Все записи
15:23  /  5.06.13

25855просмотров

ЕГЭ. Ритуал бесчестия

+T -
Поделиться:

 

Завтра четверг. Это значит, что школьники всей страны рано утром сядут за парты и приступят к решению тестов Единого государственного экзамена. Многим выпускникам из Москвы, сдающим ЕГЭ по английскому, с большой долей вероятности попадется вот это задание: А1 «Kate is thinking about a present for her former school friend». И несчастным школьникам придется решить для себя, подумывает ли Кейт купить что-нибудь своему другу или нет, и выбрать ответ: 1. True; 2. False; 3. Not stated. Правильным ответом окажется 2. False. Кейт — не очень хороший друг.

Всю эту захватывающую информацию я обнаружил в интернете за два дня до ЕГЭ по английскому. Все варианты заданий государственного экзамена по иностранному языку мирно лежали и ждали, когда их скачают тысячи человек. Несколько дней назад ЕГЭ по математике тоже был выложен в интернете и полностью сошелся с реальными вопросами и ответами.  

Чтобы найти контрольно-измерительные материалы (КИМы) и ответы к ним, не нужно быть хакером — достаточно научиться пользоваться строкой поиска «ВКонтакте». Три клика — и все необходимое, чтобы сдать английский на 100 баллов, оказалось у меня в компьютере. Так же можно было сдать математику, русский и все остальное.  

Можно долго гадать, как секретные задания ЕГЭ попали в интернет. Вероятно, точно так же, как попадали почти каждый год своего существования. Все как в сказке: мышка бежала, хвостиком махнула, флешку воткнула, и вот все школьники заранее знают, чего ждать на одном из самых ответственных этапов своей жизни.  

Миллион школьников, сдающих ЕГЭ в этом году, — стратегический запас России, почти как ядерные боеголовки. Кто теперь вообще поверит в безопасность информации, надежную оборону и непробиваемый военный щит? ЕГЭ, направленный на тестирование самого важного государственного ресурса — подрастающих избирателей, в этом году сочился утечками, как столетняя водопроводная труба, которую изрешетили мелкокалиберным оружием. Какая к черту секретность, если всю необходимую информацию крадут каждый год, методично и успешно, и никаких поимок и разоблачений!

Конспирологи скажут, что слив вариантов ЕГЭ в сеть — это заказ самого министра образования Ливанова. Он же понимает, что в школах у нас учат плохо, к некоторым заданиям ЕГЭ вообще не готовят, мотивацию учиться имеют единицы. Школьники просто не сдадут экзамен честно, поэтому министерство и сливает информацию, поэтому соцсеть «ВКонтакте» создает лишь видимость борьбы с распространением ответов на ЕГЭ:  страшная блокировка сообществ с ответами оказалась абсолютно неэффективной, и сейчас любой идиот найдет все, что ему нужно...  Но это все конспирологи. Им можно.

Я не очень верю в конспирологию, и для меня вся эта история имеет несколько иное значение. Недавно я звонил своей знакомой школьнице. Она рассказала о техниках, применяемых для списывания на ЕГЭ, о том, на каком портале лучше всего искать ответы на ЕГЭ и т. д. Я спросил, не коробит ли ее тот факт, что она, как и все другие выпускники, взяла КИМы из интернета, все прорешала и прихватила ответы с собой — сжульничала, короче. Она мне объяснила такую вещь. Многие выпускники сразу соглашаются купить КИМы, они качают ответы и т. д. — они с радостью мошенничают. Есть те, кто этого делать не хотят: стойкие отличники, просто принципиальные люди. Но когда приходит час икс, даже принципиального отличника берет сомнение. Он понимает, что со своими знаниями напишет примерно так же, как простой двоечник.

Не только потому, что все спишут. Но и потому, что Кейт — не очень хороший друг. И правильный ответ — см. пример в начале — не угадает даже профессор из Оксфорда.

Судьбу поступления может решить один случайный балл. Чтобы подстраховаться, отличники тоже списывают. И когда кто-то узнает, что все вокруг спишут, а он — один такой лох, начинается паранойя, страх и стадное чувство. В итоге не остается никого, кто бы не покупал КИМы, не списывал в интернете или хотя бы не пользовался на экзамене телефоном.

Получается, что кривая и дырявая система гостестирования просто подстрекает всех к списыванию, даже если кто-то полностью уверен в своих силах. Министерство образования всеми своими действиями говорит: «Мы ничего не видим, ничего не слышим и не понимаем. Списывайте, пожалуйста». Мошенничай, иначе проиграешь. Таким образом, система тестирования превращается в обряд инициации жуликов и воров: школьники делают первый серьезный шаг во взрослую жизнь.  

