушными шариками. Сам по себе завод Ссылка уникален: врисован в ландшафт, словно жилища хоббитов. Внизу, в цехе, собирают самые дорогие в мире внедорожники Cullinan, а на зеленеющей и цветущей заводской крыше пчёлы собирают мёд. Это вам не Красноярский алюминиевый завод, и не Челябинский металлургический комбинат!

Улей, названный в честь Cullinan, первого в истории Rolls-Royce внедорожника

Пчёлы всегда удивляли самоотдачей и слаженностью. «Трудится, как пчёлка, не покладая рук», говорим мы, путая энтомологию с анатомией. Шесть ульев, пять из которых названы по моделям Rolls-Royce (Cullinan, Dawn, Ghost, Phantom, Wraith), а шестой — Spirit of Ecstasy в честь знаменитой декоративной фигурки на капоте, предоставили мне, до глубины автомобильному журналисту, возможность расширить кругозор. Оказалось, что 75% продовольственных культур в мире зависят от опыления. А такие ароматные виды, как дыня и миндаль, выживают исключительно благодаря Apis Mellifera, медоносным пчёлам.

Роллс-ройсовский релиз опередил сообщение Организации Объединённых Наций: «Медоносные пчёлы почувствовали укус вируса». Бр-р-р! Что ковид проклятый делает! Просыпаешься утром с лёгким жаром (случается и такое!), и сразу — нюхать носки. Говорили же, что первый признак заражения — потеря обоняния! Не до мёда!

Сбор мёда на заводе, где собирают автомобили

Оказывается, ещё 20 декабря 2017 года ООН приняла резолюцию № 72/211 о Всемирном дне пчёл. Им стало 20 мая, поскольку, цитата, «20 мая 1734 года родился Антон Янша — пчеловод и художник словенского происхождения». В очередной раз я порадовался за ООН. Шикарная синекура! Синекуристей не бывает. Сиди себе, сочиняй резолюции! В году 365 дней. У Брэма целый трёхтомник о жизни животных написан. Найдётся, кто и дождевыми червями занимался. Но пчёлы, они такие милые. Как хомячки. Не то, что осы, которые — как крысы. Или тараканы в голове.

Гораздо важнее, что релиз Rolls-Royce обогнал сообщение их главных конкурентов. В пресс-службе Bentley Motors кусали локти: о своих пчёлах они собирались поведать миру ровно 20-го. И если пчёлы Rolls-Royce меня особо не удивили (как-никак, завод расположен на территории поместья, 17 гектар, полмиллиона деревьев и кустарников), то сообщение от конкурентов порадовало своей креативностью: «Строгие меры социального дистанцирования на территории завода не распространяются на ульи».

В остальном фабула совпадала: пчелы присоединяются к рабочим на линиях сборки Bentayga, Continental GT, Flying Spur и Mulsanne для поэтапного наращивания производства; добавлением трёх новых ульев к двум существующим число сотрудников Bentley увеличивается до 300 000, и т. д. Bentley Come Back Stronger! Всеобъемлющая и широкомасштабная программа гигиены и социального дистанцирования, принятая Bentley Motors для безопасного возобновления производства, включает в себя 250 пунктов. Например, мытьё рук дождевой водой, собираемой на заводе в особые ёмкости, как когда-то у моей бабушки в деревне. В духе Льюиса Керолла, пресс-релиз компании замечал, что далеко не все из этих принципов соблюдаются заводскими пчёлами.

Мёд Rolls-Royce не купить в супермаркете. Его дарят гостям завода.

В поддержку Bentley Motors должен отметить, что её предприятие в городе Крю (в Чешире) первым среди автомобильных фирм мира полностью перешло на возобновляемые источники энергии. Площадь солнечных батарей, устлавших собой крыши этого старинного завода, едва ли не сопоставима с площадью, занимаемой Rolls-Royce в поместье 11-го герцога Ричмондского.

Сегодня, в день, определённый ООН как Всемирный день окружающей среды, когда за окном беспричинно льёт, как из ведра, уместно отметить общую направленность на создание предприятий замкнутого экологического цикла. Крупнейший завод Volvo Cars в китайском городе Чэнду полностью переведён на возобновляемую электроэнергию. Выбросы СО2 на заводе сокращены более чем на 11 000 тонн в год. Volvo Cars разработала целую стратегию, как за период с 2018 по 2025 год снизить выбросы углекислого газа из расчета 40% на 1 автомобиль, а к 2040 году и вовсе стать компанией с нулевым воздействием на природу.

На заводе Bentley Motors в Крю руки теперь моют дождевой водой

Планы оптимистические. Хрущёв, помнится, в 1961 году на XXII съезде КПСС обещал построить коммунизм тоже через 20 лет, к 1980 году. Я не против выбранного направления. И даже был не против жить в коммунизме в 1980 году (вместо этого удалось две недели пожить в «капитализме» во время московской Олимпиады-80). Хочу лишь заметить, что чугун, сталь и алюминий для автомобилей всё равно придётся где-то выплавлять, прокатывать, отливать, ковать и штамповать. И синтетические материалы для автомобилестроения тоже производят отнюдь не на пасеках. Эту грустную истину подтвердят жители Красноярска, Норильска, Челябинска и многих городов в России, Китае, Индии и других странах, выражусь мягко, третьего мира. Работники тамошних заводов, конечно же, не против оказаться ужаленными пчелой, случайно залетевшей в цех. Когда-нибудь. Во всяком случае, теперь им есть на кого равняться. Однако, когда в их далёких от пастерали условиях из-за COVID-19 наступило экологическое перемирие, запаниковали прежде всего в странах первого мира. 

Bentley выпустила 20000-й кроссовер Bentayga. Человек всегда стремился быть ближе к природе. И только отдалялся от неё.

И далеко ходить за примерами не надо. Коронавирус обездвижил автомобильные заводы, и их PR-отделы в одночасье лишились подпитки для релизов. Мы стали свидетелями беспрецедентного высасывания новостей из пальца. Как не вспомнить жившего в XIX веке английского поэта Вильяма Блэйка, сказавшего: «У занятой пчелы нет времени на горе».