2017 был щедр на закрученные сценарии и неожиданности: решение Высоко Суда в Англии об аресте активов Игоря Коломойского, лишение Михаила Саакашвили украинского гражданства и его возвращение в страну, блокада Донбасса и раскрутка «проигрышных» кандидатов для Петра Порошенко под выборы… Год подходит концу и наступает время подводить итоги за уже традиционным круглым столом.

В этот раз моими гостями стали Наташа Влащенко, генеральный продюсер телеканала ZIK, ведущая программы Хард с Влащенко; Светлана Крюкова, заместитель главного редактора Страна.ua; Михаил Минаков, профессор Киево-Могилянской академии и гостевой ДААД-профессор Европейского университета Виадрина во Франкфурте на Одере; Владимир Полуев, журналист, ведущий «112 Украина»; Александра Решмедилова, политолог, к.ф.н., ведущий аналитик Международного информационно-аналитического Центра «Развитие Украины»; Георгий Эрман, украинский международный обозреватель и Алексей Якубин, политолог, член редколлегии журнала «Спiльне/Commons».

 

- Стартовый выстрел в гонке президентских выборов практически дан. Помимо фигур-тяжеловесов как Петр Порошенко, Арсен Аваков или Юлия Тимошенко идет раскрутка кандидатов, заведомо проигрышных во втором туре. На кого будет поставлена главная ставка?

Наташа Влащенко

На сегодняшний день нет решения, кто именно станет кандидатом во второй тур. По моей информации, трактуются несколько человек, в том числе и Святослав Вакарчук. Ясно одно - кандидат должен быть абсолютно предсказуемым, управляемым, в сущности, человеком без амбиций. Награда – должности, ренты, обещания «на следующие выборы».

Алексей Якубин

Проблема 2019 года уже во многом определяет поведение ключевых политических игроков. Выборы, сначала президентские (весной), а потом парламентские (осенью) - это одна из точек бифуркаций для изменения сложившегося статусе-кво. И для ключевых политиков и для большинства олигархов. Для действующей власти обеспечить себе следующий срок - это попытка сохранить полученные ресурсы и поле влияния. Хотя сменяемость власти и проигрыш на выборах правящего конгломерата и означало бы успешность демократических политических трансформаций в стране, тем более на фоне того, что по различным социологическим опросам, во многом условным, но тем не менее показательным, свыше 70% граждан не одобряет того направления, куда движется страна, а у Верховной Рады хорошо если есть 3-х процентная поддержка.

Тем не менее, даже на этом фоне власть ставит себе задание выжить в следующем электоральном сезоне, хотя готовиться она к этому сезону внутреннее расколотой.  Объединение БПП и НФ не состоялось и вряд ли состоится до президентских выборов. Персональные конфликты внутри правящей команды — между Петром Порошенко и Арсеном Аваковым/Арсением Яценюком все также продолжают усиливаться, и эта тенденция сохранится между их командами даже в условиях действующего «нелюбимого брака по расчету». С формальным распадом правящей коалиции (где и сейчас в районе 180 депутатов, а не 226 которое требуется для минимального большинства) придется идти на досрочные парламентские выборы, в которых БПП и НФ не победить ни вместе, ни поодиночке. Как минимум до осени 2018 года, когда предположительно начнется миротворческая миссия на Донбассе и встанет вопрос голосований за политическую часть «Минска», а также останется год до срочной парламентской кампании, и полгода до президентских выборов. Более того, у НФ и БПП разное виденье горизонта 2019. В НФ поддерживают и продвигают конституционную реформу, которая должна ликвидировать «дуализм» исполнительной власти, ослабить позиции президента и усилить позиции премьер-министра и кабинета министров. То есть сделать Украину чисто парламентской республикой, где президента будет выбирать парламент.

У Порошенко и в БПП с такими предложенными виденьями конституционных изменений не согласны. Порошенко считает, что он может победить на выборах 2019 года. Но ключевое решение по этим конституционным предложениям НФ со стороны Порошенко может быть принято весной 2018 года в зависимости от его персонального рейтинга поддержки. Таким образом, формирование удобных спарринг партнеров и удобных условий на выборах для Банковой - это один из ключевых вопросов. Летом 2017 года появились утечка опросов персональной поддержки в преддверии следующего электорального цикла. По этим результатам Порошенко проигрывал во втором туре оппозиционным политикам и Юлии Тимошенко, и Юрию Бойко, с небольшим перевесом он побеждал во втором туре  у Олега Ляшко. Но еще нужно пройти для действующего президента во второй тур. А это выглядит как не самая легкая задача, учитывая персональные рейтинги  Порошенко: по самым оптимистическим оценкам они сейчас колеблются в районе 7%. С этим и связано появление нашумевшего осеннего рейтинга со Святославом Вакарчуком. Думаю, еще и рейтинг Владимира Зеленского в скором времени можем ожидать, тем больше, что партия Слуга народа с названием телевизионного сериала уже создана. Один теле-поп-кандидат (такая себе украинская Собчак) - для Запада страны, второй - для Юго-Востока. Цель - размыть рейтинги «олд скул политиков» (и Тимошенко, и Бойко) в первом туре, и нарастить тем самым свою относительную базу поддержки. А также повысить видимость состязательности на выборах, привлечь аудитории, которые редко ходят на выборы, и которые создадут явку, но с высокой долей вероятности не поддержат главных конкурентов. Тем не менее, еще остается открытым вопрос по другим кандидатам - Вадиму Рабиновичу, Анатолию Гриценко, Андрею Садовому. А также возможному кандидату от «антикоррупционных сил» - тому же условному Артему Сытнику (украинский Навальный), чьи рейтинги, амбиции, возможности представляют для Банковой опасные рифы на пути к желаемой гавани. Карта НФ с ее персоналиями здесь также еще не отыграна. Это может быть и кандидат, и если все же некоторые договоренности произойдут - руководитель избирательного штаба (Турчинов) или больше мест в парламентских списках. Стоит в ближайшее время в 2018 году ожидать увеличения количества формирующих опросов-экспериментов. При этом стоит понимать методологически, что у нас перепись населения не проводилась с 2001 года и в стране свыше 2-х миллионов перемещённых лиц. Поэтому стандартная социально-демографическая выборка сейчас может носить лишь условный характер, как и все оглашенные персональные рейтинги. Как минимум до следующей переписи, а это означает что «тирания опросов» будет одной из ключевых технологий на выборах.