Молодой человек усваивает, что:

— все жулики и воры;

— если ты не пойдешь на мошенничество, очень вероятно, что облажаешься;

— в жизни все серьезные вещи решаются подкупом и хитростью.

Эта система деформирует идею естественного отбора: в нашей стране побеждает не самый умный, а самый хитрый, вовремя подсуетившийся и сжульничавший. Возникает странное ощущение, что ЕГЭ — это очередной эксперимент Стэнли Милгрэма, автора книги «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование», который изучал подверженность человеческой воли влиянию авторитета. Милгрэм выяснил, что, когда люди переносят ответственность с себя на некий авторитет, они могут до полусмерти забить другого человека током, пытать и истязать его. В случае с ЕГЭ школьника просто вынуждают стать маленьким жуликом и вором, ответственность перекладывается на абстрактного Ливанова, а безнаказанность дает железную уверенность в собственных силах.

Школьники не прошли тест. Тест на способность противостоять мнению большинства, тест на уверенность в собственных силах. Они просто смошенничали. И что потом удивляться, когда кто-то опять украдет выборы или что-нибудь распилит.

Читайте также

Комментировать Всего 13 комментариев

Тогда, в семнадцать, я был круглым отличником и мне бы в голову не пришло играть нечестно.  Сейчас я понимаю, что люди не похожи на героев моего любимого фильма "Девять дней одного года". Возможно, я со своим нынешним опытом и знанием - испугался и списал бы. 

Играть по правилам - значит проиграть (прежде всего - проиграть адаптацию к нашему омерзительному обществу).   Играть нечестно -   означает выиграть, но, блин, нечестно. Должен быть какой-то третий выход (а в голове почему-то крутится Егор Летов -  "Винтовка это праздник" и т. д.)

Эту реплику поддерживают: Саша Копов

Евгений, а если бы Ваши будущие конкуренты в вузе поголовно играли нечестно, не дрогнули бы?

Тринадцать лет назад - не дрогнул бы.

Но журналистика и Москва сильно меня испортили. 

Эту реплику поддерживают: Ольга Юрковская

Школьники не прошли тест

Владислав, слишком большое решение вы возлагаете, на узкие плечи сегодняшних школьников. Пойти против течения!

Как поступили бы Вы сами? Решение очень сложное: быть честным и не сдать из-за нерадивой Kate? Несдача влечёт серьёзные последствия: пересдать можно только через год: что делать весь этот год с образованием в 9 классов? А для мальчишек это прямая дорога в армию - будут ли они вообще что-то сдавать через год службы? Зачем все эти риски, если можно списать и избежать всего этого ужаса? Честность может слишком дорого стоить!

Но я уверена, что есть и счастливые случаи - когда ученик выучил и сдал ЕГЭ сам!

Эту реплику поддерживают: Александра Славянская

Я сдавал ЕГЭ в одной из первых его волн. Почти никто не списывал. Кто-то бегал в туалет звонить, но не массово.А нынешняя система просто заставляет школьников списывать. Если бы несколько лет назад у меня был интернет, я не знаю, как бы себя повел...

Мне не дает покоя пример с Kate. Это действительно все условия, которые были предъявлены в задании? Не кажется ли школьникам (или их родителям) нормальным оспорить экзаменационную задачу? Какая катастрофическая подлось - задавать на экзамене вопросы, на которые не существует ответа.

Эту реплику поддерживают: Родион Гаше

Татьяна, про Кейт - это задание к аудированию все таки. нужно послушать текст и дать ответ.

Мой сын - выпускник-2013

Сейчас мой сын сдает ЕГЭ. К счастью, нам эти ЕГЭ никуда не упираются, т.к. он поступает в университет в другой стране и как раз заканчивает сдавать экзамены А-level. Тем не менее, обязательные экзамены сдать все равно надо. И с его одноклассниками я постоянно плотно общаюсь все школьные годы. Могу высказать такое мнение по ЕГЭ этого года.

