Все записи
13:07  /  7.12.16

4261просмотр

«Победа Трампа – очень хороший знак для Киева. Это победа рациональности над популизмом»

+T -
Поделиться:

Заканчивается 2016 год. Для Украины он стал довольно амбивалентным. С одной стороны, политическая ситуация в стране, благодаря железной руке президента Петра Порошенко, осталась стабильной, несмотря на штормовые накаты с разных направлений, а экономика указывает на тенденцию роста после годов спада. С другой, «украинский вопрос» на Западе, в особенности в ЕС, потерял свою приоритетность в связи с собственными проблемами Евросоюза.

Чтобы обсудить итоги уходящего года, я пригласил на новый «круглый стол» политологов, экономических экспертов и представителей гражданского общества. В этот раз моими гостями стали Наташа Влащенко, главный редактор журнала «Публичные люди» и ведущая программы «Люди. Хард-ток» на 112 канале; Михаил Кухар, экономист IMF Group Ukraine; Борис Кушнирук, глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра; Евгений Магда, кандидат политических наук, доцент НТУУ КПИ имени Игоря Сикорского; Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий и Павел Себастьянович, предприниматель, общественный деятель и координатор Гражданской Платформы «Нова Краина».

- В конце ноября президент Украины Петр Порошенко опубликовал статью в испанской «Паис». В частности, он написал (привожу обратный перевод): 

«Мы стабилизировали нашу экономику перед двойным кризисом, спровоцированным нестабильностью и войной. Мы очистили нашу банковскую систему, чтобы возвратить макроэкономическую стабильность. Мы закончили энергетическую зависимость от России. В первый раз в истории мы не купили ни одного кубического метра газа у России больше чем за год. Мы создали новую полицию и расформировали старую, которая на протяжении лет была известна своей коррупционностью. Мы дали прозрачность публичным договорам посредством новой инновационной системы. После того, как были сбережены миллионы долларов, украинцы начали побеждать в борьбе с коррупцией». 

Ваше мнение по поводу приведенных утверждений.

 

Борис КУШНИРУК 

Каждое из них можно считать справедливым, но при этом весьма условно. 

Стабилизация экономики происходит после глубокого падения, начавшегося еще в 4 квартале 2012 года. Поэтому даже рост экономики, если он будет ниже 3% в год, по сути, означает ее депрессивное состояние. Такая себе стабилизация на кладбище.

Проведена значительная часть процесса очистки банковской системы, но все же, она еще не завершена. На протяжении следующих двух-трех лет с рынка может уйти еще до 50 банков. Инвестиции в банковский бизнес уже давно не являются высокодоходными. Борьба Нацбанка с кэптивными банками (что вполне положительное явление) также сокращает инвестиции в банковский сектор. С учетом кризиса мировой экономики, иностранные инвестиции в банковский систему приходят лишь в пределах уже имеющихся банков. 

Существенная очистка банковской системы от большой доли проблемных активов будет возможна лишь в условиях динамичного многолетнего роста экономики. Поэтому процесс стабилизации банковской системы во многом будет зависеть от успешности реформ и стабильного роста экономики, не зависящего от состояния международных сырьевых рынков.  

Украине действительно удалось ликвидировать зависимость от поставок природного газа из России, но это обеспечено, в том числе, в результате сокращения деловой активности предприятий украинской промышленности. И как следствие существенного падения спроса на природный газ. 

При этом важно также учитывать, что остается критическая зависимость от поставок из России ядерного топлива для украинских блоков АЭС. Поэтому, к сожалению, говорить о ликвидации энергетической зависимости от России пока рано. Для этого нужны куда более решительные шаги по повышению энергетической эффективности экономики, роста добычи природного газа в Украине, создание полного цикла производства и хранения ядерного топлива. А это сопряжено как с большими затратами, так и противодействием со стороны стран, занимающегося обогащением урана. Что связано с тем, что технология обогащения — это технология двойного применения. 

Создание новой полиции – это процесс, который еще очень далек от своего завершения. Если мы говорим, конечно, не о номинальном переименовании милиции в полицию. 

Более того, есть весьма серьезные сомнения в том, что есть политическая воля его завершить. Особенно, учитывая такую весьма неоднозначную персону, каким является глава МВД господин Арсен Аваков. По факту, все ключевые посты в этом ведомстве сегодня занимают представители безгранично коррумпированной милицейской верхушки, которая сформировалась еще в 90-е годы 20-го столетия. Предполагать, что они будут лояльны и готовы к реальной реформе ведомства, вряд ли стоит.   

Несмотря на значительные шаги по сокращению возможностей для коррупции, Украина еще очень далека от точки невозвращения. Большое значение успешности этого процесса будет зависеть от готовности проводить шаги, направленные на сокращение фискального процента ВВП, массовой приватизации, включение сельхозземель в торговый оборот, продолжения процесса дерегуляции. 

Также важно провести кардинальные реформы в системе социальной защиты населения и социального страхования. В существующем виде они крайне неэффективны, порождают массовую коррупцию и злоупотребления.

Важную роль в борьбе с коррупцией будет играть способность руководства Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Антикоррупционной прокуратуры, Национального агентства противодействия коррупции постепенно наращивать возможности и становится действительно независимыми в своей деятельности. Это процесс на несколько лет, и не факт, что эти структуры не попытаются сделать максимально зависимыми и управляемыми, выхолащивая смысл их создания.     