Александра Решмедилова

Действующий президент открыто заявлял, что собирается баллотироваться на второй срок. Поэтому он будет заинтересован делать все возможное и невозможное для того, чтобы выйти самому во второй тур (окончательно не растерять рейтинг - тенденция к этому на лицо) и, конечно же, вывести во второй тур максимально удобного соперника. Моделирование второго тура президентских выборов показало, что Петр Алексеевич проигрывает почти всем. Именно поэтому решили «качать» технических кандидатов, чтобы либо размыть электоральное поле оппонентов, либо быть удобными во втором туре. До очередных выборов (март 2019 года) еще есть время, поэтому понятного сценария пока не видно.

Михаил Минаков

Основная схватка будет между Юлией Тимошенко, как самым популярным оппозиционным политиком, и нынешним президентом Петром Порошенко. Шансы Тимошенко значительны. У Батькивщины хорошая региональная сеть, в которую пришли как возмужавшее и помудревшее «оранжевое» поколение, так и местные элиты, не желающие связываться с Порошенко, за которым водится чванство и неумение привлекать местные элиты личным общением.

Против Тимошенко работает большинство основных СМИ, отчасти под давлением АП, отчасти из-за старых счетов собственников телеканалов и бывшей премьерши. Также у Тимошенко ограничены финансовые источники. Спецслужбы отработали модель давления на бизнесы, поддерживающие оппозицию еще на местных выборах в 2016-17 годах. Теперь эта модель применяется против компаний, чьи собственники замечены в симпатиях к Юлии Тимошенко.

Реальная электоральная поддержка Порошенко - ниже 10%, что говорит о невозможности для президента быть переизбранным без значительных манипуляций. Сделав ставку на этнонационалистический и национал-патриотический электорат, Петр Порошенко потерял поддержку жителей больших городов. Проводя медицинскую и образовательную реформу, ущемляющую сельское население, Порошенко крайне непопулярен и там. Но в национал-патриотическом секторе он также не стал своим.

Задачей порошенковского избирательного штаба будет отсечение кандидатов от национал-патриотического избирателя, и мобилизация этнонационалистически настроенных граждан путем управляемого роста напряжения в зоне АТО. Кроме того, новый состав ЦИК будет утвержден пропрезидентским большинством лишь при неоспоримом большинстве пропорошенковских членов.

Серьезность своих намерений манипулировать выборами Петр Порошенко продемонстрировал частичной отменой реформы госслужбы, вернувшей президенту личный контроль за губернаторами и их политической свободой действий.

Президентский штаб готовит каждой заметной политсиле оппонента, работающего на том же электоральном поле. Таким образом, Тимошенко будет противостоять «радикал» Ляшко, Бойко - Рабинович.

Позиция клана Яценюка-Авакова пока не сформирована. Низкий рейтинг Яценюка и НФ не дает им шанса на реальное участие в президентских и парламентских выборах. После провала проекта создания партии власти в августе 2017 года, Яценюк и Аваков фрондируют в отношении президента, проводя почти оппозиционный съезд партии (в ноябре 2017) и выдвигая кандидата-трикстера (Илья Кива), который будет работать на электоральном поле Порошенко и Тимошенко-Ляшко.

Несмотря на планы по значительной манипуляции выборами, АП не может полностью гарантировать результат выборов. Выборы в Украине остаются непредсказуемыми, грязными и не ведущими к здоровой политической эволюции.

Владимир Полуев

Имя следующего президента Украины далеко не всегда определяется на избирательных участках. Главный фактор - согласие ключевых игроков внутри страны и поддержка внешних сил. На сегодняшний день внешние силы, это в первую очередь страны Запада. То бишь США и ЕС. Кто из кандидатов сможет получить максимальный уровень поддержки у вышеперечисленных игроков, тот получает все условия для победы. Финансирование кампании, доступ к медиаресурсу, своеобразный иммунитет от слива компромата. Исходя из этого и будут определяться имена топовых кандидатов. Сейчас идут своеобразные смотрины кандидатов, начиная от мастодонта украинской политики Юлии Тимошенко и заканчивая шоуменами Зеленским и Вакарчуком. Банковая пытается определить, кто же будет самым удобным спарринг-партнером для действующего президента во втором туре, чтобы обеспечить гаранту победу. США ищут если не альтернативу нынешней власти, то противовес. Мол, господа, будьте послушнее, иначе у нас есть такой-то кандидат. Народный фронт держит паузу - то ли сами выдвинут кандидата (а минимум три сильных фигуры там есть), то ли поддержат гаранта. Олигархи взращивают новые лица: не получится побороться за пост президента, так хоть в парламент свое лобби проведут. Но говорить о конкретных именах я бы не стал. До выборов еще больше года. И за это время может много чего измениться. Может даже «украинский Макрон» появиться прямо перед выборами. В конце концов, за несколько месяцев до выборов президента в 2014-м мало кто мог предположить, что президентом в первом туре станет Порошенко. Есть общие тенденции и за ними надо следить. Но конкретные имена я бы пока не называл.

Георгий Эрман

Предвыборная кампания в Украине действительно стартовала, и у нее могут быть самые неожиданные результаты. Прежде всего, потому что политическая карьера Петра Порошенко идет к закату. Сосредоточив в своих руках достаточно обширные полномочия, он так и не выполнил обещания об успешной процветающей стране, данные электорату, и обещания о борьбе с коррупцией, которые он делал и избирателям, и Западу. Тактика замыливания глаз тут не работает - доверия к президенту все меньше и внутри страны, и на Западе, и мы все чаще слышим намеки на это от представителей нынешней и предыдущей американской администрации, западных дипломатов. Нарекания на провал усилий по борьбе с коррупцией наиболее сильны, но есть еще вопросы энергетики, провал институциональных реформ и так далее. Своим противостоянием с НАБУ и САП президент и его окружение показали, что готовы не считаться с позицией Запада, и доверия к ним в будущем не прибавиться.

Наилучшие позиции Порошенко может себе обеспечить не участием в выборах, где он в лучшем случае чуть обойдет результат Ющенко на выборах 2010 года, а участием  в успешном отборе преемника, который возможно будет критиковать действующего президента, но не будет его преследовать. Альтернатива такому варианту, это проигрыш Порошенко уже в первом туре выборов, и встреча во втором Тимошенко с кем-то из представителей пророссийского лагеря - Бойко, Рабиновичем, Мураевым. Такой вариант - идеальный расклад сил для России, потому что Тимошенко в случае своей победы будет со старта самым ненавистным президентом страны с низким рейтингом доверия.

