Все записи
18:47  /  9.04.13

4811просмотров

Образование за границей: Какую школу выбрать?

+T -
Поделиться:

Ко мне часто обращаются мои друзья,  имеющие детей-дошкольников или младших школьников,  чтобы я поделилась опытом о том,  как мы выбирали школу.  Действительно,  в какой бы стране мы ни жили, проблема у всех у нас одна: как выбрать  хорошую школу?  Как сделать так, чтобы маленький человек вырос талантливым,  успешным, уверенным в себе и  чтобы школа в этом помогала, а не мешала?

История любви с нашей школой началась больше года назад,  Для того, чтобы ее найти, мы  «перелопатили» кучу сайтов, привлекли двух консультантов по образованию, а также  посетили 3 школы в Париже и 7 в Лондоне. Все наши наблюдения я обобщила в этой статье.  Надеюсь, что наш опыт будет полезен тем,  кто, как и мы в свое время, начинает с нуля и не очень знает, в каком направлении двигаться.

 

Часть первая.  Начало поисков.

 

Сначала  возникло только ощущение того, что нашим детям нужна какая-то другая,  отличная от строгой академической системы школа. Например,. наш сын,  будучи далеко не самым  последним учеником в классе,  постоянно получал замечания и даже наказания за то, что обсуждал  тему урока со своими товарищами по парте.  Ему в его  6-7 лет очень хотелось делиться с друзьями своими идеями и открытиями, и он очень  расстраивался, что ему это не позволялось. Но что здесь было поделать? Школы, построенные  по классической системе, не поддерживают разговоры на уроках. Может, сам по себе, этот эпизод  и не был бы очень примечательным, но маленькие неудовольствия и неоптимальности накапливались. Другие родители тоже подтверждали, что их  детям не очень  комфортно в современной классической  школе. Даже в самых лучших из них, к сожалению, часто бывалао и  бывает так,  что  "маленькие почемучки" во время уроков не получают ответы на все свои вопросы, они  не могут высказать  свои идеи и  мнения, отличные от мнения учителя, обсудить их со сверстниками.  Учитель просто отмахивается от особо активных и призывает их к дисциплине. Командная работа  тоже особо не поощряется. И , как следствие,  у многих детей энтузиазм и желание учиться теряется еще где-то в начале их школьного пути,  так  что  в   среднюю школу, где процесс обучения уже гораздо более интенсивный,  приходят ученики, не имеющие  ни интереса, ни  мотивации  к обучению,  

Так что наше жедание  найти такую школу , где дети могли бы  всегда чувствовать, что  их любят и относятся с уважением к их мировоззрению и самовыражению, только росло и  подталкивало к активным поискам. Первоначально   существенное влияние  на них оказали наши семейные  языковые особенности и предпочтения: хотелось, чтобы  сын и дочь в совершенстве выучили английский и, в то же самое время,   продолжали поддерживать два своих родных языка – русский  и французский.                                

Первые  две школы мы нашли самостоятельно через интернет. Первая была в Париже, вторая – в Лондоне.  Парижская, камерная  милая школа La Petite Ecole Bilingue (Маленькая Двуязычная школа), находится в 17 квартале.  В нее  зачисляются дети с детского сада и  по 5-й класс. На что  мы особенно обратили внимание при посещении этой школы, так это языки. В ней запросто  можно  изучать  и свободно говорить  на  трех  языках.  Например,  выбирая английский и французский как основные, а русский как  дополнительный. Система в школе  полностью двуязычная: полдня уроки на  французском (занятия по французскому языку, математике, истории), а вторая половина дня – на выбранном иностранном (английском или русском). Это такие предметы как иностранный язык, литература, естествознание, информатика, изобразительное искусство, музыка, хор. К тому же, каждый вид  внешкольных дополнительных занятий проходит на языке преподавателя - носителя языка. Например, театральные постановки ставятся на английском. а уроки по изобразительному искусству  преподаются на русском.  Но, к сожалению,  у школы нет своей площадки для прогулок и места для занятий спортом. На прогулках детям приходится «накручивать круги» вокруг здания школы, а на спорт один раз в неделю  их отвозят на автобусе.

 

В  лондонскую двуязычную школу (The  Bilingual school -  L’Ecole Bilingue)  мы попали на День открытых дверей.

