Все записи
17:06  /  16.04.14

5973просмотра

Антибог и Антихрист против бульдозера любви

+T -
Поделиться:

 

Чуть больше года назад я опубликовал здесь текст про Сашу Лиханова – парня из посёлка в Пермском крае, который уверовал в скорое пришествие Христа и развернул совершенно удивительную миссионерскую деятельность, граничащую с чистым искусством.

Сейчас я думаю, что это один из самых хороших и настоящих людей, которые мне когда-либо встречались. А тогда, год назад, я, наверное, ещё играл сам с собой – а значит, и с Сашей тоже – в какую-то эстетскую игру. Всё происходящее казалось мне экзотикой, приключением, нетривиальным сюжетом. Но тогда ещё ничего не было – не было нашего с ним общения, не было проповедей на ютубе, не было выставки.

Выставку нам предложили сделать в «Музее советского наива» – сейчас это единственный частный музей в Перми. Его владельцы, местные меценаты Агишевы, давно хотели открыть выставку художников-аутсайдеров, которую на тот момент уже разрабатывала искусствовед Анна Суворова. У неё, как и у меня, незадолго до этого тоже появился необычный товарищ, Валерий Щекалов, старичок из Пермского края, рисующий гуашью повторяющиеся образы и исповедующий смесь из множества религий и оккультных доктрин. В результате появилась идея включить в экспозицию двух художников, и я рассказал об этом Саше.

Весь этот год мы созванивались и общались, раз в пару месяцев я приезжал к нему, чтобы забрать в музейную коллекцию очередные скульптуры. Я наблюдал, как месяц за месяцем они становятся сложнее и любопытнее. От икон и изображений Христа с воровскими татуировками, вырезанных из цельного куска дерева, Саша перешёл к более изощрённым композициям.  Так в нашей коллекции появился «Электростатик» - поставленный на колёса пенёк с божественным ликом, увитый электрическими проводами. Танк с вращающейся башней, символизирующий энергию колокольного звона. Двухметровый многосоставный «Скорпион» на ножках, курящий трубку – изначально он должен был курить сигарету, но Саша решил, что это будет реклама. И ещё два десятка самых разных скульптур. Многие из них Лиханов увидел в своих сонных откровениях, каждая наполнена вполне конкретным смыслом - конечно, в контексте его веры, сложившейся из христианства, человеколюбия и "блатной" эстетики.

Получив гонорар, Саша смог купить себе более приличный компьютер и обеспечить доступ в интернет – с этого момента его творческая активность стала расти день за днём. Заглядывая в его аккаунт на ютубе, я каждый раз обнаруживаю новые видео, которых там накопилось уже тринадцать штук. Саша фактически придумал новый жанр – аутсайдерский кинематограф. Он снял, например, самый настоящий клип на свою песню «Сатана это блин, Люцифер это Петя» - «блин» и «Петя» изначально были матерными словами, но Саша в одном из своих видений получил временный запрет на мат. Экранизация видений – любимый Сашин приём. В одном видео он с помощью спецэффектов и пластилиновой анимации экранизировал сон, в котором к нему приходят демоны. Ещё одно направление – этакое «моралите»: Саша снимает себя за будничными делами типа приготовления супа, выпекания пирогов и похода на рыбалку, а затем накладывает на видеоряд самокритичные комментарии: «Что-то я слишком понтуюсь», «Это я себя вдохновляю».

Снимает он и видеосопровождения к своим работам. В одном из роликов к Саше во сне является дух в маске (его Саша играет, конечно, сам) и убеждает возлюбить Сатану. В следующем сне этот же дух заливает в бензопилу топливо. Ещё в следующем – сперва признаётся в любви к Сатане (его образ в виде козлиной морды вырезан из дерева), а затем пронзает его бензопилой. Саша обдумывает сны и приходит к выводу, что топливо для пилы – это любовь, и только любовь действительно убивает Сатану. В конце Саша с чистым сердцем произносит: «Я люблю тебя, дьявол». Артефакт с этого видео – рожа Сатаны с торчащим из неё лезвием пилы – тоже включён в выставку.

