Все записи
00:26  /  22.06.20

974просмотра

Королева дилеров. Как Лилия Шиляева меняет отношение обывателей к «АвтоВАЗу»

+T -
Поделиться:

Лилия Шиляева — женщина-директор. Фото: Денис Орлов

Лилия Шиляева — женщина-директор. Фото: Денис Орлов

Узбекских предков Лилии Шиляевой раскулачили и сослали. «Поезд с репрессированными сломался в Ижевске» — грустно шутит Лилия Мударисовна. Круг замкнулся: её родители познакомились, приехав по комсомольской путёвке восстанавливать Ташкент после землетрясения 1966 года.

В Ижевске Лилия Шиляева руководит дилерским центром «Иж-Лада». Среди торговых предприятий «АвтоВАЗа» он — лучший. Как лидеру глобального рейтинга, центру присвоены высшие пять звёзд соответствия коммерческим стандартам Lada.

Женщина может творить чудеса на 5-метровой кухне в пятиэтажке, а может с той же лихостью управлять предприятием со штатом в двести человек. Лилия Шиляева живёт, как пристало каждой хорошей хозяйке на Руси: земля своя, долгов нет, газ и воду делят с соседом. Несмотря на то, что уже несколько лет в отрасли царят упаднические настроения, выручка «Иж-Лада» планомерно растёт. «Иж-Лада» продаёт по 250 машин в месяц. В условиях нестабильного рынка модель развития была оперативно пересмотрена — больше стали уделять внимания техобслуживанию и trade-in. На площадку подержанных машин «Иж-Лада» пригоняют даже «лексусы», когда-то купленные в фирменном автосалоне напротив. (А сотрудники оттуда бегают в «Иж-Лада» обедать, потому что здесь вкуснее и дешевле.)

Lada Vesta SW Cross у себя дома.

Lada Vesta SW Cross у себя дома. Когда-то здесь под маркой Иж начинали выпускать «Москвичи». Фото: Денис Орлов

Lada решительно порывает с пресловутой репутацией «жигулей». Сегодня «АвтоВАЗ» располагает достойным продуктом — семейством Vesta. Как ни парадоксально, помогает и стагнация экономики: народ пересаживается на машины попроще.

О самом «АвтоВАЗе» в головах россиян тоже застыл увесистый штампище. И хорошо бы связывать автомобилизацию целой страны с одной маркой: Ford посадил Америку на колёса. Однако нарицательность нарицательности рознь. (Впрочем, и с Ford в США сегодня происходит примерно то же, что и с «АвтоВАЗом» в начале нулевых.) Бесконечны причины, по каким «АвтоВАЗ» стал мишенью язвительных подначек Comedy Club. Убогий дизайн, безобразное качество, устаревшая конструкция. Поспособствовали тому кровожадные бандитские разборки 1990-х, и «золотой парашют» президента Владимира Артякова в полтора миллиарда рублей, и фанфаронство начальства. Такое наблюдение: поработав годик-другой на руководящих должностях на «АвтоВАЗе», нормальные прежде люди начинали изъясняться выспренне-вычурно, как гоголевские помещики. Воздух, что ли, такой в Тольятти?

Фирменная сеть «АвтоВАЗтехобслуживания» была создана 8 июля 1971 года. Её переняли у FIAT, вместе с прототипами «жигулей» и заводом в Тольятти. Комплексное обслуживание автомобилей нам было в диковинку. Водители-профессионалы чинились на рембазах, частники — в гаражах. Именно обладатели «жигулей» первыми среди отечественных автолюбителей перестали сами лазить под капот. Но ненадолго. Вскоре вазовское техобслуживание принялось делить клиентов на «тех» и на «этих». Критериями служили толщина кошелька, известность, близость к начальству — попросту, блат. Остальным предлагался, как говорил Михаил Задорнов, «ненавязчивый советский сервис».

Иж-14 когда-то проиграл конкурс «Ниве».

Иж-14 когда-то проиграл конкурс «Ниве». А на внедрение сразу двух легковых вездеходов денег у страны не было. Фото: Денис Орлов

В Москве на шины записывались, отстаивая ночную очередь в автомагазине в Южном порту — подходила эта очередь в лучшем случае через полгода. В техпаспорте автомобиля делалась отметка, запрещавшая приобретение новых покрышек в течение трёх лет. Аккумулятор продавали при условии, что владелец сдал старый — тоже проставляли штамп в техпаспорте. На обслуживание в знаменитый техцентр на Варшавском шоссе занимали очередь с шести утра. За мастерами можно было бегать часами (за это время они обслуживали привилегированных клиентов). Мастера и кладовщики «Варшавки» щеголяли в джинсах Wrangler и кроссовках Adidas, курили «берёзочный» Winston или Marlboro, ездили на «единичках» и «одиннадцатых» с «шестёрочными» движками — самыми мощными, какие можно было воткнуть под капот «Жигулей».