Обсуждаются различные варианты появления перед выборами украинского «Макрона». Говорят о возможном выдвижении главы НАБУ Артем Сытника, но он слишком мало добился на своем посту, может быть, ожидаемое создание Антикоррупционного суда усилит его позиции, но в то же время руководство расследованиями  и руководство страной со слабой экономикой и многочисленными рисками безопасности – это задачи разного масштаба. Кандидатура лидера группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука тоже активно обсуждается. Сам он говорит, что в президенты не собирается, незамысловато и скучно рассуждает о необходимых реформах. В какой-нибудь Словении из Вакарчука бы вышел хороший президент, но не в Украине. Пока можно лишь пожелать, чтобы его избрали в Верховную Раду. Это, по крайней мере, сделает гадюшник не таким отвратительным. Реформаторы, которые на слуху  – Виталий Шабунин, Максим Нефедов, – они более известны в facebook, чем в целом в украинском обществе, и слишком молодые для такой должности, но, безусловно, будут играть важную роль на выборах в Раду в 2019 году.

Из возможных скучных кандидатов стоит ожидать выдвижение мэра Львова Садового, рейтинг которого не высок из-за неспособности решить мусорную проблему в городе и ужасных результатов его политсилы в Николаеве и Кривом Роге, экс-министра обороны Анатолия Гриценко, лидера Свободы Тягнибока. В большие политические перспективы премьера Гройсмана я не верю. Представители Народного фронта также не могут рассчитывать на успех на выборах, хоть и контролируют сейчас несколько ключевых должностей в стране.

Светлана Крюкова

У меня есть ощущение, что главная боязнь не так Петра Порошенко, сколько западных союзников - страх перед контрреволюцией. А значит, ставку будут делать на «ватного» оппонента, наделенного следующими качествами: с одной стороны он будет иметь достаточно высокий уровень поддержки, а с другой стороны - вообще никаких шансов выиграть. В общих чертах на Банковой будут пытаться повторить ситуацию 2008-го года: когда в основные оппоненты Леонида Кучмы вывели коммуниста Симоненко. Вся оставшаяся оппозиция будет играть роль приснопамятной Каневской четверки, или по-простому - мальчиков для битья. 

- Высокий суд Англии санкционировал всемирный арест активов бывшего собственника Приватбанка Игоря Коломойского. Он и бывший совладелец банка Геннадий Боголюбов обвиняются в проведении ряда незаконных операций, благодаря которым из Приватбанка были выведены 2 миллиарда долларов. Арест активов Коломойского – это открытие военных действий власти против него?

ВП

Пока слишком мало информации, чтобы четко понимать значение и последствия такого решения. На сегодняшний день оно носит лишь временный характер. А потому, это может быть как обычная юридическая процедура, так и определенный сигнал. Если все-таки и присутствует политический смысл, то я бы поставил это в один ряд с предупреждением посла Франции о том, что нападки на НАБУ могут привести к отмене безвиза. Западные элиты тонко намекают украинским элитам, что им стоит опомниться и не идти против ветра. Иначе найдутся рычаги воздействия. 

АР

Коломойский даже в сложных ситуациях редко выходит проигравшим. Он приложит максимум усилий, чтобы сделать обидчикам еще хуже и неудобнее. Он может открыть ящик Пандоры - компромата. Сливы уже идут. Если это будет массово, то глобально это может дать Западу дополнительный компромат.  На этом фоне, когда все в дерьме, интересно посмотреть, кто будет в белом фраке.

НВ

Это может означать все что угодно. Но если Коломойского прижмут, то мы узнаем много интересного. И это откорректирует дату выборов.

ММ

Война идет уже давно. Просто о ней мало писали. ПриватГруппа ведет суды в Украине и ЕС против правительства. Есть два основных обвинения: несправедливая национализация и сговор для принуждения собственников к согласию на национализацию.

НБУ и Минфин сотрудничают с агенством Кролл и юркомпанией Аликс для сбора и подготовки доказательств в иностранных судах. Это злит украинских силовиков, и они мешают НБУ и Приватбанку.

Решение Лондонского суда меняет ситуацию, ограничивая финансовую свободу ПриватГруппы и принуждая ее либо к поиску компромисса с президентом Порошенко, либо к усилению политической борьбы с режимом. Что выберут Коломойский и Боголюбов - нужно подождать.

СК

А почему вы так уверены, что в это власть воюет против Коломойского. Ведь не зря Генпрокурор Юрий Луценко хлопочет о судьбе олигарха. И речь не только об их неформальной встрече в Амстердаме, речь о системной и ежемесячной опеке. И не зря ведь президент умеренно "торит" олигарха. И речь не о Приватбанка, а о других хороших активах и предприятиях бизнесмена, которые продолжают находиться под контролем бизнесмена вопреки курсу по деолигархизакии. В этот раз наказать Коломойского решили не его бывшие и нынешние партеры по бизнесу из украинской власти, повязанные с ним в договорняках, а организации, которые давали деньги. Большие деньги.

- Ситуация с Михаилом Саакашвили уже обрела трагикомический оттенок. Картой в чьих руках является бывший председатель Одесской ОГА? Как будет дальше использоваться эта карта в украинской внутриполитической борьбе?

ММ

Михаил Саакашвили и его группа – это рыхлое оппортунистическое объединение, использующее в борьбе с авторитарным лидером его ошибки. Личные качества Саакашвили (эмоциональность, креативность, небезразличие) позволяют оставаться на плаву даже в самых, казалось бы, невозможных ситуациях. При этом никакой «стратегической линии» у него нет: за эту осень он шарахался от радикальных антипрезидентских призывов к компромиссным несколько раз. Огромный протестный потенциал, накопившийся и растущий далее, Саакашвили использует пока лучше всех. Однако и он видится протестным электоратом лишь как суррогат «настоящего вождя» в борьбе с правящими кланами.

СК

Саакашвили – легкая фигура на шахматной доске, и любопытно, что он сам это осознает. В канун его задержания мы записали весьма откровенное интервью, в котором я спросила, а кем он себя видит на шахматной доске, какой фигурой? Саакашвили ответил, что он либо конь, либо слон. То есть легкая фигура, и это видно по логике развития событий. Саакашвили уже сейчас не ожидая старта президентских выборов, используют в качестве точки кристаллизации для радикалов. Во времена Кучмы эту роль играл Александр Мороз. Кстати, логика и схема организации «Михомайдана» до боли напоминает акцию Украина без Кучмы, организованную тогдашним помощником Мороза Юрием Луценко. 

