Все записи
17:43  /  24.04.16

2624просмотра

О том, как не отдать напрасно деньги профориентационным сервисам

+T -
Поделиться:

Месяц перед поступлением в вузы — пик для бизнеса профориентации. Тысячи школьников и их обезумевших родителей скидывают иногда вполне вменяемые деньги, чтобы узнать — а что дальше-то? Я не знаю, что у вас дальше, но я знаю, как не надо тратить свои деньги, чтобы потом не пожалеть об этом.

1. Я не буду обсуждать огромное количество обычных мошенников, которые предлагают вам простейший тест, который можно в интернете выкачать бесплатно, делают выводы. Надеюсь, вы вменяемые, и на такое не ведетесь — тут, собственно, и обсуждать нечего.

2. Профориентация по отпечатку пальцев. Конечно, ужасно обидно, когда «крышу» таким сервисам дают Сколково и лучшие вузы страны (например, Бауманка, что ты делаешь. Перестань, ты пьяна, иди домой). Поймите, отпечаток пальца, оболочка глаза, ваша слюна или моча, конечно, могут о вас рассказать многое. Но. Они говорят о вашем состоянии. Даже немного о типологии характера. Но и все. Отпечаток пальца в принципе может утверждать, что вы человек склонный к рисованию (особенно если у вас на пальце акварель:)). Он не скажет ничего большего, чем вы знаете о себе сами. Просто упаковано это будет в псевдонаучную форму.

3. Психологи. Это могут быть отличные психологи. Они могут отлично разбираться в склонностях вашей личности. Все так. Но одна беда. Психологи ничего не знаю про рынок труда. Они профориентируют вас по принципу «самые яркие стороны вашего характера и ваши хотелки», но совершенно не понимают, а будет ли спрос на вашу профессию через пять лет и, главное, какими будут через пять лет требования к профессионалу.

Классический пример. Приходит ко мне девушка, отлично считает, очень системная, с хорошим анализом и при этом с креативной жилкой, и говорит «пожалуйста, помогите мне найти свое место в жизни. Я очень хочу быть маркетологом, но не могу».«Почему?», — в ужасе спрашиваю я, понимая, что по задаткам она прекрасный маркетолог.— Я боюсь публики и ненавижу выступать, — отвечает девушка. — А психолог мне сказал. что главный навык маркетолога — умение выступать перед аудиторией.

Все что мне оставалось — в душЕ сказать «вашу мать» этому психологу. Нет такого скилла у маркетолога — выступать. А вот анализировать, считать конверсии, растить ARPU есть.В общем, с трудом, но переубедила.

Итожа. Есть несколько признаков, что вы пришли на правильную консультацию по профориентации:

— она не базируется просто на тестах. Особенно если эти тесты написаны не под вас индивидуально— она не базируется на телесных особенностях (пальцы, глаза, попа и прочее)— она не проходит быстро — да, великий соблазн узнать свое будущее за 20 минут, но это неправда— ее обязательно проводят люди, хорошо понимающие рынок труда

Теперь о принципах работы:

1. с вами работают индивидуально

2. с вами работают не менее 4-5 часов

3. между заданиями и тестами есть перерывы, чтобы вы могли осмыслить и отрефлексировать происходящее

4. вам не предлагают однозначного решения — «тебе в капитаны дальнего плавания», вам предлагают комбинацию и набор решений.

Я писала этот пост как не рекламный абсолютно. И я не утверждаю, что нас лучшая профориентация для школьников и студентов. Но я утверждаю, что те принципы, которые у нас заложены в курсе, правильные.

Идите к нам или идите к другим профессиональным карьерным консультантам. Но, пожалуйста, не ходите к шарлатанам, и главное, не ходите к тем специалистам, которые крайне сильны в диагностике, но ничего не понимают в рынке труда.

Извините.