Механизм личной выгоды не страдал хворями пятилетних планов. Показательна история с распределительными валами вазовских моторов. К началу 1980-х тольяттинские рационализаторы что-то там намудрили с итальянской технологией, и распредвалы начали приходить в полную негодность уже через 30-40 тысяч километров. Возник дефицит. Стоила деталь 17 рэ, но в магазинах её не было. Продавали её из-под полы за 250 рублей. Столь же дефицитная крестовина карданного вала при магазинной цене 3 р 50 коп уходила за четвертной.

Давно уже не давимся мы за шинами, аккумуляторами, распредвалами с крестовинами... да и самими «жигулями» тоже. Не снимаем с машины наружное зеркало и «дворники», чтоб ночью не спёрли, как герой Александра Калягина в кинокомедии «Старый Новый год». Да и из сети «АвтоВАЗтехобслуживание», куда в период расцвета входило 1500 станций, осталось всего 20. Из такой вот сервисной станции, открытой в далёком 1974 году, и возник дилерский центр «Иж-Лада» Лилии Шиляевой. Наследственность так себе.

Vesta SW Cross

Vesta SW Cross — первая Lada, в которой эстетика превалирует над практичностью. Фото: Денис Орлов

Только не ждите слёзовыжимательной истории о тяжёлой бабьей доле, в духе: «Есть ещё женщины в русских автосервисах!» Хотя, что кривить душой, взгляды о месте слабого пола в нашем обществе стереотипны. Я бы даже сказал, это лицемерие, возведённое в степень стереотипа. Легендарный генеральный директор «АвтоВАЗа» Виктор Николаевич Поляков — человек сталинской закалки, старался вовсе не допускать женщин к руководству. Женская доля среди инженерно-технических работников составляла 26%, а среди управляющего звена — жалкие 6,15%. Зато на сборке их трудилось больше половины! Мужики сразу просекали фишку и предпочитали устраиваться куда-нибудь грузчиками, чем идти на конвейер. Работа, крадущая молодость.

Ау, бурановские бабушки! Фото: Денис Орлов

Ау, бурановские бабушки! Фото: Денис Орлов

История Лилии Шиляевой началась даже не с увлечения автомобилями. Просто у них с мужем был ВАЗ-2105. Однажды заклинило мотор:

— В поисках нового двигателя я добралась до Тольятти, до Головного Центра Запасных Частей (ГЦЗЧ) «АвтоВАЗа», где по письму-заявке удалось его купить.

Это были времена перестройки, Лилия Шиляева работала в коммерческом предприятии и наладила прямые поставки запасных частей из Тольятти. Шесть лет работала по графику: две недели в Тольятти, три — дома. Нелегко, когда подрастает двое сыновей. Хватка и упорство сделали своё: пробивную тётку рекомендовали генеральному директору официального дистрибуторского центра «Иж-Лада» Дагиру Султанову.

Зажиточное село Шаркан, урочище Тол-Бабая (удмуртского Деда-Мороза).

Зажиточное село Шаркан, урочище Тол-Бабая (удмуртского Деда-Мороза). В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне пало пятеро уроженцев Шаркана. Фото: Денис Орлов

К тому времени в Удмуртии действовал с десяток официальных дилеров «АвтоВАЗа». Среди них центр «Иж-Лада» был, по выражению Лилии Мударисовны, «очень-очень внизу». Начинала она в «Иж-Ладе» начальником отдела снабжения, работала заместителем генерального директора по развитию дилерской сети и продажам, а в апреле 2011 году стала генеральным директором. Первым её нововведением стала современная вентиляция. Это и сегодня остаётся предметом её гордости: люди перестали дышать выхлопными газами. В шоу-руме навела чистоту, как в элитной московской стоматологии. Насколько это вообще возможно, поддерживается чистота в ремонтной зоне и на складе.

Приверженцы традиционного деления гендерных ролей именно на этом будут акцентировать внимание, подчёркивая различия мужского и женского подходов к бизнесу. Замечу на это, что проблема управления остаётся проблемой управления вне зависимости от пола. Отладить работу коллектива — даже если половина слесарей у тебя на станции имеют пятый или шестой разряд и десятилетний стаж работы — задача не из лёгких.