ВП

При анализе ситуации вокруг Михаила Саакашвили я все никак не могу определить наиболее вероятный вариант из двух – то ли это феерический непрофессионализм и глупость, то ли уж слишком хитрый план и спектакль. Есть впечатление, что все действия силовиков направлены на создание шума вокруг экс-президента Грузии. Ну не верю я, что «Альфа» - главное спецподразделение СБУ, - не могло 1,5 часа задержать Михаила Саакашвили в обычном жилом доме. Потом его не могли вывезти и в результате отдали в руки протестующим. Затем с парламентской трибуны Генпрокурор Юрий Луценко рассказывал о розыске Саакашвили и о грехах, в которых того подозревают. А сам Михаил Саакашвили, абсолютно не скрываясь, находился в это время под стенами парламента. Непонятно зачем силовики вломились в лагерь протестующих. Задержать Саакашвили не задержали, но картинку с избиением участников митинга сделали. Потом его таки задержали, чтобы через пару дней отпустить из-за недостатка доказательств. И каждый шаг освещался и обсуждался всеми СМИ.

Опять-таки я допускаю несколько версий. Первая  (в нее верить очень не хочется): тотальная деградация правоохранителей, которые не в силах довести до конца ни одно начатое дело. Вторая: властная команда действительно пыталась унять шумного Михо. Но только единства во власти нет. И ему могли подыгрывать, например, со стороны Авакова. Именно Авакову подчиняются пограничники, которые в свое время пустили Саакашвили через границу. Именно ему подчиняются Нацгвардейцы и полицейские, которые позволили отбить экс-президента Грузии во время первого задержания. В конце концов именно ему подчиняется полиция, ворвавшаяся непонятно зачем в городок протестующих под парламентом. А между Аваковым и Порошенко давняя «любовь». Третья версия: из Михаила Саакашвили специально выращивают лидера оппозиции. Саакашвили становится своеобразным тараном, бульдозером, который вспашет оппозиционное поле, соберет электорат у конкурентов, да еще и жизнь им подпортит. Поддержат этот шумогенератор от политики – нарвутся на обвинения в сотрудничестве с Москвой. Не поддержат – их обвинят в подыгрывании власти. При этом накачать Михо рейтингом штука не очень опасная. Закон не позволяет ему стать президентом. Я склоняюсь больше к третьей версии или некоему миксу из вышеперечисленных вариантов. 

AP

Глобально карта Саакашвили может разыгрываться по-разному. Влиять на это могут Банковая, Коломойский и Сорос. В линию Саакашвили-Кремль верю с трудом. Забрать к себе Михо может только Даля Грибаускайте, но этот сценарий испортит отношения Украины с Прибалтикой, что нам крайне не выгодно. Интернет-издание Украинская правда сообщило, что якобы Грузия и Украина ведут тайные переговоры о выдаче Саакашвили, сославшись на Председателя Службы государственной безопасности Грузии Вахтанга Гомелаури. По их информации, он ведет секретные переговоры с украинской стороной о выдаче экс-президента Грузии. Но и в такой сценарий я тоже слабо верю. Грузии он тоже особо не нужен.

ГЭ

Михаил Саакашвили в предвыборной кампании самый непредсказуемый элемент, такой себе возмутитель спокойствия, но у него сомнительные шансы даже провести свою политическую силу в парламент. Забавно наблюдать за тем, как его сейчас поливают грязью те, кто еще 5 лет назад его превозносил и называл совками грузинских избирателей за решение завершить его правление. Проблема была изначально в том, что в Украине долгое время старались не выносить на первые полосы и разгон демонстраций, и пытки в тюрьмах, и авторитарные наклонности. Насколько я сужу по появившимся за последние месяцы публикациям, теперь даже хорошо платят за это обнародование негативных моментов, которыми в Грузии никого не удивишь.

Большинству же украинцев судьба Саакашвили безразлична. Если его выдадут грузинским властям, мы увидим на улицах протестующими все ту же тысячу фанов, которые и сейчас ходят на его акции. Есть версия, что Саакашвили просто используется действующей властью для канализации протеста. Бывшие соратники из партии Садового уже отвернулись от него и назвали «Михомайдан»  технологией Банковой.  Платил ли кто-то Саакашвили за его деятельность в последние месяцы? Не берусь судить. Мне просто кажется, что его политическая карьера закончится еще до заката карьеры Порошенко и никаким мэром Одессы ему не быть.

НВ

Михаил Саакашвили – одаренный политик, чрезвычайно опасный для его визави. Будучи по психологическому типу и своим личным данным «пограничником», он с радостью нарушает обычные правила, переходит все границы и меняет условия игры по ходу игры. Не всегда согласовывая это решение с политическими партнерами. Маргинализация любой степени его совершенно не пугает. Именно эти качества дают ему преимущества в игре. Говорить о его партнерах нет смысла. Основной вектор - политические группы в США. Но по ходу он приобретает и теряет друзей в олигархических и политических кругах, как перчатки. 

АЯ

Михаил Саакашвили - один из «джокеров» в отечественном политическом поле. Он в свое время был использован командой Порошенко для эксплуатации неолиберального «грузинского мифа» - «страны, которой удалось», а также как «информационный таран» против представителей НФ и Игоря Коломойского. Тем не менее, после его возвращения в Украину, осенью 2017 года и лишения гражданства, достаточно заметна смена им «лагеря сотрудничества». Это представители партии Самопомощь, того ее крыла, которое близко к Игорю Коломойскому, которое активно участвовало в блокаде торговли с Донбассом зимой 2016-17 года. Они выступали его ключевыми союзниками в организованных митингах. Также заметно участие в этих акциях депутатов из БПП, близких к другому олигарху - Константину Григоришину. Заметно также некоторое подыгрывание ситуации с Саакашвили со стороны Арсена Авакова и НФ. Теперь они думают использовать его, как «информационный таран» против Порошенко.