Год назад я была общественным наблюдателем на ЕГЭ-2012. Ситуация была существенно другая. В интернете заранее не выкладывались актуальные варианты КИМов. Разбирательства касались только выложенных Дальним Востоком заданий, появлявшихся в интернете за пару часов до экзаменов у нас. Никаких списываний на нашем экзаменационном участке не было замечено. Во всяком случае ни один из наблюдателей на нашем участке не отметил таких фактов и не написал в своем протоколе (4 стр, между прочим, по каждому экзамену пишется каждым наблюдателем) о недостаточном контроле дисциплины, гуляя свободно по всем аудиториям от момента выемки заданий из сейфа до упаковки готовых работ в специальные конверты. Возможно, кто-то воспользовался телефоном в туалете, но на 100 баллов там информации не получишь, т.к. в туалет ведет сопровождающий.

В этом году дети списывают прямо в аудиториях практически открыто. Задания, выложенные в интернете ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, были действительно КИМами нынешних экзаменов. Во всяком случае по математике - точно. При этом предоставленный на экзамене 03.06. вариант был существенно сложнее среднестатистических типовых заданий. Даже хорошие ученики просто не успевали выполнить все задания за 4 часа. Одноклассники моего сына решали их 01-02.06 с помощью репетиторов. В некоторых школах 01.06. их коллективно разбирали сами учителя с ребятами. А что делать - с волками жить... В результате ЕГЭ превратилось в битву учителей, а не учеников. Честные ученики реально рыдали после экзамена, видя, как их ушлые одноклассники обходят их за счет нечестой сдачи.

Еще одна шокирующая ситуация произошла 27.05.13 на экзамене по русскому. Через 2 часа после начала экзамена у одного из детей обнаружили дефектный бланк, который не считывается автоматической системой проверки. Проверив бланки у других ребят, экзаменаторы обнаружили еще несколько таких ребят. После чего у этих ребят забрали уже почти готовые работы и выдали новые варианты. Круто? Да, время им добавили. Но может ли каждый 17-18-летний выпускник, и без того на грани нервного срыва, взять себя в руки, мобилизоваться снова и продолжить напряженную работу? На просьбу ребят принять от них аппеляции экзаменаторы им настойчиво не советовали этого делать. А что должны делать дети, которых 11 лет учили слушаться старших и уважать учителя? Стойкость на нашем экзаменационном участке проявила только одна девочка, написавшая жалобу на месте и отказавшаяся от второго варианта. Она молодец! За этот экзамен ей поставят "баранку", которую она абсолютно законно и спокойно пересдаст 18.06. в резервный день. Остальные все на нервах стали выполнять работу по новым заданиям, и вряд ли сделали ее так же хорошо. И пересдать им уже не дадут, если они не написали на 2. Одна девочка тут же, не выходя из аудитории позвонила своему учителю в соседнюю школу. Учитель примчалась и написала аппеляцию, но ее не приняли вообще. Поскольку такая ситуация произошла в 19 аудиториях нашего города, в каждой по несколько человек, вопросом заинтересовались журналисты. На их вопрос в прямом эфире специалисты и начальник управления образования города преспокойно сообщили: виноваты дети, они должны проверять качество бланков, им это объясняли. Круто? Не дяди, не проверившие качество исполнения государственного заказа на печать бланков, а дети! Сейчас ждут результатов, чтобы их обжаловать, но боюсь, что напрасно.

Я согласна с Владиславом, что задания выкладываются Министерством образования целенаправленно, опасаясь большого количества низких результатов, что при нынешней среднестатистической школе абсолютно не удивляет. Результаты пробных ЕГЭ были удручающими. И так порог "сдал-не сдал" снизили на полплинтуса, так еще и задания заранее известны. Невероятная профанация явно не способствует развитию партиотизма у нынешних выпускников. Мне их искренне жаль!

А кто из честно сдавших ребят все же поступит в вуз, им тоже не позавидуешь. С ними вместе сядут за парту эти "халявщики", и история продолжится в вузе. При всем желании выполнять учебную программу преподаватель не может не ориентироваться на средний уровень аудитории. Вот он и будет очень скромным. Таким образом, и поступившим умным ребятам не позавидуешь.

Беда! Ведь это будущее России сейчас обманули и научили "жить по понятиям".

Ну, справедливости ради, у нас в стране списывали всегда. 

Именно поэтому, когда я поступала, важнее было объяснение решения задачи, чем итоговый ответ.

Может быть прав Петр Авен и мы настолько свободная нация, что не умеем соблюдать законы, зато умеем их обходить?

Я всегда была за ЕГЭ, но может быть, правда, экспертные экзамены - это лучший вариант, но как тогда бороться с коррупцией среди преподавателей?

Не, конечно, Алёна. ЕГЭ - это не отбор в вузы, а измерение качества обучения в средней школе. И, судя по комментарию Марии, вся система "пошла в отказ".

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Новости наших партнеров