 

В таком же ключе («Любовь как топливо») выполнена и ещё одна инсталляция из трёх частей – против вырезанного из дерева бульдозера, баки которого наполнены божественной любовью, сражаются два монстра. Саша позаимствовал где-то игрушечных трансформеров, оторвал им головы и на их место приделал головы щук – в сложной Сашиной терминологии «щука» значит «сука», значит предатель, дрянь. Трансформеры поставлены в боевые позы, под ногами у них – символизирующие хаос куски игрушечных машинок и динозавров, слепленные друг с другом. Всё вместе это называется – сражение Антихриста и Антибога против бульдозера Божьей любви. 

 А вообще, получив доступ в интернет, Саша стал более активно искать ответы на свои вопросы – в том числе и общественно-политические. Так появилось его «Послание к Путину», в котором он рассуждает о президенте и приходит к выводу, что Путин не лох.

Вообще, я бы не хотел, чтобы Сашина симпатия к Путину становилась объектом иронии. Он действительно много думает и размышляет над всем – побольше многих условно-нормальных сограждан. У него, например, есть вопросы к Патриарху, он против приговора PussyRiot. Чтобы составить мнение о Путине, он посмотрел в интернете много материалов самого разного толка – в частности, ток-шоу Шустера и обличающие документальные ролики про Беслан. В конце концов Саша обратился за подсказкой к Богу, и Бог намекнул ему, что Путин хороший. Лиханов в связи с этим написал песню. Текст там такой:

 Боже, как мне надоело

Слушать упрёки:

«Путин плохой, Путин плохой, Путин плохой».

У меня есть мненье своё –

Я верю, что Вова простой

Рыбак, как апостол Андрей.

Я верю, что Вова верит Христу.

И палач предъявил Сатане:

Шах, Сатана!

Всё просто, ребята: Путин не лох!

Боже, храни Царя,

Боже, храни Царя!

Путин – рыбак, потому что символ России – рыба. У Саши на этот счёт есть скульптурная композиция, стайка рыб. Выше всех – величественный карп, на котором восседает Путин. Пониже – голавль, то есть, премьер-министр, «голова», «смотрящий». Ещё ниже – окунь, министр обороны. И четвёртый - совсем маленький ёрш с монеткой во рту. «Сколь бы ни была мала рыба, она всё равно приносит деньги», - говорит о нём Саша.

Вот это всё и вошло в выставку – картины, графика и дневники Валерия Щекалова, а также скульптуры, видеоролики и тексты Саши Лиханова. Мы с Анной Суворовой назвали её «Перевёрнутый дом». Во-первых, у Саши в его книге заповедей есть фраза «Заходишь в перевёрнутый дом, и он ломается под тяжестью веса земли», которую сам автор затруднился объяснить. Во-вторых, мы решили, что пусть наш «перевёрнутый дом» означает перевёрнутые представления о категориях «нормального» и «ненормального». Ведь, в конце концов, это условно «ненормальный» Саша через своё творчество проповедует идеи любви к Богу и всему живому, а условно «нормальные» люди калечили его за это, едва не убив в позапрошлом году. Таких противопоставлений по мере знакомства с героями выставки и их работами копится столько, что волей-неволей переоцениваешь свои представления о «норме» и «помешательстве».

 Что до Саши, то это, я уверен, не последняя его выставка. Во всяком случае, он постепенно становится уникальным явлением в мире российского аутсайдерского искусства. У него в планах поездка в Петербург на гастроли – на это предприятие он ждёт только веления свыше. А пока что у него ещё есть планы дома: к лету Саша планирует сделать составную деревянную скульптуру более чем из сорока частей – сорок деревянных демонов и огромный трёхметровый паук, раскинувший над ними свою сеть.