 

Михаил КУХАР

В порядке перечисления, приведенного президентом: экономика не просто стабилизирована – она возобновила рост после достаточно глубокого падения, вызванного революцией, которую Петр Порошенко, как один из лидеров протестов, стыдливо называет «нестабильностью» и войной.

Сегодня наша IMF Group Ukraine прогнозирует, что экономический рост уже в нынешнем году, так и не ставшим, вопреки ожиданиям, годом притока серьезных инвестиций в страну, составит 3-3,5% роста ВВП в национальной валюте. При этом ВВП Украины в долларовом выражении в этом году вырастет на 10-12% по итогам 2017 года. На следующий год мы ожидаем уже не менее 5-7% роста ВВП в гривне и вновь не менее 10-12% в долларах при нулевой девальвации. Таким образом, долларовый ВВП Украины, который потерял 55% от своего значения в 2012 году – до начала революции и войны, восстановится на треть уже за ближайшие два года.

Одним из главных драйверов роста выступает строительство, которое с начала года выросло в Украине на 23%, от 5 до 10% выросли сельское хозяйство и ряд отраслей промышленности. 

Позволю себе не согласиться с оценкой президента в том, что банковская система «расчищена» - после двухлетней рецессии и более чем двукратной девальвации она все еще полна «плохих долгов». И дело ее реструктуризации – дело не одного года. На протяжении следующих нескольких лет украинская банковская система будет недополучать свои проценты роста за счет высоких ставок и недоступности банковского кредита. А у ряда крупных банков на сегодня по-прежнему нет другого выхода кроме национализации.

Я разделяю оптимизм президента в отношении того, что реформа полиции во многом оказалась удачной – там удалось практически полностью побороть мелкую коррупцию. Но говорить о глобальном успехе Украины в борьбе с коррупцией пока зарплаты госслужащих от самого мелкого клерка до министра составляют эквивалент от 100 до 800 долларов в месяц и при этом они распоряжаются миллиардами, я бы не стал.

Реформа госаппарата, программа радикального повышения зарплат госслужащим без которого эффективная борьба с коррупцией невозможна – пока даже не начата.

 

Наташа ВЛАЩЕНКО

Возможно, экономика стабилизирована и больше не падает, однако практически ничего не сделано для роста. Мы по-прежнему покупаем в России электроэнергию, а реформа полиции, к сожалению, не завершена и пока только ограничена созданием патрульной полиции.  Фразу «Мы дали прозрачность публичным договорам посредством новой инновационной системы» я прокомментировать не могу, так как смысл ее для меня таинственен и непостижим. Может быть, украинцы и начали побеждать в борьбе с коррупцией, но сами они этого не почувствовали. «Очищение банковской системы» многие вкладчики почувствовали на себе – именно в кавычках.

 

Дмитрий МАРУНИЧ

Это ключевые постулаты PR-кампании, развернутой представителями власти в западных и украинских СМИ. Данные утверждения справедливы лишь отчасти.

Стабилизации экономики и незначительный рост ВВП были зафиксированы во 2-3 кв. 2016 г. на фоне низкой базы сравнения. В целом, в экономике страны по-прежнему отсутствуют точки роста, она попросту «дрейфует» на фоне конъюнктуры мировых сырьевых рынков.

Методы, которыми была проведена очистка банковской системы, не выдерживают критики.

Отказ от приобретения газа у компании «Газпром» привел к тому, что Украина, в том числе госкомпания «Нефтегаз Украины» переплатили за реверсный газ из ЕС не менее 150 млн евро с начала года. До конца года эта цифра увеличится. Данные средства «достали» из своих карманов не газотрейдеры, а промышленные потребители, часть населения, которая не получает субсидий, и госбюджет.

Значительное число откровенных проколов в деятельности новой полиции вызывает множество вопросов к реформаторам. При всей коррупционности милиции в Украине не было такого количества случаев откровенной непрофессиональной работы правоохранителей, которые сопровождались их смертью. Недавний инцидент в пригороде Киева, при котором «своими» были убиты 5 правоохранителей, показателен.

Обращает на себя внимание формулировка «начали побеждать в борьбе коррупцией». В настоящее время власти сложно похвастаться значительными достижениями на данном направлении, вероятно, кроме учреждения целого ряда структур, которые должны бороться с этой самой коррупцией.    

 

Евгений МАГДА

Безусловно, Украина переживает самый сложный период в своей новейшей истории. Очевидно, что президент должен ободрять сограждан и демонстрировать уверенность в завтрашнем дне. Правда и то, что, по данным социологов, большинство украинцев полагают, что Украина развивается в неправильном направлении. На мой взгляд, это свидетельствует о недостаточно эффективной коммуникации между властью и гражданами.

Я бы не забывал о парадоксальной ситуации: хотя наша страна является парламентско-президентской республикой, большинство сограждан возлагает ответственность за происходящее на главу государства. С другой стороны, было бы странно ожидать от общества, находящегося третий год в периоде постоянного стресса, восприятия ситуации через розовые очки.

Создание патрульной полиции стало витринной реформой в преобразованиях внутри МВД, однако дальнейшие изменения пока не произошли.