«Зато мы делаем ракеты». Ржавая родина Чайковского. Фото: Денис Орлов

«Зато мы делаем ракеты». Ржавая родина Чайковского. Фото: Денис Орлов

— Не имеет значения, женщина ты или мужчина, если ты профессионал, обладаешь масштабным мышлением и аналитическим складом ума. Трудно ли управлять мужским коллективом? После того как сама пройдёшь все этапы и изнутри изучишь бизнес-процессы, уже легко. Тебя слушают, видя, что ты разбираешься в вопросе.

Основатель одной из крупнейших в нашей стране автомобильных компаний-дистрибуторов «Рольф» Сергей Петров считает, что в отличие от мужчин, женщинам в бизнесе помогает отсутствие излишней самооценки и тщеславия.

Шесть лет назад дилерский центр Лилии Шиляевой стал, по сути, образцовым проектом для всего «АвтоВАЗа». Оформление и планировку заказали питерской студии BRIZ: в оболочке сорокалетней давности удалось сформировать совершенно новое по духу пространство, наполненное ощущением открытости и расположенности к гостям. Тематическая организация этого пространства достигается ненавязчивыми акцентами — напольным покрытием из разных материалов, освещением. Много светлой древесины, оттеняющей технократический холод стен. Утверждающе-позитивно на их фоне пламенеют новые логотипы Lada: здесь предлагают совершенно иной автомобиль, это НЕ пресловутые «Жигули». Почему-то кажется, что и оптимистический цвет волос Лилии Мударисовны — тоже манифест, призывающий качественно изменить подход к делу.

пруд ижевских оружейных заводов, размером с озеро. Появился в 1740 году

Не озеро, а пруд ижевских оружейных заводов, размером с озеро. Появился в 1740 году. Фото: Денис Орлов

По годовым отчётам «Иж-Лада» можно проводить семинары в Высшей школе экономики. Однако так ли всё идеально, как в сводках? По данным агентства «Автостат», едва заканчивается гарантия на новый автомобиль, трое из четырёх российских автовладельцев сбегают от официальных дилеров обслуживаться в гаражи. Все эти громкие акции с воздушными шариками и аниматорами, единые корпоративные стандарты, скидочные карты — всё побоку. Почему? У каждого — своя личная история общения с «официалами». Так, из-за недогляда механиков официального дилера «У-сервис» я едва не запорол двигатель своего Subaru. Можно, конечно, рассуждать: мол, не все ещё доросли до цивилизованных рыночных отношений. И отмазка придумана, «человеческий фактор». Да и сами клиенты ленятся отстаивать свои права, предпочитают не ввязываться в затяжные конфликты. А дилеры об этом знают и минимизируют свои затраты. Эта бизнес-модель называется «И так прокатит!».

В 2014-м в Ижевске прошёл конкурс скульптур из металлолома Ferrun Fest.

В 2014-м в Ижевске прошёл конкурс скульптур из металлолома Ferrun Fest. Так сочетаются традиции оружейников-кафтанников с заботой об окружающей среде. Фото: Денис Орлов

«Книгу жалоб и предложений» советского времени заменил интернет. Настоящим бичом стали фэйковые сообщения. Столько всего понаписано про «Иж-Авто»! И ведь как убедительно! Пожалуй, побороть «чёрный» контент-маркетинг будет потруднее, чем избавиться от совковых стереотипов. Пока придуман единственный способ противостоять этой подленькой технологии — личный опыт. Приехать, увидеть всё своими глазами, пообщаться с людьми. Попросить, чтобы провели в ремзону. Вглядеться в лица, обратить внимание, насколько опрятно одеты работники. Подобным образом, приходя в гости, мы составляем представление о хозяйке. И чаще всего — безошибочно.

— Только не пишите, что уровень удовлетворённости наших клиентов техобслуживанием автомобилей 94%, конкуренты не поверят, опять поднимут шум! — смеётся Лилия Мударисовна. (Уровень удовлетворённости продажами и того выше, под 100%)

А смеётся гендиректор «Иж-Лада» зажигательно — подозреваю, именно эти искры воспламеняют симпатии к ней со стороны деловых партнёров и власть имущих. А как иначе позапрошлой весной возле дилерского центра могла появиться городская автобусная остановка «Автосалон Иж-Лада»? Стало удобнее и сотрудникам, и клиентам. Ни в Тольятти, ни в Москве до такого не додумались.

 

Комментировать Всего 1 комментарий
Денис, убедительно!

Ничего не понимаю в автомобилях, но Вас читаю с удовольствием:)))