Вел экскурсию сам директор. Уточнил у всех собравшихся родителей, на каком языке удобнее общаться – английском или французском.   По традиции,  выбрали английский, но практически все присутствующие владели  этими двумя языками в совершенстве.. Следует  отметить, что в школе английский и французский языки соседствуют  абсолютно  полноправно. Как и в предыдущей школе в Париже, о которой я вам рассказывала,  первая половина дня посвящена одному языку, вторая – другому.  Например, точные науки

(физику, химию, биологию) преподают на английском языке, а гуманитарные и философию – на французском. А вот, например, такой спорный момент  в истории, как правление и войны Наполеона, преподается сразу на двух.  Французский подход к этой теме дается  на французском языке, а видение этих исторических событий британцами - на английском. Интересно, правда?  Да,  и дети с  раннего возраста понимают, что в каждом явлении есть как положительные, так и отрицательные моменты, аргументы «за» и аргументы «против». Соответственно, учатся думать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Два раза в неделю спорт: плавание, гимнастика. атлетика, командные игры. Рядом со школой находятся стадион и бассейн.  Подают горячий обед. Детей принимают с 3 до 11 лет.

 Но есть одна «загвоздка»: школа находится в  здании  церкви,  очень маленькой по размерам.  Поэтому в каждый класс принимается  строго по 15 человек, и ни на одного ученика больше, иначе не разместиться. Берут в школу всех, вступительные тесты не предусмотрены,  но, из-за небольшого количества мест пробиться в нее – большая удача.  Как объяснил директор, у школы большой лист ожидания, и приглашают в нее строго по очереди,  поэтому многие родители  записывают в нее своих отпрысков   сразу же  после  рождения.

Первая наша поездка была очень полезна, хотя и оставила после себя больше вопросов, чем ответов. У нас появилось предствление о том, как организовано обучение в двуязычных школах. Но  шансы попасть в школу в Лондоне были слишком малы, а по поводу  увиденной парижской  школы однозначное мнение так и  не сформировалось.

Ну, что ж, мы продолжали поиски,  и  к нашему второму путешествию подготовились уже  более основательно.

Во-первых, разработали и записали критерии выбора школы, а именно:

1/ наряду с  основной языком обучения – английским -  наличие  системы поддержания родного языка (в нашем случае, французского и русского);

2/  широкий  выбор  дополнительных занятий (спортивных, творческих и т.п.);

3/  индивидуальный подход к ученикам;

4/  предоставление  горячих обедов;

5/  центральное месторасположение

 

Во-вторых, прибегли к помощи консультантов, которые составили для нас список школ, удовлетворяющих нашим критериям.

 

И,  в-третьих, выяснили, что почти все международные школы базируются на системе IB – International  Baccalauréat (Международный бакалавриат), а также узнали основную информацию об этой системе: Буквально несколько слов о ней: 

IB  программа была создана в 1968 году в Швейцарии и задумывалась как идеальная программа полного общего образования, единая для всех стран. К  ее  разработке были привлечены лучшие международные эксперты, и она вобрала в себя лучшие элементы из различных программ школьного обучения. Цель программы IB  (International Baccalauréat)  – обеспечить студентов, ее освоивших,  «международной мобильностью», т.е.  помочь им обладать таким  дипломом  и квалификацией, которые  признавались бы университетами по всему миру

В настоящее время в  IB входит 2200 школ в 125 странах мира. Пальма первенства принадлежит Швейцарии и Великобритании, в этих двух странах большинство частных школ следуют этой программе.

 

IB (Internatiol Baccalauréat), в зависимости от возраста детей, предлагает три образовательных блока:

-  программу для дошкольников и младших школьников 3-12 лет (PYP). Концентрируется на развитии личности ребенка в целом, формируя из него любознательного человека, любящего учиться и узнавать новое  как в классе, так и после уроков;

-  блок для учащихся средней школы 11-16 лет (MYP). Устанавливает связи между традиционным академическим образованием и  современными потребностями реальной жизни, формируя у  учеников критическое, диалектическое мышление;

-  дипломную программу для старшеклассников 16-18 лет (DP). Дипломная программа, заканчивающаяся финальными экзаменами, закладывает у студентов ориентацию  на успех  как во время учебы в университете, так и  в последующей самостоятельной взрослой жизни.

 

Продолжение следует.

В нем вы узнаете о шести школах в Лондоне. 

 

 

Комментировать Всего 7 комментариев

Прочитал. Лучше оставлю своих в нормальных школах с общением на разных языках, свободных и радостных. У Вас получается - как в тюрьму ребенка готовите. Да и много Вы голову загружаете проблеме, которой нет. Такое впечатление для себя растите ребенка, а не для него самого.

Эту реплику поддерживают: Iouri Samonov, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Так забавно, но все перечисленные критерии можно найти в провинциальной школе, где учились /учаться мои дети )))))))) Правда, у нас в школе два иностранных языка начиная с 11 лет (в нашем случае - английский и немецкий, родной - французский), а с 15-16 лет - три иностранных (на выбор: латынь, китайский, русский, др.) которые потом сдаются на бакалаврат.   