Количество банков в Украине сократилось практически вдвое, что встретило одобрение со стороны международных экспертов, и действия Валерии Гонтаревой поддержали послы США, Великобритании, Канады.

Украина уже год не закупает напрямую энергоресурсы у «Газпрома», предпочитая реверсные схемы поставок, которые заметно раздражают российскую энергетическую монополию. Я бы еще упомянул повышение агентством Fitch суверенного кредитного рейтинга Украины с ССС до В-, что дает основания рассчитывать на привлечение инвестиций.

Если говорить кратко, то оценить глубину и качество реформирования, находясь внутри реформируемой страны, непросто. Изменения происходят, но главным фактором их эффективность станет сохранение суверенитета и восстановление территориальной целостности Украины в обозримой перспективе.

 

Павел СЕБАСТЬЯНОВИЧ

Украина за 2016 год действительно в некоторых сферах достигла определенных результатов. Хочется отметить, что новый Кабинет Министров наконец-то стал открыт для общества и инициатив снизу. Был реформирован Национальный Банк, который теперь строго выполняет свою основную функцию регулятора банковской сферы. Министерство Экономики неуклонно следует политике дерегуляции экономики и упрощения ведения бизнеса. Министерство Финансов готовит проведение налоговой реформы и реформы налоговой службы. К сожалению, никак не запускается процесс приватизации госпредприятий и свободное обращение земли. Неэффективный государственный сектор продолжает искажать работу рыночных механизмов. А где есть государственная собственность, там есть и коррупция. Вновь созданные антикоррупционные органы пока не показали какого-то ощутимого результата. Каста прокуроров, судей, высокопоставленных силовиков и чиновников остаётся неприкосновенной. А ведь именно эти люди, их бездействие по отношению к коррупции, их безнаказанность по отношению к бизнесу, являются основным препятствием развитию экономики. 

- Согласно Государственной службе статистики Украины, во втором квартале 2016 года ВВП страны вырос на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь Порошенко заявил, что «объемы нашей торговли с ЕС уверенно вышли на первое место». Сыграло ли в этом роль Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом? 

 ПС

Украина географически находится в таком выгодном месте, что может стать «Китаем для Европы». При создании благоприятного инвестиционного бизнес-климата украинские предприниматели способны поднять промышленность и утроить ВВП за несколько лет, как это уже проделали Эстония, Грузия, Польша. Увеличение торгового оборота с ЕС обеспечивается за счет смены вектора торговли с рынка СНГ на рынок ЕС. Не думаю, что это произошло только благодаря подписанию Соглашения об Ассоциации. Скорее – это следствие агрессивных действий России по отношению к Украине.

ЕМ

Думаю, что дело не столько в торговле с ЕС, сколько в усилении украинских позиций на мировом продовольственном рынке. Несколько лет подряд наши аграрии получают большие урожаи зерновых, и поэтому они становятся весомыми донорами государственной казны. Более весомыми, чем металлурги. При этом товарооборот с ЕС растет, но пока не настолько, чтобы выступить в роли двигателя украинской экономики.

МК

По итогам 3-х кварталов гривневый ВВП вырос на 1,8%, а по итогам года мы ожидаем рост в 3%, как я уже сказал. При стабильном курсе гривни рост «долларового ВВП» Украины и в этом и следующем году будет составлять двузначные цифры. Главным фактором роста был и остается внутренний спрос. Население Украины, не смотря на банковский кризис, имеет значительные наличные сбережения. По разным оценкам от 60 до 85 млрд долларов. Население постепенно тратит свои сбережения, что типично для рецессии, длившейся предыдущие два с половиной года. В этом году, убедившись в курсовой стабильности и реальном подавлении инфляции, население более активно стало тратить, а малый бизнес более активно стал выводить из тени свои наличные сбережения и делать инвестиции – что и стало основой для наметившегося экономического роста.  Торговля с Евросоюзом упала в абсолютных значениях со времени после Майдана на 24%. И то, что ЕС стал главным торговым партнером Украины – это лишь «игра статистики», поскольку уровень экспорта в Россию, что была ранее исторически главным торговым партнером Украины, упал еще сильнее. Но, не смотря на уже доказанную на примере двух лет невыгодность ряда позиций Соглашения о Зоне свободной торговли с Евросоюзом, сейчас именно это направление будет расти. И сделать его более выгодным для Украины - задача украинской дипломатии. Тем более, что влияние почти трехкратной девальвации будет дополнительно стимулировать украинский экспорт как минимум на протяжении следующих пяти лет. 

НВ

Тут я, к сожалению, не специалист. Реальный сектор говорит о возможном сокращение экспорта и производства в результате ратификации Договора об Ассоциации Украины с ЕС.  В то же время девальвация национальной валюты, колоссальная международная поддержка, закрытие рынка РФ создают неплохие условия для присоединения к ЗСТ. Дальнейшее затягивание реформ с каждым годом делает страну все менее конкурентоспособной.

ДМ

Объемы экспорта Украины в 2016 г продолжали снижаться по все направлениям в денежном эквиваленте. При этом продолжалось перераспределение направлений экспорта – падала доля России и стран СНГ, росла доля ЕС, относительно стабильной оставалась доля третьих стран.

