Все записи
23:11  /  2.09.20

32просмотра

Rolls-Royce: новая идентичность, русский дух и электромобиль по-старому

+T -
Поделиться:

Rolls-Royce не стал, в отличие от своего давнего противника Bentley, раскрашивать свои модели радужным спектром ЛГБТ-сообщества. И чёрном цветом не прельстился. Предпочёл пурпурный. Именно «цвет королей» (вспомним о пурпурных тогах римских императоров) выбран теперь для фона сайта, деловых бумаг, сувенирной упаковки, рекламных брошюр и всего такого прочего, с чем сталкивается большинство из нас, не покупающих себе Rolls-Royce. В древности краситель пурпурного или фиолетового цвета добывали из желёз хищных морских брюхоногих моллюсков Murex trunculus. Никакой химии, но и количество ничтожно: только римскому кесарю позволялось носить пурпурные одежды.

Не стану утверждать, что именно с тех пор пошло выражение «непозволительная роскошь», хотя и просится. «Возьми лучшее, что есть, и сделай ещё лучше» — под таким призывом рождалась слава «роллс-ройсов». Наше время способно опрокинуть и низвергнуть любую славу, даже Rolls-Royce дрогнул. Заказал лондонской студии графического дизайна Pentagram новый стиль. К слову, раньше графики Pentagram разработали и фирменный стиль моторостроительной компании Rolls-Royce. Названия пусть и одинаковые, и прошлое общее, но в настоящем — ничего связующего. Ещё одно свидетельство хрупкости и изменчивости того, что высокопарно принято называть традицией.

Было — стало. Новая трактовка wordmark, фирменного логотипа, — справа. Фото: Rolls-Royce Motor Cars.

Rolls-Royce! От туточки меня наверняка заподозрят в пристрастии. Ладно, хоть не в беспристрастности. В ближайшее время постараюсь рассказать о марке, к которой действительно неравнодушен. А Rolls-Royce, как жена цезаря, вне подозрений, вне интриг, вне страсти. С тех пор как две буковки сплелись в монограмму на радиаторе, они олицетворяют Эверест автомобильного мира.

Дотянуться до этой вершины мне пока не удалось, пусть я и побывал на заводе и в архивном хранилище https://snob.ru/entry/176601/, порулил дюжиной новых и старых «роллс-ройсов», проник в тайну зонтиков в их дверях https://snob.ru/entry/156733/, перезнакомился с дизайнерами, конструкторами, маркетологами и пиарщиками. Я даже близко знаком с Вагифом Бикуловым, до недавнего времени главой отдела люксовых брендов «Авилона». Но Rolls-Royce так и остался недосягаемым, как и положено венцу. Пусть даже у нас его приобретают мандариновые короли, мне не постичь в полной мере его величия, его мудрости. Вот, обновлён фирменный стиль. А на фига?

Дизайн-бюро Pentagram обнаружило в архивах плакат марки 1930-х в стиле Ар-Деко. Он-то и стал отправной точкой для новой стилистики. Фото: Rolls-Royce Motor Cars.

Среди множества терминов в современном обиходе есть и такой: визуальный язык. Кто, кому и когда его показывает, неясно. Единство образа и содержания — категория философская и потому бесконечно спорная. Со времен Платона и Аристотеля. Ради интереса я ознакомился с портфолио Pentagram, и из вещественных подтверждений ничего, кроме нездоровой тяги к оттенкам лилового, не обнаружил.

Глава Rolls-Royce, господин Торстен Мюллер-Этвёш (Torsten Müller-Ötvös) объясняет необходимость в «освежевании» стиля всё большим присутствием марки в цифровом пространстве: монограмма RR замелькала в «телеграмме» и «инстаграмме». Мол, и покупатель молодеет, средний возраст уменьшился до 43 лет (что обнадёживает — до TikTok дело не дойдёт). Оправдано ли беспокойство? В моём понимании, покупатель такого автомобиля как Rolls-Royce в любом случае обладает определённым набором маркеров: на «роллс-ройсах» ездили представители монарших династий, величайшие богатеи мира и знаменитые плейбои. Хемингуэй мечтал и купил-таки Rolls-Royce. Маяковский вписал его в свои «лесенки». Дядя Солженицына (да и сам писатель в детстве) катались на «роллс-ройсе». Ленин не гнушался, и Сталин. Даже Гагарина, когда он гостил в Великобритании, возили в открытом Rolls-Royce! (Хотя, на другой день — в открытом Bentley.) Это вам не «теслу» покупать!

У каждого, кто покупает Rolls-Royce, будет такая сумка. Но не каждый, ктo имеет такую сумку, сможет купить себе Rolls-Royce. Фото: Rolls-Royce Motor Cars.

Дизайнеры Pentagram сработали добротно. Только вот кому дано оценить замену шрифта Gil Sans Alt на Riviera Nights? Рассуждать о шрифтах — всё равно что спорить о полифонических наложениях у Бриттона, тут Солженицыным не отделаешься. Все эти кегли с интерлиньяжами, засечки и апроши, гротески и антиквы. Очевидно, одного визуального языка оказалось мало, чтобы убедить заказчика. Отголоски перепали и на нашу долю: The Wordmark has become more refined in its appearance, depicting the quiet, whispering power of contemporary Rolls-Royce. То бишь: «Логотип сделался более изысканным в своем облике, отображая тихую, шепчущую мощь современного Rolls-Royce». Ни в жизнь бы до такого не додумался!

