Все записи
МОЙ ВЫБОР 18:25  /  26.04.13

2998просмотров

Дети должны предавать

+T -
Поделиться:

Есть темы, о которых думаешь годами. Причем не двумя-тремя годами, а гораздо дольше. Даже не помнишь , когда ты эту мысль думать начал. Редко удается «придумать» такую мысль. Обычно ее уже где-нибудь встречаешь уже хорошенько «подуманную». А за эти многие годы уже забываешь, где ее встретил в первый раз и твоя она или чья-то еще. Наверное, это какие-нибудь архетипические думы.

Одна из таких мыслей, которые мучают меня многие годы, именно «мучают», - это тема ребенка и предательства, блудного сына, иуды, тема Прометея. Мысль эта о том, что твой ребенок, твой ученик, твой младший партнер, сначала смотрит на тебя, как на «всесильного героя», как на мага, на Бога. Ты учишь его ходить, держать ложку, кататься на велосипеде, плавать, ты подаешь ему руку, когда он упал, ты вытираешь ему слезы... Он растет, становится крепче, догоняет тебя в росте, мгновенно научается бегать быстрее тебя, идет на бокс, на плавание, на серфинг... Ты смотришь на него с восхищением. Ты видишь, как он реализует в себе все то, о чем ты читал в книжках и даже не мечтал подарить кому-нибудь из своих детей или даже внуков.

Я вижу своего сына, несущегося на серфинг, в куче водяных брызг, в радуге, и вспоминаю, как я сам в детстве читал Джека Лондона или Кларка, и даже не смел мечтать об этом. Я даже не смел мечтать о том, что увижу это своими глазами. А тут - мой сын! Он все еще смотрит на меня, и видит непререкаемый авторитет. Я для него Отец. А я - вот-вот лопну от нарциссического расширения.

А он все растет и растет...Он давно уже совсем не поперек лавки, а даже вдоль. Он сильнее, умнее, красивее, моложе меня. И в какое-то мгновение он должен либо предать меня, взбунтоваться, сбросить со своих плеч мою прилипчивую, трусливую, эгоистическую любовь . Ну типа: -Приходи домой к 10! Звони, когда приходишь из школы! Звони, звони, спрашивай разрешения...А я не могу иначе! Либо он должен остаться моим придатком, рабом, приживалкой, либо...

И однажды он приходит домой ни в 9, ни в 10, ни в 11, а в 3, в 4, в 5... От него пахнет алкоголем или травой. В его глазах - ни капли вины! Я говорю ему : «Ты же обещал мне!» А он разворачивается и идет в свою комнату. Я пытаюсь поймать его за плечо, он говорит – отстань.

Ну, с детьми моими в моей жизни еще так не было, еще не дожил... Но боюсь я этого панически. А с другой стороны - если он будет продолжать приходить домой в 9 в 13 лет, будет приходить в 9 в 15 лет, будет приходить в 9 в 24 года - то ли это, о чем я сегодня мечтаю, когда так боюсь услышать «отстань»? Ведь я понимал, когда решал «заводить детей», что если я хочу гордиться своими детьми, то у них нет другого выбора, как меня предать, тем самым перестав быть ребенком и став взрослым, бросив к моим ногам все мои попытки за них отвечать. А у меня нет другого пути кроме, как быть преданным, и смириться с тем, что я смогу отвечать только сам за себя, и что мне уже не уложить их ни в 9, ни в 10... И что мне вообще их не уложить. Очень боюсь. Но пока это впереди.

А вот с учениками я прохожу через это регулярно. Вызывает у меня одновременно огромную боль и такую же острую гордость, когда мой ученик, которого я когда-то водил учить группы, с которым я сделал вместе кучу проектов, кучу самых любимых проектов, однажды приходит и говорит: - Я уезжаю ( в другой город, в другую страну ). Я говорю ему:- Куда? Зачем? Ты потеряешь в деньгах, потеряешь в статусе, потеряешь, потеряешь...Он улыбается и говорит:- Я уезжаю. Пришло время.По доброму говорит. Даже не сбрасывает с плеча мою руку. Улыбается понимающе, сочувственно, и уезжает.

 

Комментировать Всего 9 комментариев

По-моему, детей (и учеников) надо растить не для себя, а для них самих. И если выросший сын (ученик) говорит "отстань", значит, нам уже нечего ему дать, его уже не интересуют наши поучения и контроль. И если он решил уехать и идти своим путем, стоит лишь перекрестить тихонько его удаляющуюся спину.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams, Сергей Мурашов

я не умею, да и не хочу творить для других... 

Потому, что не знаю их, как минимум...

Я творю для себя.

А когда они уходят - мне больно..., но я учусь смирению, когда вижу удаляющуюся спину...

И еще я люблю их и я благославляю их спины...

А еще они иногда (часто иногда) возвращаются, и тогда можно поздороваться)

Гм. При чём здесь "предательство" вообще? Дети ДОЛЖНЫ уходить. Мы для этого их растим, чтобы у них была своя жизнь. Если они захотят иметь нас в своей жизни, и это совпадёт с нашим желанием, - слава Богу. Нет - нет. 

Гораздо страшнее, нмв, когда дети не приучены стремиться к своей жизни, и так и живут жизнью родителей.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Надежда Рогожина, Lucy Williams

У меня довольно много детей... и довольно много врачей, которых я учил тому или другому ... и почему-то слово "предательство" ни разу не появлялось в моем сознании ...

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Мой папа был проректором университета.  Тётя - зав кафедрой.  Страшно представить сколько человек их "предало".  Хорошо, что они об этом не знают.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

я предполагаю, что они об этом знают... А Вы спросите у них!

Когда мой ребенок не приходит ночевать домой(обещал же, собака!!!), а мой ученик меняет профиль и уезжает от Меня в новый, экстропрестижный проект (а обещал работать со мной вечно!!!), Я чувствую себя преданным. Для меня это горе. Я страдаю в этих ситуациях так же, как если бы  от Меня ушла жена.

Я говорю лишь о субъективном значении происходящего... В прочем я нормален и вики читать умею, словарные значения слов многих знаю.

Мне больно отпускать любимых.

Все  " предательсва " по Вашему определению ,которые связанны с детьми и учениками , понятны и приятны ,они естественны  и закономерны , как сама жизнь .

Но мне пришлось испытать настоящее предательтво  - это больно ,страшно и неестественно .  Это когда рядом ,когда не уходят , когда делают " врезку " в твой  трубопровод и откачивают на лево и сосут ,пока не поймают .

Эту реплику поддерживают: Александр Ройтман

А ведь переживание себя преданным - лишь способ относится к вещам...