По данным ЕК, в период с сентября 2015 года по август 2016 рост украинского экспорта в ЕС, по сравнению с аналогичным предыдущим периодом, составил всего лишь 5,2%. На фоне обвального (более 30% за 2 года) падения объемов экспорта в адрес крупнейшего торгового партнера – РФ, подобный рост не в состоянии компенсировать негативное влияние от сворачивания ВЭД для экономики Украины. 

Соглашение об Ассоциации с ЕС действительно повлияло на рост экспорта. Однако без снижения ставок квот на экспорт сложно ожидать какого-то прорыва в данном направлении. К слову, ЕК пошла навстречу украинским производителям в данном вопросе, одобрив в октябре текущего года решение о пересмотре квот на ряд позиций украинского экспорта. Однако решение вступит в силу лишь после позитивного голосования в Европарламенте, одобрения странами-членами ЕС и будет действовать на протяжении трех лет.

Никто не будет отменять и жесткие требования по сертификации для украинских производителей, которые являются еще одним барьером для торговли с ЕС. Кроме того, реализация стандартов ЕС потребует миллиардных инвестиций для внутренних производителей.   

Таким образом, ЕС действительно занял для Украины первое место по объемам экспорта. Однако, с учетом структуры такого экспорта оптимизма немного. В подавляющем объеме – это сельскохозяйственная продукция, которая характеризуется низкой добавленной стоимостью.

БК

Соглашение об Ассоциации с ЕС – это стратегический проект, растянутый, как минимум на 10-15 лет. Он не может давать моментального эффекта.  Поэтому первое место ЕС во внешней торговле Украины сейчас связано с обвальным падением внешнеторгового оборота с Россией. При этом важно подчеркнуть, что этот обвал начался еще в 4 квартале 2012 года. Причина – сокращение инвестиций в российскую экономику и, как следствие, падения спроса на инвестиционные товары, в том числе украинского происхождения. Иное дело, что с учетом сырьевого характера российской экономики, были неминуемы, как падение инвестиций, так и падение спроса на основную часть инвестиционных товаров, которые производились в Украине под потребности российской экономики. Поэтому, как минимум, в среднесрочной перспективе (5-7 лет), доля России во внешнеторговом обороте Украины будет продолжать уменьшаться вне зависимости от успешности функционирования Соглашения о свободной торговле с ЕС. 

Это даже без учета политического фактора взаимного ограничения внешнеторговых отношений между Украиной и Россией

 

- Европейская комиссия разрешила «Газпрому» поставлять больший объем газа по газопроводу Opal. Согласно соглашению, «Газпром» может продолжать использовать 50% мощности газопровода, от 10 до 20% мощности должны иметь возможность использовать другие поставщики газа, а оставшиеся 30-40% будут выставлены на аукцион, на котором «Газпром» также сможет принять участие. Какие последствия будет иметь это решение для Киева? 

ДМ

Можно констатировать тот факт, что ЕК пошла на урегулирование давнего спора с «Газпромом» относительно использования незагруженных мощностей Opal, вынеся соответствующую рекомендацию регулятору ФРГ. Основанием для принятия такого решения стала готовность «Газпрома» выполнить требования Брюсселя в рамках урегулирования антимонопольного дела и продавать незначительные объемы газа (до 3 млрд куб. м в год) потребителям ЕС на биржевом рынке, при этом, минимально снизив долю продаж по долгосрочным контрактам. Могу также предположить, что решение ЕК по Opal преследовало  цель подстраховаться от потенциальных сбоев транзита зимой 2016-17 гг. по другим маршрутам, прежде всего, через Украину.

Потенциальные потери Украины от увеличения транзита по Opal уже озвучило руководство «Нефтегаза» - до 420 млн долларов в год. Данная оценка весьма релевантна, в случае если «Газпром» и его партнеры в ЕС полностью воспользуются выгодами от решения ЕК, нарастят транзит по «Северному потоку» и заполнят простаивающие мощности Opal.   

Вместе с тем, политическая позиция Брюсселя, которая заключается в необходимости сохранить транзит российского газа через Украину, не претерпела изменений. Очевидно, что именно  это является последней надеждой для Киева избежать столь существенного падения выручки от снижения транзита.

БК

Правительству следует готовиться к тому, что Украина потеряет полностью или почти полностью доходы от транзита природного газа. При этом важно понимать, что с учетом развития LNG-терминалов, роль магистральных газопроводов будет снижаться в любом случае. Следует исходить из того, что большую часть магистральных газопроводов украинской ГТС нужно будет законсервировать. При этом важно будет наладить активное участие Украины в функционировании газового рынка Европы. Здесь также было бы полезно передать в концессию одно или два газовых хранилища крупным европейским трейдерам газа, что повысило бы заинтересованность европейских стран в возможностях украинской ГТС и ее крупнейших в Европе газовых хранилищах.

ЕМ

Стремление «Газпрома» дискредитировать Украину, как надежного поставщика энергоресурсов хорошо известно. Досадно, что Европейская Комиссия подыграла Кремлю в этом вопросе. Я бы рассматривал это решение ЕК не только в контексте финансовых потерь Украины, которые могут достигнуть 300-400 млн долларов, но и как вызов для официального Киева в части способности отстаивать свои национальные интересы, говорить с Брюсселем достаточно жестко, аргументировано. Хочу напомнить, что Украина ответственно выполняет функцию страны-транзитера энергоресурсов даже в условиях гибридной войны с Россией.

