Все записи
18:06  /  1.12.18

1778просмотров

«Порошенко вполне может выйти победителем даже в первом туре»

+T -
Поделиться:

Подходит к концу 2018 год. И завершается он эскалацией напряженности вокруг Керченского пролива и Азовского моря, давшей ход введению военного положения в 10 областях Украины сроком на 30 дней. Почему именно сейчас, на пятый год военного и политического противостояния? Какие последствия будет иметь эта мера для президентских выборов в следующем году и для иностранных инвесторов? Реалистичен ли бюджет на 2019 год? Чем закончится «восстание евробляхеров» в стране?

Чтобы обсудить эти и другие вопросы я пригласил на новый «круглый стол» политологов, журналистов, экономических экспертов и представителей гражданского общества, активно принимающих участие в политической жизни Украины. Зачастую их взгляды и оценки диаметрально расходятся, но именно это и придает дискуссии разноплановость.

В этот раз в «круглом столе» приняли участие: Игорь Барышев (политический аналитик), Борис Кушнирук (глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра), Евгений Магда (исполнительный директор Института мировой политики), Александр Новицкий (экономист, политический консультант и журналист), Антон Подлуцкий (журналист, соучредитель информационно-аналитического портала «КиевВласть»), Александра Решмедилова (политолог, кандидат философских наук) и Павел Себастьянович (координатор Гражданской платформы «Нова Країна»).

- Президент Петр Порошенко ввёл военное положение на 30 дней в десяти областях Украины. Насколько целесообразна эта мера исходя именно из этих параметров на почти пятый год военного и политического противостояния? Или это просто необходимость показать активность действия?

Игорь Барышев

-Мера целесообразна в любом случае, независимо от параметров. Вводя военное положение, президент ссылался на информацию от разведорганов о повышении концентрации вдоль границы с РФ, админграницы с оккупированным Крымом и приднестровским участком границы с Молдовой российских войск и вооружений явно наступательного характера. Конституционная обязанность президента – гарантирование государственной независимости и национальной безопасности Украины.

Другое дело, что эта мера принята лишь в ноябре 2018 года, а не весной 2014-го, когда реально возникла ее целесообразность. В этой связи нелишним было бы вспомнить заявления Порошенко 14-го и 15-го годов, когда он уже упоминал о том, что при определённых обстоятельствах введет военное положение, однако так и не сделал этого, хотя достаточные основания для этого были и тогда, и существуют сейчас, и практически все время с начала агрессии.

Причину же именно такого поведения я усматриваю в том, что, с одной стороны, введение ВП, являясь по определению форс-мажорным обстоятельством, прописываемым в любом контракте, создает проблемы, связанные с возрастанием рисков потерь из-за невыполнения самыми различными хозяйствующими субъектами своих договорных обязательств, а это влечет за собой негативные последствия и для экономики страны в целом, и (особенно) для финансирования, скажем так, дружественных Порошенко политпроектов. Думаю, в существующей с 2014 года экономической ситуации это главный сдерживающий фактор. С другой стороны, ВП, независимо от того, когда и в каком формате его удалось ввести – это и фактор усиления президентской власти, и, в электоральном смысле, фактор консолидации лояльного электората и привлечения тяготеющей части неопределившихся, пусть и не такой мощный, как если бы ВП было введено раньше.

Принятие таких решений – это всегда результат нахождения некоего, приемлемого для того, кто решает, баланса плюсов и минусов, и в данном случае мы видим, какой именно такого рода баланс выбран.

Антон Подлуцкий

-Считаю, что именно сейчас, когда в Украине не проведены реформы (армии, госслужбы, налогов, регулирования и пр.) введение военного положения имеет только одну стратегическую задачу - электоральное усиление Петра Порошенко и его компаньонов по коалиции – «Народного фронта».