Что интересно: в последнее время заметна тенденция смягчения Саакашвили своей риторики по отношению к президенту. Отчасти это связано с тем, что перспективы его экстрадиции в Грузию уже не нулевые (после переговоров в Белоруссии), а отчасти с тем, что Саакашвили понимает, что для того чтобы остаться в Украине в 2018 году, ему так или иначе нужно будет сотрудничать с Банковой. В том числе и по ее помощи с раскруткой его как одного из ключевых оппозиционных политиков на своем поле, в противовес Тимошенко. Ведь последняя ситуация с его задержанием и освобождением скорее способствовала его известности, чем имела для него негативные последствия. И это выглядело как сознательное подыгрывание Саакашвили в его игре по получению  оппозиционной известности, со стороны власти. В рамках других логик - это просто самоубийственная тактика для самой власти. По его перспективам, сейчас он тот «лекарственный яд», который представители власти думают использовать себе во благо в преддверии 2018 года. В том числе и для размывания рейтинга Тимошенко и «еврооптимистических сил». Сам Саакашвили не выглядит опасным для власти, наоборот, его выгодно сделать сейчас «громким, но слабым политиком» без возможности избираться на ключевые должности, а в случае чего экстрадировать или депортировать, если он начнет слишком заигрываться. Другое дело, что его нынешний лагерь сотрудничества и спонсоры вряд ли будут готовы принять такой вариант.   

- В последнее время отношения Украины со своими соседями из ЕС были напряженными. Польша, Венгрия, Румыния критиковали принятый Киевом «Закон об образовании». Насколько необходим был этот закон?

ГЭ

Отношения с Польшей ухудшились не из-за закона об образовании, а разных взглядов на деятельность ОУН-УПА и моратория на эксгумацию польских жертв военных конфликтов на территории Украины,  объявленного Украинским институтом национальной памяти (УИНП) во главе с Вятровичем.

После прихода к власти консерваторов из ПиС в Польше нужно было перевести диалог по вопросам истории с уровня институтов национальной памяти на уровень дипломатов и чиновников. Сделано это не было, столкнулись между собой польский и украинский институты нацпамяти. В первом УПА ненавидят, во втором героизируют. Когда в апреле ультраправые в Польше разрушили памятник УПА в Грушовичах, УИНП и объявил мораторий на эксгумацию, пока не будет решен вопрос с восстановлением памятников УПА на польской территории. Это и привело Польшу в бешенство, а Украину поставило в незавидное положение - отношения начали выяснять за счет мертвых. Подлил масла в огонь глава МИД Польши Ващиковский, который внесением в черный список руководства УИНП хотел увеличить шансы остаться министром.

После визита Дуды в Украину в декабре и передачи вопроса эксгумации на уровень комиссии из вице-премьеров есть вероятность, что конфликт будет частично решен. Однако было ошибкой позволить институту нацпамяти определять политику по Польше. Создалось впечатление, что Вятрович пользуется такой свободой действий, которая главе МИД и не снилась. И все же я уверен, что просто так натравить поляков на украинцев и наоборот у заинтересованных с обеих сторон политиков не получится. Гуманитарные связи за последние четверть века окрепли, и будет отпор.

Ситуация с Венгрией сложнее. Ответственность за ситуацию  с законом об образовании, который привел к конфликту, лежит на Порошенко. Во время предвыборной кампании 2014 года он пообещал венграм Закарпатья обеспечивать их языковые права на основе Европейской хартии региональных языков, провести админреформу в их интересах. Из обещаний, данных Обществу культуры венгров Закарпатья, которое сотрудничает с правящей в Венгрии партией ФИДЕС, Порошенко выполнил только  одно – провел депутата от венгров в Раду. Закон об образовании, 7-я статья которого гарантирует обучение на языке нацменьшинств только в детсадах и начальной школе, был воспринято закарпатскими венграми как предательство.

Правительство Орбана тоже посчитало, что их обманули. Мол, голосовали за санкции против РФ, лоббировали безвизовый режим и соглашение об ассоциации с ЕС, поддерживали в НАТО, поставляли газ, принимали на отдых детей из Донбасса, а тут такая неблагодарность. Правительство Венгрии по Конституции должно защищать права венгров за рубежом, а тут еще выборы на носу. Пророссийская ультраправая партия Йоббик обвинила Орбана в провале украинской политики, венгерский премьер, играя на домашнюю аудиторию, объявил, что будет блокировать евроатлантическую интеграцию Украины. Логика возмущения Будапешта проста: 26 лет дети закарпатских венгров учились все 11 классов на родном языке, а теперь только в начальной школе. Получается, у меньшинства отбирают права.

Увеличение обучения украинскому языку конечно нужно, с этим есть проблемы в школах с венгерским и румынским языками преподавания. Но стоило решить этот вопрос путем увеличения часов обучения украинскому языку, введения экзаменов.

Я не думаю, что конфликт с Венгрией будет скоро решен, хотя это возможно при посредничестве Германии или Польши, если с ними отношения не испортятся.  Проблема в том, что для Йоббик теперь создается благодатная почва для агитации за сепаратизм среди закарпатских венгров, а разве это в интересах Украины? Способствует конфронтации непонимание политической ситуации в Венгрии, отсутствие гуманитарных связей, упрощение Орбана до роли прокремлевской пешки в СМИ.

Мне не ясно, пошел ли Порошенко специально на обострение с Венгрией, или это было решение «а нам море по колено».  Украине нельзя на фоне войны с РФ конфликтовать с западными соседями.

НВ

Я публично высказывалась как раз в том ключе, что сейчас не время для языковых квот, законов, ущемляющих языки нацменьшинств в Украине.  В политике неверная последовательность  может стать роковой

СК

Украинский закон об образовании является фактически калькой с аналогичного чешского закона времен Томаша Масарика. Тогда этот закон позволил с одной стороны консолидировать нацию, с другой стороны привел к радикализации Судетских немцев. Кстати, похожие нормы до сих пор действуют и во Франции, в результате чего окситанские и провансальские языки оказались на грани исчезновения. 

ММ

Этнонационалистический крен администрации Порошенко серьезно подрывает фундамент украинской политики. Конститутивными принципами постсоветской Украины были внешнеполитическая многовекторность, мирное сосуществование украино- и русско-язычных граждан и доминирование неформальных институций (кланов, патрональных сетей) над формальными. Из-за аннексии Крыма и поддержки сепаратистов на Донбассе, многовекторность стала невозможна. Ставка на национал-патриотическую волну привела клан Порошенко к сращению с украинскими национал-большевиками и возвращению к идеологической монополии рыхло сформулированной в политике «декоммунизации», запрета на воспроизводство русскоязычной украинской культуры и выдавливанию русскоязычных граждан на маргинес. Украинское государство на данный момент держится лишь на одном «столпе» - доминировании кланов над формальными институциями.

