Чтобы ваше резюме можно было назвать отличным, главное – понять, чего работодатель в нем точно читать не должен.

1. В резюме нельзя врать

Не про морально-этический момент. Это про ваше будущее. Логика простая: ваше резюме проверяет и служба безопасности компании, и HR-специалисты. Если выяснится, что вы наврали, то у вашего резюме во внутренней базе появляется метка «врун». Далее рекрутер рано или поздно уходит работать в другое место и, конечно же, уносит с собой базу. И так ваше резюме с пометкой «врун» появляется во многих компаниях, а вы потом гадаете, почему вы, например, не можете попасть на собеседование на вакансию мечты, если при этом совершенно под нее подходите.

2. В резюме нельзя самовыражаться

Резюме в стихах, резюме в комиксах, резюме в виде пиктограмм — чего мы только не получаем. Поймите, в резюме нам важна понимаемая четкая структура ваших данных. Чем запутаннее оно будет, тем выше вероятность, что мы упустим важное и просто не пригласим вас на встречу. Поэтому «скучно» структурируйте свою биографию, а самовыражайтесь в портфолио, которое приложите к своему резюме отдельным файлом.

3. В резюме нельзя описывать опыт работы в обратном порядке

Глупая, но частая ошибка. Вы начинаете с юности, а «внизу» пишете свой последний опыт работы. Поэтому визуально наверх выходит самый ненужный опыт — например, то, что вы десять лет назад работали секретарем, хотя сейчас претендуете на должность главного бухгалтера. Мы тоже бываем невнимательны, не всегда следим, какой год указан, и в негодовании откладываем резюме, не понимая, что вы давно уже не секретарь и какого ценного специалиста мы потеряли.

4. Нельзя выставлять телефоны рекомендателей в открытый доступ

Уважайте людей, которые вас рекомендуют. Одновременно не преуменьшайте свои шансы на вакансии. Увидев в открытом доступе телефоны ваших рекомендателей, конечно же, многие рекрутеры захотят позвонить им и предложить вакансию. В лучшем случае ваши рекомендатели проклянут вас из-за обилия звонков, в худшем — на вакансию вашей мечты выйдут они, а не вы. Правильные референсы в резюме, размещенном в открытом доступе на рекрутинговых сайтах, выглядят так: краткая цитата, ФИО и должность рекомендателя и строчка — контакты по требованию.

5. Нельзя публиковать неделовую фотографию

Вы тоже прикрепляете к резюме фото в купальнике или в глубоком декольте, а потом возмущаетесь, что вам предлагают вместо собеседования ужин в ресторане?

6. Нельзя негативно отзываться о бывших работодателях

Даже если вы очень обижены, даже если вы ушли после конфликта и уверены, что абсолютно правы, причина ухода должна быть лояльной и, главное, без всяких подробностей в стиле «да, он козел». Помните, каждый работодатель думает: если он так говорит о прошлом, обязательно потом скажет так и обо мне. Он выбросит резюме, даже не посмотрев на вас: «Зачем мне конфликтный человек?»

7. В резюме нельзя не указывать позиции, на которые вы претендуете

Странная, но частая ошибка. Если вы размещаете резюме на рекрутинговых сайтах (включая LinkedIn), вы должны понимать, что HR-специалист чаще всего ищет резюме, набирая в поисковой строке название позиции. Если вы не указали в резюме, на какие должности претендуете (в одном резюме можно указывать три должности — это нормально), вас просто не увидят в результатах выдачи резюме.

8. В резюме теперь не надо указывать желаемый уровень дохода

Сейчас, когда вопрос стоимости кандидата решающий, очень большой риск — поставить зарплатные ожидания чуть выше, чем у конкурента (а конкуренция на хорошие вакансии действительно очень высока), и в результате не пройти на интересную позицию. Ставьте в резюме зарплату «по договоренности» или не ставьте вовсе. Возможность торговаться у вас будет уже на собеседованиях, где вы сможете понять, сколько вам готовы заплатить и насколько интересна для вас эта позиция.

9. Нельзя описывать желаемые должностные обязанности

Это очень важно. По сути никто из нас не умеет писать резюме. Мы описываем, «что мы делали» на прошлой работе, а это очень слабо себя продает. Свои обязанности мы должны приводить в KPI, где на конкретных цифрах и фактах можно доказать, насколько ценны для бизнеса.

10. И самое главное — резюме нельзя писать в общем

Под каждую компанию и вакансию его нужно индивидуально «затачивать». Это отдельное искусство, которое требует специальных навыков и знаний.

Удачи!