Евгений Магда

-Учитывая, что 25 ноября российские военные корабли осуществили против украинских акт открытой агрессии, оставить его без реакции было невозможно. Набор средств в данном случае достаточно ограничен, поэтому военное положение выглядит логичным. Уверен, что оно обойдется без мобилизации, которая может быть воспринята Россией как провокационный шаг. Реакция Запада на действия Украины выглядит вполне взвешенной, очевидно, аргументы официального Киева убедили Вашингтон и Брюссель.

Борис Кушнирук

-Начиная с лета 2014 года, я не был сторонник введения военного положения. Так как гибридный и аритмичный характер российской вооруженной агрессии на Донбассе, отрицание Кремля своего участия в ней, создают проблемы наиболее правильного и адекватного ответа на вызовы, стоящие перед украинской властью. Крайне сложно одновременно проводить реформы, привлекать как внешние, так и внутренние инвестиции, и держать страну в подвешенном состоянии ВП и разговорами об угрозе полномасштабной внешней агрессии.

Это в какой-то момент начало бы восприниматься, как попытка ограничить демократические права граждан и свободу слова, подавление оппозиции, оправдать отсутствие значимого улучшения экономической ситуации. Что неминуемо провоцировало бы возрастание недовольства по отношению к президенту Украины.

Не могу сказать, что в полной мере и сейчас соглашаюсь с необходимостью этого шага. Хотя мы впервые столкнулись с ситуацией, когда российские военные в открытую совершили акт вооруженной агрессии против украинских военных. Причем очевидно, что введение российскими властями все больших ограничений по свободному прохождению Керченского пролива неминуемо создавало риск возникновения конфликтной ситуации. Отсутствие реакции со стороны украинских властей порождало бы вполне обоснованные претензии о их бездеятельности, которая ведет к фактической потере Украиной своей части акватории Азовского моря.

Поэтому были нужны, как попытка вполне законного и легального прохода военными судами Керченского пролива, так и реакция на вооруженные действия со стороны России. В этих условиях, даже временное введение военного положения заведомо ограниченного срока позволяет решить, как минимум, две задачи. Во-первых, снять обвинения в бездействии. Во-вторых, что может даже более важно, вернуть в международную повестку вопроса оккупации Крыма. Формально никто в мире ее не признал, но фактически мировые лидеры вывели вопрос деоккупации полуострова из обсуждения с российским руководством. Конфликтная ситуация вынуждает западных лидеров не только подчеркнуть суверенитет Украины по отношению к Крыму, но и усилить санкции именно для принуждения России, очевидно уже после завершения правления Путина, к возврату полуострова Украине. Так что, очевидно, что эти события являются составляющей долгосрочной геополитической игры Украины и западных стран по отношению к России.

Александра Решмедилова

-Пока сложно оценить все риски и целесообразность этого политического решения. Нужно посмотреть какой будет практическая реализация этой затеи, чем будет отличаться мирная жизнь большой части страны, от военного положения в 10 областях. В такой частичной форме военное положение имеет гибридный характер и похоже на «лабораторную работу», в которой хотят протестировать новые технологии и собрать данные социальных настроений. Остальное будет видно спустя 30 суток. Главное, чтобы власть вела разъяснительную работу с гражданами и дала четкие инструкции, чтобы не допускать панических настроений.

Павел Себастьянович

-Мера будет также неэффективна, как и большая часть того, что делал Порошенко. Нет ни цели, ни анализа. Нет общей стратегии, куда бы вписывались эти действия. Наверно нет у президента достойного окружения и достойных советников. Наши военные отправлены в плен по никому неизвестным причинам и для никому неизвестной цели. Кроме раздражения и разочарования у меня эта ситуация других эмоций не вызывает.

Александр Новицкий

-Довольно странно в глазах электората выглядит ситуация с НЕ введением ВП после многолетних заявлений о гибридной и просто войне. Совершенно очевидно, что экономические и политические выгоды не позволяли элитам поддержать президента. Ситуация в керченском проливе, можно сказать, спасла эту странную и нелогичную ситуацию, а заодно позволила сохранить лицо Порошенко на международной арене. Как он будет использовать все возможности ВП покажет время.