МК

Мир вошел в долгосрочный период падения цен на углеводороды. США уже заявили о своем намерении «расконсервировать» запасы техасской нефти. Основные аналитики сходятся во мнении, что цены на нефть не имеют почти никаких перспектив для роста в долгосрочном периоде при таком увеличении поставок. Американские поставки газа в Европу в ближайшие годы станут одним из ключевых факторов ползучего снижения цен и на природный газ, который мы наблюдаем последние три года. Вместо уровней 350-500 долларов за тыс. куб. м в зимний период сейчас для поставщиков считается «хорошей» цена 170-180 долларов на споте. В этих условиях Россия, как и все остальные глобальные поставщики нефти и газа, ищет все пути для увеличения своих поставок и торопится, исходя из принципа «продать сегодня больше, потому что завтра будет еще дешевле». Конечно, Украине как стране импортеру энергоресурсов все это выгодно. Как верно отметил президент Порошенко, Украина, подвергшись не только военному, но и энергетическому шантажу со стороны России в последние три года, вынуждено нашла для себя оптимальную модель поставок – мы покупаем газ на европейских спот-площадках и у европейских трейдеров. Уменьшить поставки в ЕС по северным маршрутам Россия не сможет – она их будет только увеличивать. Конечно же, для Украины было бы более выгодно заключить договор на прямые поставки газа из России, например по формуле «спот-цена минус стоимость транзита в Европу», но учитывая тот язык шантажа, которым РФ последние три года ведет с Украиной газовые переговоры, я пока не вижу на это много шансов. В любом случае, как бы ни развивались дальнейшие события и какими бы ни были схемы дальнейших поставок газа в страну, Украина на этом «падающем рынке» энергоресурсов оказывается в глобальном выигрыше как страна импортер.

ПС

В Украине существует два мнения по поводу торговли газом. Первое – технократическое. Его сторонники хорошо знают, как проложены трубы, где находятся компрессорные станции, в какую сторону по трубам идет газ, какая цена газа на восточной и на западной границах. Для них очень значимо, чтобы существующие схемы торговли и транзита не только сохранялись, но и развивались. Политический аспект торговли с Россией, опасность этого сотрудничества ими игнорируется.  Второе мнение, которое мне гораздо ближе – чем быстрее Украина прекратит торговать газом с Россией, тем быстрее она наполнит трубу своим газом. Украина, обладая колоссальными запасами газа (924 млрд куб. м), сланцевого газа (22 трлн куб. м), нефти и газоконденсата (200 млн т), должна не просто избавиться от зависимости от РФ и обеспечить себя своим собственным газом, но и стать полноценным игроком на энергорынке Европы. 

НВ

Как известно, во время саммита Украина-ЕС также подробно обсуждался вопрос энергетической безопасности и энергетической солидарности между Украиной и Европейским Союзом. Обсуждался на саммите, в частности, вопрос газопроводов Opal и «Северный поток». Евросоюз занял слабую позицию относительно расширения прав российского газового монополиста «Газпром» на использование немецкого газопровода Opal. Но и Украина, к сожалению, не смогла отстоять свои интересы. Ничего хорошего в российской газовой экспансии не вижу.

 

- 24 ноября истек срок, который президент Украины назвал для введения безвизового режима между ЕС и Украиной. Насколько важен для страны, с экономической и политической точки зрения, этот безвизовый режим? Или главную роль играет просто символизм это шага?

МК

Согласен с вашей оценкой, Карл, что это скорее символизм. С одной стороны, это едва ли не главный символ «позитивных ожиданий» украинского народа от давно обещанной «евроинтеграции», действие которой на себе может ощутить каждый. А с другой стороны не вина европейцев, что при подписании и, по сути, выполнении Украиной «дорожной карты» по безвизовому соглашению еще при Януковиче, в Украине началась война. Поэтому «плотнее закрыть» границы с вдруг провалившейся в бедность и нестабильность страной на своей границе - естественное желание европейских властей, и так переживающих небывалый внутренний кризис нелегальной миграции в связи с войной в Сирии. Пока лишь могу констатировать, что на политическом уровне вопрос «предоставления Украине безвизового режима» пока политически проигрышный для обеих сторон. Но я не решусь делать здесь какие-либо прогнозы.

ЕМ

На мой взгляд, дело в символизме. Безвизовый режим – нематериальный актив, демонстрирующий взаимную заинтересованность Украины и ЕС. Большинство украинцев не имеют заграничных паспортов, и вряд ли они, сломя голову, бросятся в ЕС. Желающие побывать там, в массе своей осуществили свои стремления и сейчас, при визовом режиме. Для меня очевидно, что Порошенко называл даты, которые звучали в переговорах с представителями Европейского Союза. Но у политического руководства ЕС пока хватило влияния только для признания факта, что Украина выполнила все 144 требования, необходимых для предоставления безвизового режима.  С другой стороны, промедление с предоставлением безвизового режима, незавершенный процесс ратификации Соглашения об ассоциации Украина – ЕС бьет и по авторитету Брюсселя.

НВ

В Украине сегодня есть гораздо более важные вопросы, требующие безотлагательного решения. Да, получение «безвиза» – это некое закрытие гештальта, но и только. Я бы не стала придавать глобальное значение этой мантре.

