Все записи
11:46  /  28.05.13

4465просмотров

Первые шаги к успеху: "Оцеленные" дети

+T -
Поделиться:

 

 

Когда на бизнес-тренингах учишь русский менеджмент корректно ставить цели и эффективно достигать их, часто сталкиваешься с такого рода проблемой: взрослому человеку сложно сменить установки и привычки, даже если это ему очень нужно. Переехав жить с семьей во Францию, я еще раз убедилась в том, что многие иностранцы постоянно и органично используют этот инструмент как в деловой, так и в личной жизни. Складывается впечатление, что они впитали этот способ жизни очень давно, разве что не с молоком матери.

 

«Интересно, а с нашими детьми это сработает?»- подумала я и решила провести эксперимент на собственных детях.   

Кстати, начался он еще в России. А поводом к нему послужили следующие два эпизода.

 

Скоростной поезд TGV Женева-Париж. Двое. Он, иностранец. Пишет два(!) бизнес-плана на 3 года – профессиональный, для своей компании, и свои, личный. Она, наша соотечественница, читает книгу. Он: «Хочу с тобой поделиться моим личным бизнес-планом. Смотри, что у меня получилось». Она берет лист бумаги и видит, что там запланированы дети, иностранные языки, какие-то еще личные достижения. На ее иронично поднятые брови он вспыхивает: «Да, что с тобой говорить! У тебя вообще бизнес-плана нет».

 

Москва. Тренинг по управленческим навыкам. Хмурые мужики – директора филиалов из регионов. В ответ на анонс тренером, молодой женщиной, программы по постановке целей один из них с кислой миной   заявляет: «Будете Вы нас тут учить еще этим целям! Я вообще уже колхозом руководил, когда Вы только в школу пошли. Нас только партия могла заставить пятилетние планы выполнять, а сейчас нам это не нужно. Делаем, конечно, для галочки, но и только».

 

Почти на всех тренингах, которые я вела, тема постановки цели, да еще, пожалуй, аналитические инструменты планирования, как-то SWOT, PEST и др., которые как раз и используются для формирования стратегий разной степени дальности и бизнес-планов, шли особенно туго. Мне очень часто (кстати, в большинстве случаев, мужчины) говорили: «Зачем нам нужны эти западные штучки? Мы все равно не будем это применять. Мы привыкли как-то так, интуитивно. Главное что-то начать, а потом уже по ходу можно сориентироваться».

 

Между тем, многие иностранцы могут ставить цели и писать бизнес-планы органично, искренне получая удовольствие от процесса, а потом и от достигнутого результата.  И у них, кстати, в большинстве случаев и жизнь складывается намного успешнее.

Ведь уверенность в себе и целеустремленность - основополагающие  черты  характера, помогающие в достижении успеха.  И  они-то как раз формируются в детстве, во взрослом возрасте над ними работать уже гораздо труднее.  Как сказал  бизнес-гуру Стивен Кови:  "Быстрее всего учишься в трех случаях — до 7 лет, на тренингах, и когда жизнь загнала тебя в угол."

 

Поэтому,  насмотревшись, как жизнь загоняет в угол людей, которые не научились целеполаганию в детстве и не имели никакого желания учиться  ему на тренингах во взрослой жизни, я решила в отношении  своих детей  действовать на опережение.

Повод скоро представился.

Случилось так, что мой сын попал сразу во второй класс, перепрыгнув  первый. С одной стороны, конечно,  замечательно.  Но с другой, оказалось, что у него не  были сформированы привычки учиться, делать домашние задания, писать прописными буквами , которые, как раз, и формируется в первом классе. И что самое главное, он не понимает, как это делать и для чего. Уговоры и требования делать уроки  помогали мало (а во втором классе задают все-таки больше, чем в первом), количество потраченных  с двух сторон нервов  и сил измерялось тоннами. Надо было что-то быстро придумывать, причем что-то стройное и логичное, так как такие методы он воспринимает лучше всего.

 

Я решила рискнуть и  адаптировать для него  методику постановки  целей по  SMART ,  где    

S  значит  specific (конкретная), M – measurable (измеримая), A – achievable (достижимая), R – relevant (согласованная), T – timebound  (ограниченная, определенная во времени).

 

Получилось следующее.

 

Цель должна  быть ясна и конкретна.

Что сказать ребенку:  «Ты знаешь,  это, пожалуй, одно из самых главных правил. Есть мечты, которые осуществляются, а есть - которые нет. Чем  более  понятно и конкретно описана мечта, тем больше вероятности, что она осуществится».

 

Цель должна быть измерима и достижима.

Это значит, что  она должна быть сформулирована так, чтобы мы могли измерить и понять, полностью мы выполнили   нашу цель или нет.  А также должны быть уверены, что действительно можем это сделать.  

 

Цель должна быть согласованной и/или экологичной.

Всем людям должно быть понятно, для чего  мы работаем над нашей целью.  Цель должна работать во благо себе и окружающим.

 

Цель должна быть определена во времени.

Мы должны  указать четкое время, чтобы иметь возможность распознать тот момент, когда наша цель будет достигнута.

 

Наш важный разговор с Александром  я начала с сообщения о том, что в конце года у него будет финальный тест, который будет проверяться и оцениваться  во Франции.  По его результатам  будет понятно, переходит  ученик в следующий класс или остается на второй год. А затем рассказала ему про мечты, про то, как они становятся  конкретными  целями и про то, зачем это нужно. К моему удивлению, сын отреагировал  с исключительной серьезностью и  энтузиазмом и вместе со мной сформулировал  цель: перейти в следующий класс с хорошими оценками, то есть  1. догнать остальных по письму; 2. в конце года сдать тест.

 

Причем,  нам удалось поговорить и о том, действительно ли он этого хочет и что нужно делать, для того, чтобы цель достичь.:

Со стороны Александра ответ был такой: «Я очень хочу справиться . Если не получится, мне будет стыдно остаться на второй год».

 

Мы  выработали  конкретные  повседневные правила для  реализации нашей основной цели:

 

1. Прежде всего, тратить время на  выполнение домашних заданий, а потом уже - на  остальные занятия и развлечения

2. Читать каждый день минимум 2- 3 страницы

3. Всегда делать чуть больше, чем задано.   Например, задано выучить слова, а мы не только их повторяем, но еще и пишем диктант и работаем над ошибками.

 

В итоге, с этой целью мы справились на «ура»:  он и  тест написал прекрасно, и год закончил  одним из лучших учеников.

 

Методика точной постановки цели прекрасно сработала и для моей дочери, которая гораздо менее логична и более эмоциональна.  Если  раньше  она  еле успевала собраться в школу, то сейчас еще и паззл с утра успевает пособирать.

 

Кстати, несколько дней назад на чемпионате по шахматам Александр завоевал малую золотую медаль – 4 выигранных партии из 6. Это уже сверх тех целей, что он ставил. Так что я  вполне ответственно думаю, что наших детей пора учить целеполаганию с ранних лет. Так, чтобы потом, в глобальном мире,  наши российские ребята, обладающие несомненными способностями и талантами, не только не позволили жизни загнать себя в угол, но  могли также  успешно конкурировать и  сотрудничать со своими ровесниками из разных стран.