Все записи
12:07  /  29.11.18

89просмотров

Рекомендательные письма: теория и практика

+T -
Поделиться:

Если вы выстроите в ряд 10 человек и спросите у каждого, «Что такое рекомендательное письмо?», уверяю вас, ответы вас поразят. Конечно, будут и правильные, но на самом деле очень часто люди путают сопроводительное письмо и, собственно, письмо рекомендательное.

Казалось бы, в обоих случаях речь идет о письмах, но на самом деле это две принципиально разные сущности, разделять которые важно. Конечно, если у вас нет цели попасть в неловкую ситуацию. Есть еще и сущность третья, ценность которой значительно возросла в последнее время, — сама рекомендация. И да, путать ее с рекомендательным письмом тоже чревато. 

Так что давайте начнем с того, что определимся, о чем мы вообще сегодня поговорим.

1. Сопроводительное письмо — это то, что вы прикладываете к резюме. Чрезвычайно важная часть вашего отклика, где вы в краткой форме рассказываете, почему вы — лучший специалист именно для этой компании. Своего рода реклама. Что вас мотивирует на работу у них? Каковы ваши конкурентные преимущества? Почему на работу должны взять именно вас? 

Резюме в целом — явление общее и нацелено на широкий круг компаний определенного типа или отрасль вообще. Тогда как сопроводительное письмо позволяет вам правильно показать, почему вы лучший кандидат для конкретной компании, то есть это частный аспект вашего отклика.

В нем надо указывать весь ваш релевантный опыт для этой фирмы — например, делал такие-то проекты, работал с такими-то вашими конкурентами и такими-то вашими продуктами, поэтому знают теперь о них то и это, и с радостью свои знания буду использовать в вашей фирме. А еще оно должно быть небольшое, слов 500–600, и помимо описания преимуществ, обязательно укажите, на какую позицию вы претендуете и не забудьте ваши контактные данные

Мы в Антирабстве знааем немало случаев, когда после правильно составленного сопроводительного письма людей приглашали на собеседования, даже не открывая их резюме. Почему? Потому что письмо было написано живо, красочно, при этом по делу. А если ваша должность предполагает общение, тем более — написание текстов — то составление письма, которое цепляет с первого взгляда — ваше прямое конкурентное преимущество. И четкий такой, явный показатель высокого уровня вашей работы. 

Если я читаю очень хорошее сопроводительное письмо, которое сразу убеждает меня, что опыт этого человека нам чрезвычайно важен и его желание работать именно в этой компании очень высоко, то я могу пригласить его на собеседование вообще не глядя, просто почувствовав через текст, что человек «наш». 

2. Рекомендательное письмо. Огорчу — эйчары принципиально не верят в рекомендательные письма, которые вы приносите на бумаге, с подписью и с печатью. Почему? Потому что мы прекрасно знаем, как они делаются. Чаще всего человек приходит к своему руководителю и говорит, мол, мне нужно рекомендательное письмо. На что начальство справедливо отвечает — «А мне некогда, напиши сам, чего ты там хочешь, потом отдай мне, я подпишу, поставлю печать и все замечательно». Думаю, понятно, какова ценность такой бумаги? 

Никто из эйчаров к рекомендательным письмам серьезно не относится. Они сработают разве что при устройстве в государственные компании, причем компании очень консервативного образца, где их могут принять во внимание «по традиции». Просто потому, что печать и подпись до сих пор внушают священный трепет большинству работников старой школы. Зато никакой крупный и современный бизнес в сторону таких писем даже не посмотрит.

На что же тогда смотрят? На то, о чем я говорила выше — на сами рекомендации.

Как это работает?

В вашем резюме обязательно должно быть указано 5–7 людей с которыми вы работали в разных компаниях (sic!), адреса их электронной почты, телефоны, имена и названия должностей. Другой вариант — контакты людей, которые ценны на рынке и которые могут дать о вас положительные отзывы. 

Важно! Если вы размещаете резюме в открытом доступе на специальных площадках для их размещения, указывайте там имя, фамилию и должность человека, который будет вас рекомендовать. Должность надо указывать либо текущую, либо ту, которую человек занимал, когда вы вместе с ним работали. Дальше — никогда не оставляйте в открытом доступе телефоны и другие контактные данные этих людей. Просто пишите «рекомендации/контакты по требованию». Написать открыто контакты рекомендующего человека можно только в том случае, если вы высылаете резюме в компанию напрямую.

Рекомендаций должно быть не меньше пяти. Если вы сейчас работаете, но находитесь в конфиденциальном поиске нового места и не хотите светить текущую компанию и факт поиска работы, конечно, не указывайте людей в ней работающих — чтобы не было утечки. Это понятно. Кого же указывать в этом случае? Либо ваших клиентов, либо партнеров, либо известных людей с рынка, которые могут вас рекомендовать. 

Главное — рабочий этикет, правила хорошего тона и в целом воспитание требуют того, чтобы вы заранее предупреждали людей, которые вас рекомендуют, что им могут позвонить представители компании и попросить рекомендации о вас. Для того есть три причины, которые вытекают одна из другой:

* Человек должен разрешить дать свой телефон — использовать его без ведома рекомендующего нельзя. Далеко не все люди хотят, чтобы их контакты уходили в открытое поле. И имеют на это полное право. 

* Человек должен быть готов к тому, что ему позвонят — его не должен огорошить звонок эйчара.