ПС

Безвизовый режим с Европой играет важную роль для развития экономики. Вот представьте, что у вас дома лежит паспорт с «шенгеном» на три года. Вроде бы вы никуда не собираетесь, но сама возможность в любую минуту сесть на «лоукост» и через два часа быть в Берлине дает неоспоримое преимущество перед теми, кому для каждой поездки необходимо собирать пакет документов и стоять в очередях за визой. Многие украинцы ни разу в своей жизни не выезжали за границу, что, конечно же, ограничивает их кругозор и даут шанс популистам и дальше оставаться у власти. «Безвиз» дает свободу перемещения, дает возможность людям узнать, что можно жить совсем по-другому, что можно такой образ жизни перенять и устроить на своей территории.

БК

Для многих украинских граждан, это, конечно, некий символ единства со странами Центральной и Западной Европы. Хотя бы на уровне возможности свободно путешествовать по территории стран Шенгенского соглашения.   

Блокирования этого процесса, в первую очередь, со стороны французских политиков, обеспокоенных внутренними политическими проблемами, может, по факту, означать вообще начало процесса общей перезагрузки всего функционирования ЕС. Победа на президентских выборах Мари Ле Пен, хотя это пока и выглядит маловероятным, лишь ускорит этот процесс.  

Безусловно, блокирование безвизового режима будет подрывать доверие украинских граждан к ЕС, как к некой единой структуре. 

На уровне политического руководства Украины и на бытовом уровне ускорится процесс поиска в Европе региональных партнеров, с которыми нужно будет активизировать сотрудничество на индивидуальной основе. В том числе и в вопросах получения многолетних виз. 

ДМ

На фоне неприличного количества данных ранее обещаний, для властей в Киеве важен, прежде всего, факт предоставления безвизового режима. В противном случае у избирателей накопиться критическая масса вопросов к президенту и правящему классу относительно реализации «обещаний Майдана».

Очевидно также, что на фоне тотального обнищания широких масс населения, воспользоваться преимуществами безвизового режима сможет лишь незначительная часть украинцев. К примеру, туристы, в том числе неорганизованные. Никакого значимого экономического эффекта «безвиз» для экономики страны иметь не будет.  

 

- На внешнеполитической арене происходят большие изменения. Триумф Дональда Трампа в США, возможная победа в следующем году Франсуа Фийона на президентских выборах во Франции, трудная ситуация Ангелы Меркель в Германии, которая на выборах канцлера в 2017 может привести к абсолютно новым констелляциям при формировании правительства... Что ожидает и к чему готовится Киев в создающейся ситуации? 

ЕМ

Динамика международных отношений свидетельствует об одном – Украине стоит полагаться исключительно на себя. Помощь со стороны США и ЕС будет предоставляться, но украинские проблемы без самих украинцев никто не решит. Запад вряд ли перейдет к большему, чем сохранение территориальной целостности страны, содействию. Разве что Владимир Путин захочет «помочь», но его алгоритм решения вряд ли подойдет большинству граждан Украины. Сегодня наша страна платит за отсутствие реальных преобразований на протяжении добрых 20 лет, из-за чего она оказалась перед дилеммой: либо осуществлять реформы, либо готовиться к новым потерям – человеческим, территориальным, имиджевым.

ПС

Победа Трампа – очень хороший знак для Киева. Победа Трампа – это победа рациональности над популизмом, победа республиканского дискурса над социально-ориентированным дискурсом. Для Украины это очень важно – начать жить рационально, по средствам. Сократить неоправданные расходы бюджета на социальную сферу, на содержание неэффективного раздутого госаппарата, прекратить поддерживать неэффективные госпредприятия, открыть, наконец, рынок земли. Нам необходимо срочно решать внутренние экономические проблемы независимо от того, кто в Европе или за океаном будет у руля. Это наша домашняя работа.

МК

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что результаты выборов во Франции и Германии практически неизбежно приведут к той или иной доле «смягчения» политики этих государств по отношению к России. Украине, которая по не зависящим от нее причинам находится фактически под постоянной угрозой новой военной агрессии со стороны северного соседа, и которая по известным причинам самостоятельно, конечно же, эффективно РФ ни в военном, ни в экономическом плане не сможет, придется искать себе «нового адвоката». Поэтому чем раньше Украина сумеет «затащить» в Нормандский формат Соединенные Штаты, своего единственного потенциального геополитического «защитника», тем лучше для Украины. Другое дело, что при прежней администрации США умышленно избегали такой роли. Изменится ли этот подход при новой администрации – мне хочется надеяться, что да.

ДМ

Правящему классу в Киеве уже давно следует готовиться к неизбежному. После закономерного падения интереса к событиям в Украине в мире, последует охлаждение в отношениях с официальным Киевом и снижение финансовой поддержки. Это, в свою очередь чревато, углублением социально-экономического кризиса вплоть до начала массовых волнений недовольных граждан. Как показали события последних дней, Брюссель готов продолжать поддержку Украины лишь при неукоснительном выполнении ряда условий, многие из которых имеют сомнительную выгоду для экономики нашей страны.

Вопрос лишь в том, как быстро украинские избиратели осознают бесперспективность курса, реализуемого нынешним правящим классом и в том, на какие шаги будет готов сам этот правящий класс при защите своих интересов. Целому ряду высокопоставленных чиновников в Киеве, в прямом смысле этого слова, отступать некуда. Позади может оказаться перспектива Гааги.    