- Военное положение первоначально планировалось ввести на 60 дней. Это сразу возбудило подозрения, что в прицеле находится отмена президентских выборов, в гонке которой Порошенко едва входит в тройку лидеров. Продолжает ли существовать и дальше эта опасность или президенту удалось разыграть партию, которая поможет ему войти во второй тур?

АР

-Рано говорить, что президенту что-то удалось. Он четко продолжает двигаться в рамках триады «Армия. Язык. Вера.». Пока есть сложности с Томосом. Закон о языке тоже на паузе. Военное положение укрепит милитаристский имидж гаранта. Есть опасения, что на этапе избирательной кампании оппонентам будут «выкручивать руки» во время агитации: закрывать типографии под предлогом «запрещенных материалов», рекламу, митинги, прикрывать СМИ и прочее. Таким решением президент в половине страны «закроет рот» оппонентам.

ЕМ

-Порошенко, сократив срок военного положения вдвое и распространив его на 10 областей, а не на всю страну, показал, что не боится выборов. Его соперники – Бойко, Ляшко, Тимошенко – наоборот, скорее продемонстрировали, что думают преимущественно о своих президентских шансах. Не лишним будет напомнить, что с начала 2018 года (беспрецедентно рано) нас убеждают, что выборы выиграет именно Юлия Тимошенко. Но настоящая избирательная кампания еще не началась. Шансы Порошенко выйти во второй тур, по моему мнению, выросли.

АН

-Несмотря на низкие рейтинги Порошенко вполне может выйти победителем даже в первом туре. Жестко встроенная вертикаль на местах позволит мобилизовать ресурс. Что касается срока военного положения, то его можно продлить. А на старте для торга и видимости силы парламента была сделана уступка.

БК

-Не совсем корректно говорить, что Порошенко не входит в тройку лидеров. Даже на формальном уровне, согласно практически всем опросам он занимает 2-3 место. При этом важно осознавать, что электорально ни Гриценко, ни Зеленский не смогут по факту конкурировать с Порошенко за выход во второй тур. Если, конечно, его команда не наделает фатальных ошибок в следующие четыре месяца. Весь предыдущий опыт подсказывает, что рейтинг Гриценко будет снижаться к приближению даты выборов. А Зеленский - это больше виртуальный персонаж, с высоким уровнем поддержки молодежи, которая не только в Украине, в день голосования ведет себя крайне пассивно. Поэтому для Порошенко большей проблемой является то, каким образом сломать негативные прогнозы по второму туру.

АП

-Риск продления военного положения безусловно есть. Но для этого потребуются весомые и устрашающие основания. Если Петр Алексеевич и его союзники захотят продлить военное положение просто потому что им так приснится, это приведет к риску не прохождения Порошенко во второй тур.

ИБ

-Думаю, говорить о том, удалось ли президенту разыграть партию - несколько преждевременно, но, как я ранее отметил, определенную роль, прежде всего в консолидации лояльного электората, этот шаг сыграл. Нельзя исключить и того, что это поспособствует дополнительному привлечению сторонников из числа тех, кто ранее не определился, но тяготел или склонялся к выбору в пользу Порошенко и его политсилы. Однако, в любом случае, окончательно оценить эффект и понять, насколько именно введение ВП так, как это получилось, повлияло на рейтинг Порошенко, можно будет уже по результатам послевыборных социологических исследований, если, конечно, такие будут проводиться и публиковаться.

-То, что Порошенко не удалось с первого раза протянуть свой план через Раду – говорит ли это о сильном парламентаризме и гарантии, что глава государства не узурпирует власть, или о слабости президента и отсутствии сильных союзников?