* Человек должен подготовиться, чтобы он вообще мог что-то хорошее о вас сказать.

Что мы хотим слышать, когда звоним за рекомендацией? Конечно, рекомендуемому стоит рассказать о ваших служебных обязанностях, дать личную характеристику, назвать ваши конкретные рабочие успехи, сказать, как долго и в каком качестве он вас знает, указать ваши сильные стороны как профессионала и как человека. И, конечно, не замалчивать причину ухода с прошлого места работы. 

На этом месте важно понять, что вообще копаем мы глубоко и довольно часто бывают ситуации, когда мы звоним рекомендующему и говорим, мол здравствуйте Петр Иванович, порекомендуйте нам Василия. И Петр Иванович начинает — «Ой, Василий прекрасный, Василий хороший». Спрашиваем дальше — «А как вы с ним работали? А почему Василий ушел?» — и на этом месте обычно выясняются нюансы. Довольно часто, как ни странно, получается, что когда мы начинаем копать глубоко, примерно 20% рекомендаций плавно переходят в категорию антирекомендаций, стоит нам узнать фактуру. 

Что обычно спрашивают эйчары? В первую очередь, мы узнаем реальную причину вашего ухода с прошлого места работы. Очень часто люди врут, говоря на эту тему. Например, был какой-то конфликт и человека, что называется, попросили уйти, а он говорит, что ушел сам, потому что «выполнил все задачи». 

Если кандидат претендует на топ-уровень, мы обязательно спрашиваем рекомендации не только у непосредственного руководителя или коллег, но и у знаковых специалистов в этой области вообще, потому что репутация будущего топ-менеджера должна идти впереди него. И, конечно, она должна быть хорошей. Мы будем спрашивать о вас все — в каких проектах вы принимали участие, где допустили ошибку, каковы были отношения в коллективе. Причем здесь особой ценности в том, любили вас на прошлом месте работы или не любили — нет. Гораздо ценнее, если вы умели не конфликтно выстраивать командные рабочие отношения и не разрушать их даже при наличии разногласий. 

Конечно же, проверяется и правдивость рекомендаций. Прозрачность достигается путем глубоких переговоров. Сбор рекомендаций никогда не ограничивается одной-единственной фразой «А расскажите-ка ваше мнение об этом человеке». Понятно, что на такой запрос будет и соответствующий ответ — «Ой, да мы вообще прекрасно вместе работали» — и он не даст эйчару никакой информации от слова совсем. Глубокий разговор, это когда мы спрашиваем — а что конкретно вы делали на работе, какие проекты вели, а были ли сложности, проблемы, а как лично вы с ними справлялись, а как вы их решали в рамках командной работы.

Главное — мы понимаем, что все люди субъективны, именно поэтому мы никогда не ограничиваемся одной рекомендацией, а собираем их 3–5 штук, иногда до 7. Только собрав несколько рекомендаций можно получить действительно объективную картину. 

Часто с помощью рекомендаций люди сводят счеты, особенно если имел место не просто рабочий, но личностный конфликт. В этом случае я очень рекомендую всем кандидатам заранее, первыми рассказать о проблемах на прошлом месте работы. Этим вы обезопасите себя от неожиданных сюрпризов. Например, если вы с шумом уволились и была там какая-то нехорошая история, не молчите. Утаить ее не выйдет, эйчар все равно доберется до сути. Однако когда вы рассказываете первым, вы можете трактовать ситуацию в свою пользу, так, как это выгодно вам. Нет, сейчас речь идет не о вранье, а о донесении своей точки зрения. Да, всегда есть вероятность, что эйчар примет сторону другого человека, но по крайней мере у него будет возможность взглянуть на ситуацию под всеми углами, что будет гораздо выгоднее для вас самих. 

Вывод? Мы будем докапываться! И копать глубоко! И если вы ждете, что рекомендующий просто скажет «да, хороший специалист», а эйчара это полностью устроит — вы сильно заблуждаетесь, это далеко не так. Так что надо быть на 100% уверенным, что рекомендующий не сможет сказать ничего, что сыграет в итоге против вас. 

Еще одна важная функция рекомендаций в наше время — доступ к закрытым вакансиям, которых сейчас на рынке много. Что это такое? Закрытые вакансии — это вакансии, которые не открываются на открытых ресурсах. Почему? Не потому, что у эйчара нет полутора тысяч для размещения — они есть — а потому, что сейчас кризис, и довольно часто мы боимся размещать вакансии, особенно в высокой оплатой и высокой позицией (даже если мы не ставим оплату). Потому что иначе нас сносит лавина людей, которые долго не могут устроиться на работу и от отчаяния откликаются на все, что угодно. 

Как ищутся люди для таких вакансий? Мы начинаем искать по своим. «По своим» — это не по знакомым и родственникам. Мы ищем по тем людям в отраслях, которые могут кого-то порекомендовать. Как следствие, если вас могут порекомендовать такие вот люди, известные на рынке и чье мнение высоко ценится, вы регулярно будете получать некоторое количество тех вакансий, о существовании которых вы даже не подозревали. Этот механизм работает во всех отраслях, но особенно он распространен для топ-позиций и во всех творческих сферах. Поэтому у вас всегда должен быть круг рекомендаций — хороший нетворк, связи на конференциях, хорошая репутация внутри отрасли. Тогда вас будут рекомендовать, а это, в свою очередь, даст вам гарантию получения хороших вакансий и, в итоге, работы вашей мечты.