Закон о среднем образовании лишь краем зацепил этнические меньшинства. В статье 7 для венгров и поляков сделаны исключения как для групп с «языками народов ЕС». Сам же закон направлен против русскоязычного населения и «биэтноров». После переговоров с Будапештом и рядом других стран, а также после выборов в Венгрии, этот конфликт с центрально европейскими соседями, скорее всего, сойдет на нет. А вот внутренний конфликт на этноязыковой основе будет расти и, возможно, приведет к новым сецессиям на западных и восточных окраинах Украины.

АР

В последнее время у Украины колоссальные просчеты во внешней политике. Это результат слабой кадровой и недальновидной политики официального Киева. Все это больно ударит как по действующему президенту (глава МИД Украины - квота Порошенко), так и по государству в целом, причем отголоски будут не один политический цикл.

Что касается закона об образовании, который дискриминирует национальные меньшинства и вызвал массу ухудшений в отношениях с соседями, он еще не раз аукнется Украине. Венецианская комиссия в свою очередь заявила об угрозе дискриминации русского языка в законе об образовании. В ООН уже призывают официальный Киев укреплять позиции украинского языка без ущерба для языков национальных меньшинств. Всё это указывает, на то, что этот закон может надавить на все казалось бы подзажившие мозоли, как внутри Украины, так и в отношениях с соседями.

Объясню, почему новый закон об образовании «стал камнем преткновения». К примеру, на территории Закарпатской области функционирует полностью на венгерском языке около 70-ти детских садов, 95 школ и 5 ВУЗов, более 20 газет и почти сотня библиотек. Все это достаточная широкая образовательная платформа, которую венгры не хотят терять.

ВП

Вопрос не в том нужен этот закон или нет. А в том, как именно его принимали. Делали это абсолютно не думая о последствиях. Все прекрасно знали о влиянии Венгрии на Закарпатье. О политике Будапешта в отношении венгров за рубежом. Почему не минимизировать риски? Что мешало отправить на согласование в Венецианскую комиссию еще не принятый законопроект? А потом всем недовольным демонстративно показывать выводы «венецианки». Но этого сделано не было. И в результате депутаты, которые гонятся за голосами патриотически настроенного электората, создали проблемы дипломатам и себе самим. Венецианская комиссия, проанализировав документ, выпустила многостраничный отчет. Где, на мой взгляд, есть два главных пункта. Первый: Венецианская комиссия признает, что права нацменьшинств, которые разговаривают на официальных языках ЕС и венгров в частности не ущемляются законом. А спорные моменты можно уточнить в отдельном законе о среднем образовании. Второй: Венецианская комиссия признает, что создаются условия для дискриминации русскоязычного населения. Наши власть на второй пункт предпочитают закрывать глаза. И апеллируют к первому. Мол, закон менять не надо и не будем. Но забывают о принятой в октябре резолюции ПАСЕ, которая призывает Украины полностью имплементировать замечания Венецианской комиссии. В итоге такое упорство может нам создать проблемы и на уровне ПАСЕ. Ну а что касается Венгрии, то вряд ли в ближайшее время удастся договориться. Весной там выборы. И позиции ультраправых могут еще усилиться. А потом и у нас избирательная кампания. И в рамках предвыборной риторики радикализм еще усилится. При этом проблема незнания нацменьшинствами украинского языка действительно есть. Но решать ее, на мой взгляд, стоит иначе – через экономические рычаги. Докажите венграм Закарпатья, что работать в Украине им выгоднее чем в Венгрии, и очень быстро язык выучат

АЯ

В 2018 году во многом сохранится тенденция к самоизоляции страны, как на западном, так и на восточном направлении при формальном декларировании всякой безальтернативности европейского выбора и движения в НАТО. По РФ, до окончания миротворческого процесса на Востоке, явных улучшений между двумя странами в двухсторонних отношениях, скорее всего, не будет. Дипломатические учреждения все также будут работать без назначенных послов. Основная коммуникация будет происходить на неформальном уровне или через многосторонние форматы, также через спецпредставителя США по Украине или спецпредставителя по Европе и Евразии.  Более того, если нужно будет голосовать политическую часть Минска во второй половине 2018 года, то высокая вероятность включения параллельного процесса чтобы сорвать такие голосования через внесение в зал парламента постановлений о разрыве дипломатических отношений для блокировки процесса мирного урегулирования. Также возможно принятие по инициативе НФ закона об усилении политического влияния на действующие православные церковные организации, в первую очередь на каноническую УПЦ (РПЦ). Цель - подчинить себе самую  массовую религиозную организацию в канун выборов, превратить ее в «машину для голосования», без оглядки на международный резонанс, как это произошло с языковой статьей закона об образовании. Который, по моему мнению, как минимум в контексте 7-й «языковой» статьи не был нужен, и более того, эта норма противоречит духу и букве Конституции Украины, Хартии региональных языков и договору об Ассоциации с ЕС. Закон с самого начала принимался с расчетом на вызов соответствующей реакции РФ и получении одобрения у 3-4 процентов  «ура-патриотического» избирателя.

Другое дело, что инициаторы этой статьи не просчитали реакции стран ЕС на эту норму, и даже той же крымско-татарской общины внутри страны. А также усталость большинства граждан от «сознательной конфликтности» таких инициатив и об электоральной  злой судьбе таких постоянно вносящих конфликтность в общество проектов — например, того же Правого сектора или Свободы. Тем не менее, похоже, что в 2018 году  будет доминировать и сохранится этнонационалистическая риторика внутри страны среди большинства политического истеблишмента (за исключением представителей оппозиционных политических сил, например, того же Оппозиционного блока, более ориентированных на избирателя Юго-Востока страны), которая будет вести к дальнейшему спорадическому обострению в вопросах внешней политики.  С Польшей, Израилем - на тему исторической политики, с Венгрией, Румынией, Болгарией - на тему языка обучения национальных меньшинств. Возможно даже обострение отношений с Белоруссией, Молдовой на тему их пророссийской или антиукраинской ориентации. Но формального отказа от евроинтеграционного курса не будет. Наоборот, высока вероятность, что темы евроинтеграции станут основными и безальтернативными для президентской кампании Порошенко 2019. Возможны его инициативы  по проведению референдумов на вступление в ЕС и НАТО ближе к дате президентских выборов. Поэтому угроза отмены либерализированного режима с ЕС или его модификации в 2018 году, для действующих политиков будет восприниматься как одна из главных угроз 2018 года.