ЕМ

-Это свидетельствует, к сожалению, об отсутствии у многих парламентариев понимания национальных интересов и превалировании политической конъюнктуры над здравым смыслом. Очень досадно осознавать, но наши политики остаются зачастую инфантильными, впрочем, других политиков привести к власти сегодня украинское общество не способно.

АР

-Рада действительно не дала президенту провернуть первоначальный план. Но не стоит преуменьшать роль заявления трех президентов, с призывом оценить риски. Думаю, отдельную роль сыграли международные звонки и консультации, Совет Безопасности ООН, ОБСЕ, лидеры стран ЕС. Именно поэтому должны были собраться в раде в 16.00, а проголосовали под покровом ночи.

ИБ

-Ну, я бы сказал, что все-таки скорее не протянуть, а провести. Хотя, если употреблять именно это слово, то в нем и ответ: это не говорит ни о сильном парламентаризме, ни о слабости президента, а о том, что нынешний украинский политикум по-прежнему представляет собой некую совокупность людей, занимающихся под видом политики извлечением личной и групповой выгоды посредством каких-то скрытых от постороннего глаза и уха торгов. Особенностью постсоветской Украины является то, что самый прибыльный бизнес здесь - извлечение ренты из денежных потоков, – бюджетных ли, теневых (как то нелегальный экспорт янтаря и древесины, или «серый» импорт широкого спектра товаров и т.п.), или вполне легальных, и любые, на первый взгляд политические, договоренности касаются, прежде всего, того, кто, на каких условиях, на какое время и какие именно потоки получает под свой контроль. И если смотреть именно под этим углом, то прохождение президентского плана через Верховную Раду было ничем иным, как обменом его формата на голоса на каких-то условиях: часть депутатов из коалиции поддержала этот план по умолчанию, только за то, что они депутаты коалиции, часть - согласилась поддержать взамен на нечто, что мы в ближайшее время вряд ли узнаем, ещё часть - не поддержала либо изначально, по определению, как например, тот же Оппоблок, либо не получив того, что хотела взамен. Еще раз повторюсь, что, говоря «взамен», я имею ввиду не какие-то политические компромиссы и уступки, а именно то, что упомянул выше - доступ к тем или иным точкам извлечения ренты.

АН

-Это демонстрирует готовность предоставить уступки взамен относительной лояльности. Желание дружить на выгодных условиях продемонстрировали все. Кроме Оппоблока.

АП

-То, что Порошенко на коленках принимал и менял свой указ, свидетельствует о низкой управленческой и законодательной культуре и президента, и парламента. Принимать указ о введении военного положения с голоса, а потом не быть способными опубликовать его на второй день - признак глубочайшей институциональной импотенции.

ПС

-Думаю, что план провалили наши партнеры с Запада. Сегодня это единственный канал влияния на Порошенко. Внутри страны его уже никто остановить не может. И этот состав без тормозов несется к выборам, круша все на своём пути.

БК

-В Украине на протяжении столетий обеспечить авторитарный режим было невозможно. Это связано с ментальными особенностями хозяйственной самодостаточности в рамках своего хутора. Классическая фраза «моя хата з краю - нічого не знаю» из этой многовековой самодостаточности и желании быть независимым от внешних лиц. Во многом именно это было причиной потери шансов на создание украинской государственности в 17-18 и в 20 веке. Поэтому в Украине невообразимо большие риски потери государственности, нежели узурпации власти. Власть в Украине никогда не имела сакрального статуса. Узурпировать власть можно только террором или поддержкой широких масс. Независимо от того, на чем основывается такая поддержка. В Украине за все годы независимости ни один политический лидер не имел поддержку большей части населения. Более того, практически на следующий день после получения власти на уровне президента или премьер-министра, политик становится еще менее поддерживаемый гражданами. В таких условиях обеспечить сколько-нибудь долго авторитарную власть практически невозможно. Что в свою очередь и порождает «майданы», как инструмент выражения гражданами неприятия попыток какого-либо проявления авторитаризма.