НВ

Киев должен перестать водить глазами за малейшими движениями в Европе или где-либо. Самое разумное, это сформулировать внятную национальную политику и неуклонно следовать ее интересам. Украина прежде всего - вот показатель взросления. Одобрение Востока или Запада не может и не должно быть в центре внимания.

БК

Политическому руководству Украины необходимо активизировать сотрудничество на уровне отдельных стран ЕС. В первую очередь, это относится к Германии, Польше, Румынии. 

Кроме этого, крайне важно активизировать проведение реформ. Без кардинально более высокого уровня эффективности экономики, повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, выжить украинскому государству не удастся. 

Вполне возможно, что на протяжении следующих нескольких лет мы станет свидетелями очень существенной дестабилизации ЕС. Глобальный экономический кризис увеличивает вероятность прихода к власти в значительной части стран Европы праворадикальных популистов. Они попытаются проводить политику активного протекционизма, возрастет ксенофобия, будет очень ограничена миграция не только со стран Африки, Ближнего Востока и Азии, но даже из других стран ЕС. Но такая политика лишь породит в этих странах еще большие проблемы.

Нужно понимать, что потребность в глобализации экономики и совместном регулировании значительной части процессов на уровне всей планеты связана с нынешним уровнем состояния производительных сил. 

Все развивается согласно закономерности, описанной классической политэкономией. Уровень развития производительных сил определяет тип производственных отношений. Только теперь не на уровне отдельных стран, а всей планеты.  

Поэтому закрыться на уровне отдельных стран, даже самых больших по территории и численности населения, не удастся. Те, кто закроются, проиграют. Выживут только те государства, которые смогут обеспечить открытость и конкурентоспособность на двух уровнях – страны в целом и на уровне отдельных компаний. 

- Гадать на кофейной гуще – неблагодарное занятие. Но все же, какие ваши прогнозы на 2017 год? Что будет с Донбассом, финансовой и политической системой, политической ситуацией в стране?

НВ

Я не гадалка, у меня нет мониста, но есть абсолютная убежденность: логика и алгоритмы ХХ века больше не работает. Мир меняется в соответствие с правилами игры, которые нам предстоит еще сформулировать.

ДМ

В целом Украину ожидает еще один год стагнации в экономике при вполне ожидаемом росте политической активности и протестных настроений.

Уже очевидно, что Киев отказался от попыток разрешить противостояние в Донбассе военным путем. Вместе с тем, говорить о том, что Петр Порошенко обеспечил себе контроль над добровольческими батальонами, полностью усмирил ястребов в высших эшелонах власти и решил проблему правого экстремизм в стране, не приходится.

В 2017 году власть продолжит проводить политику либеральных реформ/шоковой терапии по образцу 2015-16 гг. 

Как и в 2016-м, так и в следующем году основные усилия власти будут направлены на не допущение выхода ситуации в стране из-под контроля. Основные угрозы остаются прежними – это досрочные парламентские выборы на фоне отсутствия дееспособного большинства в парламенте, прекращение кредитования со стороны международных финорганизаций, массовые акции протеста граждан, которые могут перерастать в стихийные бунты.

Однако в отличие от текущего, в 2017 г риски для правящего класса существенно повышаются на фоне снижения поддержки Запада, падения реального уровня жизни населения, разочарованности значительной части населения страны. 2017 год обещает быть куда более «щедрым на сюрпризы» для государства Украина.  

ЕМ

Конфликт в Донбассе вряд ли приблизится к разрешению, поскольку Россия в этом не заинтересована. От Украины хотелось бы увидеть стратегию возвращения Донбасса и Крыма, поскольку без них говорить о серьезности намерений не приходится.  Минский формат, вероятно, будет признан исчерпанным, а новый формат переговоров может быть предметом компромиссов за счет Украины.

Рассчитываю на постепенный экономический рост, способный привлечь в Украину иностранного инвестора. Лакмусовой бумажкой станет решение Стокгольмского арбитража в споре «Нефтегаза Украины» и «Газпрома» об условиях выполнения контракта на поставку энергоресурсов, подписанного еще в январе 2009 года.

Что касается досрочных парламентских или президентских выборов, то интересы политиков и партий, за них ратующих, не позволят им выступить единым фронтом. Поэтому борьба за власть продолжится в нынешней конфигурации. Если правительство Гройсмана пройдет зиму, то оно будет работать и в 2017 году.