- Согласно Национальному банку, потери Украины от прекращения торговли с неподконтрольными территориями Донбасса в 2017 году составили 1,8 миллиарда долларов. В 2018 году они прогнозируются на уровне 500 миллионов долларов. Насколько эффективной оказалась эта мера, приведшая к таким колоссальным экономическим потерям?

ВП

Это вопрос не экономики. Ради политической выгоды сегодня очень часто идут на очевидные экономические убытки. К сожалению, взят курс на определенное отрезание Донбасса. Прекращение поставок электроэнергии, блокада и так далее. Все это не только экономические шаги. На самом деле, мало кто из сегодняшних политиков заинтересован в возврате Донбасса в украинское политическое пространство. Тамошний электорат вряд ли поддержит действующую власть и при этом усилит позиции конкурентов. Потому и минские соглашения вряд ли будут выполнены, не смотря на вмешательство США. Потому и звучат голоса, чтобы даже в случае возврата Донбасса лишать местных жителей права голоса. И обсуждаются разные варианты «закона о коллаборационистах». Чем ближе к выборам – тем больше таких радикальных идей будет появляться, что вряд ли вызовет у жителей оккупированной территории желание вернуться в состав Украины. 

ММ

Экономическая рациональность – в Восточной Европе вообще, и Украине в частности, – в упадке. Антизападные санкции Москвы – пример мышления, где идеологическая составляющая важнее, экономического расчета.

Примером такого же мышления и действия стала блокада Донбасса (2016-17) и блокада Крыма (2014-17). Ресентимент и желание наказания населения на неконтролируемых территориях, как правило, ведет группу радикалов к началу блокады. Затем инициативу поддерживает президент, вынужденный возглавить то движение, которое не может запретить. И потом запускается механизм госуправления блокадой.

В результате – экономические потери для Украины и углубление пропасти между основным украинским обществом и отторгнутыми сообществами Крыма и Восточного Донбасса.

АЯ

Ситуация с блокадой Донбасса - пример, когда манипуляции на эмоциях, пропагандистская риторика «миранды» в терминах Гарольда Лассуэлла, и неготовность власти отстаивать рациональный дискурс миротворческого процесса, в итоге привели к тому, что политический Киев утратил статус активного субъекта миротворческого процесса. При том утратил по собственной инициативе, ведь блокаду утвердили на заседании СНБО с подачи президента, в рамках тактики «возглавить, чтобы нейтрализовать». И как результат, ключевая надежда на продвижение миротворческого процесса  теперь отдана паре Вашингтон-Москва, Волкеру-Суркову.

Экономически от блокады страдают и терпят убытки граждане Украины, в том числе и на неподконтрольных территориях. Этот акт блокады ухудшил позиции переговорного процесса, так как успешные миротворческие инициативы в первую очередь должны зиждиться на прагматике, на восстановлении экономических и торговых связей в паре с гуманитарными. Как это было после Второй мировой войны в случае Франции и Германии, которые договорились о Союзе угля и стали, с чего, в общем-то, и начались истоки Европейского союза.  Очевидно, что в 2018 году нужно будет пересмотреть позиции по блокаде и восстановлению социальных выплат гражданам Украины на неподконтрольных территориях, тем более если будут подвижки с миротворческим контингентом ООН, но насколько власть тогда будет готова принимать по доброй воле решения в интересах большинства, а не тех, кто просто громко кричит?

АР

Говорить об эффективности в сложившихся реалиях более чем сложно. Украина сейчас в политике очень часто использует принцип «назло бабушке отморожу уши». И это касается не только взаимодействия с Донбассом. Руководствоваться национальными интересами и экономической целесообразностью у сил коалиции сейчас не в тренде.

СК

Запрет на торговлю с врагом во время войны это обычная практика. Его отсутствие, как минимум аморально. К каким последствиям привел запрет? Выросла коррупция. И нелегальная торговля с врагом. 

НВ

Политики и чиновники не скрывают, что украинская экономика в результате блокады потеряла. Однако они же подчеркивают, что это было политическое решение. «Мы с террористами не торгуем».

ГЭ

Потери от прекращения торговли с районами Донбасса под контролем  пророссийских боевиков повлияли на показатели экономического роста Украины. Однако прекращение специального режима торговли было лишь вопросом времени, было неминуемо, учитывая настроения в украинском обществе. Связи с оккупированными территориями будут и дальше разрываться по всем направлениям, это итог войны и выбора людей, на чьей стороне в этой войне находиться.

- Какие, на ваш взгляд, были результаты заканчивающегося 2017 года для страны? В чем наблюдаются позитивные сдвиги, в чем негативные?

СК

Первый итог – констатация институциональной неспособности власти проводить реформы. То есть парламент может принимать законы, но исполнительная власть в большинстве случаев эти законы выполнять неспособна. Второй итог, с моей точки зрения, это осознание того факта, что у Запада, условного Запада, как Европы, так и Америки, нет стратегии в отношении стран Восточного партнерства. Да, Украину можно и стоит использовать в качестве инструмента для противодействия России, но что дальше? Никакого позитивного плана действий, ни в ЕС, ни в США по отношению к Украине нет. С одной стороны это расстраивает, с другой – бодрит, поскольку наша судьба в наших руках.

АР

Год тотальных провалов на внешнем фланге. Это и ситуация с соседями, и антикоррупционные скандалы, и угроза лишения безвиза, и тупик реализации Минских соглашений, и поведение политиков и чиновников во время избирательной гонки в США. С победами сложнее, год прошел и, слава Богу. Судя по бюджету на 2018 год, он будет очень непростым для страны. Это и существенные выплаты по внешним заимствованиям, снижение социальных стандартов и выплат, построение «полицейского государства».

НВ

Позитив состоит в том, что страна живет, продолжает борьбу и пытается разобраться, кто есть кто. Появление НАБУ и САП также считаю положительной тенденцией, как и сохранение свободы слова, хоть и ободранной в кровь. Отрицательные тенденции и без моего комментария ясны: война, коррупция, падение экономики, падение веры в нынешнюю власть

ВП

Главный результат – выстояли и живем. 