Перемены затронули и знаменитый символ Rolls-Royce — статуэтку «Дух Экстаза». Точнее, её изображение. С ним проделали примерно то же, что программисты известного статистического учреждения в фильме «Служебный роман» сотворили с Джокондой — превратили в облако точек. Что когда-то потребовало глины, гипса, бронзы, часов позирования легкомысленной барышни-модели и напряжённого труда скульптора Чарльза Сайкса, в наши дни стало эфемерной оболочкой, саваном пустоты. В такое время живём. Усовершенствованный символ непроизвольно знаменует собой период полураспада материальной культуры.

Этим языком теперь представлен и новейший полноприводный Rolls-Royce Ghost второго поколения.

Принципы, на которых сконструирован новый Rolls-Royce Ghost, носят возвышенное название «Архитектура роскоши» (Architecture of Luxury). Это первый в истории завода полноприводный седан. Фото: Rolls-Royce Motor Cars.

Это не все новости. Время от времени Rolls-Royce выпускает автомобили в особо изысканном исполнении. Действует программа персонализации Bespoke. Лучшие мастера готовы материализовать самые буйные фантазии клиентов. Одних только цветовых оттенков для окраски кузова предлагается 44 000! И вот, по просьбе официального дилера Rolls-Royce Motor Cars «Авилон» придумали особую отделку для четырёх внедорожников Rolls-Royce Cullinan. Серию назвали Spirit of Russia, хотя, на мой вкус, просто «Вершины» звучит возвышеннее. В оформлении интерьеров этих автомобилей обыграна тема известных гор России: Эльбруса, Красной Поляны, Золотых гор Алтая и Ключевской сопки. Аллюзия к ледяным горным вершинам прослеживается и в окраске автомобилей. Матовое покрытие с искрящимся «морозным» эффектом, для «Эльбруса» — чёрное Iced Black Diamond, для «Красной поляны» — стального цвета Iced Gunmetal, для «Золотых гор» — насыщенное синее Midnight Sapphire и для «Ключевской сопки» — серебристое Premier Silver.

Так, вкратце, выглядит идея Spirit of Russia, высказанная представителями «Авилона» и воплощённая мастерами Bespoke. Фото: Rolls-Royce Motor Cars.

Буквально с порога клиенты «Авилон» смогут восполнить пробелы в географических знаниях: открывая дверь, видишь декоративную накладку с выгравированным названием коллекции, а также названием именно той вершины, коей посвящен его автомобиль, с указанием высоты: Elbrus 5642 m, Krasnaya Polyana 2500 m, Klyuchevskaya Sopka 4750 m и Golden Mountains 4506 m. Заснеженные пики — у каждого свой — вышиты на подголовниках сидений. На потолке многочисленными светодиодами выложена карта России.

Сегодня столько возможностей учить географию! Помню, едва Cullinan засветили — а было это два года назад — наблюдал сцену у «Националя». Новёхонький, упаковочная соломка не успела опасть, Cullinan (лилового, что примечательно, цвета), на украинских номерах. Пристал к бордюру, из машины сопровождения выскочили крепенькие боровички в куцых ученических пиджачках, швейцар смерил их тренированным оком, кто-то тенью проник в зеркальные двери. Как говорится, кому война...

Салон Rolls-Royce Cullinan «Красная Поляна» выполнен в сочетании светло-серого и бирюзового цветов, напоминающих оттенки горного неба. Фото: Rolls-Royce Motor Cars.

Впрочем, убеждён, что все четыре «географических» Cullinan останутся в России. У европейцев другие забавы. Мастерская Lunaz из британского Сильверстоуна наладила производство... электрических Rolls-Royce! Напомню, что в 2012 году сам завод построил электрический прототип Phantom 102EX, странным образом затем исчезнувший с горизонта. Поговаривали, при погрузке на какую-то заокеанскую выставку его здорово приложили о причал. Высказывалось и более прозаическое мнение, что клиентуру Rolls-Royce (среди которой, в общем, дураков нет) не устроил ничтожный запас хода «электро-призрака» и длительность подзарядки. Понятно, что автомобили марки Rolls-Royce имеет право выпускать только завод Rolls-Royce. Однако Lunaz ловко лавирует в правовой пучине: мастерская принимает заказы на... переделку ранее уже построенных «роллс-ройзов»! Допустим, берётся исторический экземпляр Phantom V или Silver Cloud, создаётся его подробнейшая трёхмерная модель, после чего экземпляр разбирают до винтика, дефектуют и переделывают на электрический ход. Внешних изменений никаких — это ж памятник! Причём даже вилка зарядного устройства втыкается туда, куда раньше засовывали заправочный пистолет. Лишь в салон такого автомобиля Lunaz позволяет добавить чуточку больше роскоши, в современной трактовке: матовую древесину с проявленной текстурой, экологичную кожу, розовое золото. Но вот старинная бакелитовая телефонная трубка (компания Rolls-Royce первой в мире встроила телефон в автомобиль) осталась, где и была. Только теперь сам телефон сотовый.

Rolls-Royce Phantom V выпуска 1961 года в электрической трактовке Lunaz обладает самой мощной из доступных батареей (энергоотдача 120 кВт.ч) и способен проехать свыше 400 км без подзарядки. Цена на такой автомобиль начинается от полумиллиона фунтов стерлингов. Фото: Lunaz/Newspress.co.uk

В отличие от Платона, Аристотеля больше привлекала не возвышенная идея сама по себе, а процесс её заземления, превращения идеи в вещь. Ученики всегда меркантильнее учителей хотя бы потому, что рассчитывают их превзойти. В этом смысле все мы, составляющее общество потребления, можем считать себя адептами учения Аристотеля (скажи такое какой-нибудь сумасшедшей мамаше в Metro!). Постоянно лихорадочно что-то выдумываем. Почему только иногда начинает казаться, что с идеями перебор?