ПС

На мой взгляд ситуация с Донбассом в 2017 году радикально не изменится. Украина будет продолжать наращивать военную мощь по натовскому образцу. В 2017 году на должность министра обороны должно быть назначено гражданское лицо. Резервистское движение набирает силу, местные военкоматы формируют подразделения территориальной самообороны, предоставляют гражданам возможность по выходным тренироваться на полигонах. Милитаризация страны будет нарастать, что позитивно скажется как на экономике, так и на формировании новой политической нации. На политической карте Украины медленно формируется новая политическая сила. Выступления Демальянса, Хвыли, команды Саакашвили пока кажутся разрозненными, но, как только будет дан старт выборам, начнется и процесс объединения. Сможет ли победить абсолютно новая сила? Скорее всего, ей придется объединиться с какой-то партией, вошедшей в парламент на предыдущих выборах. Возможно, с Самопомощью. В финансовой сфере в 2017 существенных изменений не предвидится. Группы активистов будут продолжать давление на власть, осуществляя точечные изменения снизу. Украине пока не удается встать в один ряд с динамично развивающимися экономиками. Для этого необходимо радикально реформировать налоговую службу и правоохранительные органы, которые представляют сегодня главную угрозу для бизнеса. Действия силовиков ограничивают предпринимательскую активность и, как следствие, тормозят экономический рост. Власть, к сожалению, не осознаёт, что реформы, для которых общество созрело, в любом случае будут проведены. Сегодня это можно сделать мирно, бесплатно, малой кровью. Но чем дальше реформы отодвигаются, тем большую цену придется обществу заплатить за перемены.  Пожелаю нашим президенту Петру Порошенко и премьеру Владимиру Гройсману мудрости и решительности в 2017 году. А Украине – мира и процветания.

МК

Прошедшие два года явственно показали бесперспективность так называемых Минских соглашений. Ни России, ни Украине они не выгодны. Именно потому обе стороны умышленно затягивают их воплощение. Европа, что с таким трудом их заключила, по сути, не имеет никакого альтернативного сценария разрешения российско-украинского военного конфликта и фактически является на сегодня единственным субъектом, настаивающим на их имплементации. Украину в данной ситуации спасла бы более активная позиция Соединенных Штатов, если бы США согласились войти в эти переговоры, изменив Нормандский формат на какой-либо другой. Потому что сценарий, при котором под давлением Москвы Киев вынуждают к насильственному изменению Конституции и федерального устройства, изначально не имел никаких шансов быть принятым в нашем обществе. Европейским лидерам следует признать свою ошибку и понять что чем скорее они сменят стратегию с давления на Украину на усиление давлении на Россию (а для этого им неизбежно понадобится помощь США), тем быстрее ситуация сдвинется с мертвой точки. Тем более что сейчас они имеют дело с гораздо более ослабленной в результате действия санкций Россией, чья экономика все более сказывается в затяжной кризис, из которого нет другого выхода кроме поиска компромисса с Западом.

Но даже на фоне этого неразрешенного геополитического узла мои прогнозы в отношении экономического подъема Украины в будущем 2017 году – более чем оптимистичны. Украина, повторюсь, в результате глубочайшего спада инфляции и девальвации предыдущих двух лет, явственно, по всем макроэкономическим признакам, оттолкнулась от «дна рецессии» и вошла в стабильный 5 - 8-летний период среднесрочного роста и восстановления своей экономики. И те естественные конкурентные преимущества, которые она при этом получила в виде самой низкой в Восточной Европе стоимости квалифицированной рабочей силы, низкой стоимости активов, гарантированной США и МВФ финансовой и курсовой стабильности и долгосрочного эффекта стимулирования экспорта за счет произошедшей девальвации, делают сегодня Украину самым привлекательным и недооцененным активом в регионе. Поэтому в эпоху избыточного количества денег в мире и рекордно низкой их стоимости как долгосрочного тренда, Украина, можно сказать, обречена стать объектом притока инвестиций в ближайшие годы и показать темпы экономического роста, которые многих удивят. И не потому, что я ожидаю каких-то особых успехов в области реформ и борьбы с коррупцией, а просто потому, что по сумме объективных факторов, обстоятельства сейчас сложились так, что Украина все равно в ближайшие годы станет объектом пристального внимания и усиленного инвестирования, потому что так сложились объективные экономические обстоятельства.

БК

В 2017 году не следует ожидать каких-то кардинальных подвижек в вопросе деоккупации части территории Донбасса. Российское руководство хочет впихнуть оккупированные территории Донбасса назад в Украину, но только на своих условиях. На что не согласится политическое руководство Украины. Поэтому, как минимум, до президентских выборов в России следует ждать замораживания ситуации. С учетом углубляющихся проблем в мировой экономике и снижением спроса и, соответственно, цен на все сырьевые товары, в том числе нефть, Россия не будет готова бесконечно долго содержать оккупированные территории Донбасса. Но радикализацию действий от политического руководства России следует ожидать не раньше конца 2018 года – после проведения чемпионата мира по футболу и президентских выборов. При этом эта радикализация будет связана с попытками максимально дестабилизировать ситуацию, как в Украине, так и в других граничащих с ней странах.

Если говорить о внутренней экономической и политической ситуации в Украине, и исключить внешние риски (прежде всего активизацию вооруженной агрессии со стороны России), то можно прогнозировать незначительных рост украинской экономики (в пределах 2,5–3%), медленный рост инвестиций, восстановлении покупательского спроса, годовых темпов инфляции – на уровне 8-9%. 

Если президент Петр Порошенко и правительство не допустят каких-то существенных ошибок и им удастся избежать дестабилизации политической ситуации на протяжении зимы -начала весны 2017 года, то в этом случае не следует ожидать досрочных выборов парламента, как минимум, в 2017 году. 

Ни президент Порошенко, ни две основные фракции парламента (БПП и «Фронт змин») в них не заинтересованы, поэтому будут искать компромиссы между собой так и с ситуативными партнерами среди других фракций и групп парламента.

- Я благодарю всех сегодняшних приглашенных на «круглый стол» за участие в дискуссии!