Сперва о позитиве. Судя по всему, наметилось определенное оздоровление экономики. Хотя и здесь есть обратная сторона медали. Кажется, представители власти решили, что уже не настолько зависимы от Западного финансирования. И потому начали своевольничать в некоторых моментах, в том числе с атакой на НАБУ. 

Украина таки получила безвизовый режим – и здесь я должен признать ошибку. Не верил, что это произойдет. 

Негатив – решение вопросов Крыма и Донбасса все так же далеко. Война не прекращена. И в любой момент может возобновиться. При этом возникает все больше конфликтов с соседями на других направлениях – Польша, Венгрия, Беларусь. А учитывая приближающиеся выборы, все эти проблемы будут лишь усугубляться, потому что политики и вовсе перестанут себя сдерживать в громких заявлениях.

АЯ

В 2017 году Украина находилась в зоне некой стабилизации, но с уже заметными «грозовыми облаками» на горизонте со стороны ближайших соседей, теперь уже и на Западе, и собственного политического будущего.

Минусы политической ситуации - попытка команды власти продолжать концентрировать властные полномочия без оглядки на общественные нужды. Досрочных выборов в парламент не произошло, но это только усиливает отчуждение между властью и обществом. Ведь у европейских соседей такие выборы в разгар кризисов 2017 года были – и в Объедненном королевстве при обсуждении проблемы Brexit, или на Мальте вследствие офшорного скандала. Доверие к представителям власти тает на глазах, и поднять собственные рейтинги через рукотворные «общественные хайпы» - язык, праздники, памятники, церковь, - уже не получается. Наоборот они только маргинализируют саму власть, делают ее податливой и боязливой, неспособной к решению сущностных проблем страны, сорят с другими, до этого дружественными странами.  

Проблема мира так и осталась весь год без значительных подвижек, только во второй половине года появились надежды, учитывая активизацию формата Волкер-Сурков. В социальном отношении за год, только по официальной статистике, украинцев стало на 150 тысяч человек меньше, чем в прошлом году, это почти целый областной центр, и это свидетельствует, что проводимая социальная политика остается неэффективной. Украинцы имеют самую низкую среднюю зарплату среди  своих соседей, не говоря уже по поводу стран ЕС. И проблемой неравенства, перераспределения общественного достояния власти не занимаются, предлагая взамен «фейковые темы».

Одно из достижений - возможности либерализованного визового режима с ЕС, - во многом омрачены низкими экономическими возможностями граждан Украины. Свыше двух миллионов украинцев работают в Польше и такое же приблизительное количество в РФ. Продолжается ощущение «кризиса будущего» власти, когда в виде реформ продолжают продвигаться «деформы» (медицинская, пенсионная, правоохранительных органов), цель которых перенести все социальные издержки на плечи самих граждан, а все доходы бюджета и государственного сектора приватизировать в частные карманы. Вернуть страну в социальном отношении в 19 век. 2018 год - предвыборный год, - скорее будет напоминать путь к миру «со стиснутыми зубами» у большей части политического класса, если будет запущен миротворческий процесс по линии Москва-Вашингтон.

ГЭ

2017 год характеризовался для Украины вялым политическим противостоянием, которое, скорее всего, продлится и в следующем году, и незначительным ростом экономики, который не меняет ужасную ситуацию, возникшую после 2014-2015 годов. Из положительных моментов можно назвать введение безвизового режима, который Порошенко действительно может записать себе в актив. Те украинцы, которые хотят путешествовать в ЕС, наконец могут не выстаивать длинные очереди для получения визы. Также полностью вступило в действие Соглашение об ассоциации с ЕС, непосредственный результат для Украины от него еще предстоит подсчитать.

Проблема в том, что альтернативы отечественной геронтократии на политической арене пока не видно. К сожалению, судьбу страны решает все то же оранжевое поколение политиков, которое утратило доверие большинства населения, ему противостоят все те же регионалы, которые были у власти при Януковиче и несут полную ответственность за последствия его правления, хотя всячески пытаются представить себя невиновными.

Есть небольшая надежда, что в 2018 году на политической арене появится кто-то новый, способный сохранить прозападный курс как единственный вариант сохранения Украины на карте мира, в условиях, когда в России 17 лет реализуется реваншистский сценарий восстановления влияния на постсоветском пространстве во благо кучки приближенных к власти олигархов и с претензиями на амбиции Российской империи в ее самом мрачном варианте. 

Тем временем перед  Украиной стоят огромные вызовы  – нерешенный конфликт в Донбассе, выплата гигантских долгов, стагнирующая с 2008 года экономика, массовый отток молодежи в ЕС и Америку и надвигающаяся демографическая катастрофа.  Ключевой задачей будущего украинского президента должно быть создание условий, когда работа в Украине будет выгодна для людей в возрасте 20-40 лет. В противном случае Украина последует по пути Молдовы и превратится в страну пенсионеров. Читающим эту прискорбную информацию прокремлевским российским читателям не стоит радоваться - Россию этот процесс тоже ждет. Экономики постсоветских стран технологически отсталые, условия жизни ухудшаются постоянно, и молодежь будет их покидать усиленными темпами и рассказами о былой славе и мироточащем бюстике Николая II ее не остановить.

ММ

Уходящий год мог стать прорывом в деле прекращения войны, роста украинской экономики и частичного улучшения положения домохозяйств. Увы, по всем трем направлениям упущений больше, чем достижений.

В 2017 году военные потери (если мерять в человеческих жизнях) выросли. Противостоящие армии усилились и стали более эффективны в нанесении ущерба друг другу.

Однако, в этом же году оформилась миротворческая идея. Она стала основной линией переговоров по линии «Нормандской четверки» и Украина – США – Россия.

Еще одним внешнеполитическим итогом 2017 стало ухудшение отношений Украины с центральноевропейскими странами.

Украинская экономика начала расти (в пределах 3%). Однако этот рост крайне мал, а его влияние на благосостояние домохозяйств не заметен. Однако рост инфляции и коммунальных платежей ухудшил и без того незавидную социально-экономическую безопасность населения Украины.

Значительно выросло неравенство между городским и сельским населением, а также между украиноязычным (60-65%) и неукраинозячными (35-40%) группами.

Также 2017 год стал временем «отката реформ». Достижения 2015 года пересматривались: реформа госслужбы частично отменена, медицинская и образовательная реформа как минимум сомнительны в своих благоприятных воздействиях, а борьба с коррупцией свернута.

- Я благодарю всех сегодняшних приглашенных на «круглый стол» за участие в дискуссии!