Я считаю, что самое главное для ребенка - быть счастливым и ходить в школу с радостью. Иметь хороших друзей, завязывать контакты на будущее. 

International  Baccalauréat - эта еще та "экспертная орХанизация". Моя приятельница там работала, когда встречались с ней в обед. перерыв, то она рассказывала анекдоты из жизни "экспертов" )))))))))))))  

Эту реплику поддерживают: Гелия Делеринс

Да, Кристина, все это так. Но в то же время  IB школы для детей младшего школьного вораста - прекрасная возможность раскрыть свои таланты, почувствовать уверенность в себе. Это именно то место, где их их любят, поддерживают и всячески развивают. Каждый вечер мои дети  мне в два голоса рассказывают, что интересного  произошло в течение дня. Я ни разу не слышала, чтобы у них не было желания идти в школу. Скорее наоборот. Когда болеют, приходится долго уговаривать, чтобы остались дома

Ирина, мои дети - сын (сейчас 21 год) и дочка (сейчас12 лет)  ходили в обычную гос. школу для малышей с 3 до 6 лет (аналог дет.сада) в нашей деревне (Франция). Аналогичная ситуация - пропустить хотя бы пару часов (врач, напр) была целая трагедия. Уверенность в себе в таком маленьком возрасте воспитывается скорее родителями, семьей, близким окружением, нежели школой. Насчет раскрытия талантов... В любой французской /английской/швейцарской школе для малышей детей обучают творчеству - рисование, аппликация, лепка, пр, музыке и ритмике, координации движений (танцы) - песенки, хороводы, музыка народов мира (у моих детей в школу приглашали различных професииональных музыкантов, которые рассказывали о нац. музыке, играли на нац. инструментах). В 4-5 лет были для всех инициация верховой езды (пони клуб), плавание. Раз в неделю детей на автобусах отвозили в бассейн, где их учили плавать. Был раз в год выезд "за город" - трехдневный лагерь, где проводились "гонки" на самокатах)), "конный конкур")))  (проехать на пони по заданному маршруту), конкурс на лучшую начинку для "креп" (блинов), посещение фермы.  Это было событие - впервые дети две ночи спали сами, вне дома. Дочка до сих пор вспоминает с огромным удовольствием.  

Было много еще всякого разного. И это, я подчеркиваю, в обычной деревенской государственной школе. 

Понимаете, Ирина, я неплохо (можно даже сказать, хорошо) знакома с данной темой. Во-первых, потомственный педагог ))) , во-вторых, имея собственных детей непосредственно сталкивалась/юсь с вопросом выбора школы (лицея, универа), в-третьих, работая в интернациональном сообществе в Женеве, могу наблюдать результаты различных школ.  

   

Эту реплику поддерживают: Irina Nakicen

Супер, Кристина! Готова подпистаться под каждым Вашим словом. . Мои сын и дочь тоже ходили в Москве во Французский лицей, следующий французской государственной прогрмме, поэтому представляю о чем идет речь Но преподавание английского в подобного рода школах обычно  оставляет желать лучшего, а нам хотелось, чтобы они овладели языком на очень хорошем уровне. По себе знаю, что очень хорошее  знание английского открывает многие двери

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Дорогая Ирина, я очень рада, что мы пришли к консенсусу! ))))))))  

Вы знаете, у сына в "дет.саду" английского не было, а вот у дочки - язык был уже заложен в программу (слова, фразы) С первого года обычной, начальной школы (с 6 лет) английский язык был отдельным предметом. Это то, чего не было раньше, 20-30 лет назад.  Конечно, хорошо бы изучать ин.язык с одноклассниками в школе, но если Вы хотите, чтобы ваши дети действительно овладели языком, т.е. могли грамотно строить предложения, говорить текстами,  быстро читать, грамотно писать, то конечно же нужен индивидуальный преподаватель, или обучение в  мини-группе (до 4х человек).  

долго искать не стоит, все известно 150 лет...

///если ребенок не знает чему отдать предпочтение между музыкой и экономикой, тогда здесь (к сожалению, самая дорогая школа в Штатах в 2012г.), но по опыту двух моих сыновей стоит того (один с проживанием с 14 летзакончил в 2000, другой без - в 2006г), создана за год до Пушкинского лицея (1810г.)

http://www.lawrenceville.org/

если ребенок тянется к фундаментальным знаниям в нет лучше этой Phillips Academy

http://www.andover.edu/Pages/default.aspx

из обеих школ выгоняют с первой попытки за наркотоки  и унижение другого, так что дети и родители будут спокойны...