-Насколько ввод военного положения может ударить по инвестиционной привлекательности Украины? Или иностранный инвестор даже не обратит внимания на столь короткий срок?

ПС

-Думаю, никак не повлияет. Существенных инвестиций как не было, так и не будет.

БК

-Не обратит внимание. В большей степени инвесторов останавливает неопределенность дальнейшего послевыборного развития Украины. Что не является какой-то особенностью Украины. Это характерно для всех развивающихся, и даже значительной части развитых, стран. При этом очевидно, что риски победы такого крайне некомпетентного и популистски настроенного политика, как Тимошенко, в куда большей мере останавливает внешних инвесторов.

ИБ

-Прежде всего, стоило бы сказать, что ударить по чему-либо можно лишь тогда, когда это что-то реально существует. Поэтому сперва стоило бы задаться вопросом: а есть ли она вообще, эта инвестиционная привлекательность Украины, и если есть, то в чем именно она состоит - вид бизнеса, локация, условия деятельности. Помимо этого, стоило бы понять, какие именно меры из набора, предусмотренного соответствующими законами и решениями органов власти в Киеве, а затем и на конкретных местах, будут реализованы обязательно, какие - возможно, а какие - крайне маловероятно. После этого, собрав информацию и оценив общую картину, можно будет понять, как именно повлияет ВП на инвестиционный климат в Украине в целом. Пока же, кроме собственно решения о введении ВП и наступления времени его начала, ничего не известно, а предыдущего подобного опыта, на основании которого можно было бы что-либо обоснованно предполагать, просто не существует.

Однако известно, что, как правило, инвесторы предпочитают не принимать каких-либо решений, если ситуация неясна, и тут как раз именно этот случай, поэтому те, кто собирались, но еще не вложились, скорее всего решат подождать, пока ситуация не станет понятной, или отдадут предпочтение какой-то другой альтернативе.

Впрочем, принятие решения о том, вкладываться ли каким-либо образом в то или иное дело - процесс очень закрытый и конкретный, и если нет явных, просто вопиющих аргументов в пользу того, что нужно бросать все и бежать с тем, что у тебя есть и вкладываться, иначе не успеешь, или наоборот - аврально изымать вложенное, иначе прогоришь, то спрогнозировать отношение инвесторов к такой неявной ситуации без ее детального, под микроскопом, изучения вряд ли возможно.

АП

-Иностранные инвесторы уже замораживают и разрывают контракты с украинскими предпринимателями, опираясь на положение о форс-мажоре. Ценные бумаги Украины просели. А русский флот едва ли снимет фактическую блокаду с портов Мариуполя и Бердянска, что также приведет к удорожанию экспортно-импортных операций по металлу, отчасти - по зерну.

Гипотетически, это может привести к снижению валютной выручки, что хуже, нежели снижение гипотетической инвестиционной привлекательности.

ЕМ

-Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард подтвердила Порошенко готовность сотрудничать по программе стенд-бай. На руку украинским властям и принятый в конце ноября бюджет-2019. Правда, массового притока инвестиций ждать не стоит, но и оттока его не случится.

АН

-Как показало общение с экономистами и юристами-представителями инвесторов, ситуация на 30 дней поставлена на паузу. Очень огорчило что ВП попало на конец финансового года, когда начинают формироваться национальные бюджеты корпораций. Немного сгладило ситуацию принятия бюджета Украины.

АР

-Инвестиционный климат в стране и так оставляет желать лучшего. Поэтому дальше ожидать улучшения точно не приходится. А после акций в ТЦ «Ocean Plaza» мало какому инвестору захочется сотрудничать с Украиной. При этом МВФ разрывать сотрудничество не будет. Но не исключаю, что бюджет на 2019 год может быть скорректирован согласно оборонительным потребностям, что сделает его еще более силовым и антисоциальным.

-Какими выглядят перспективы принятого бюджета страны на 2019 год? Реальна ли заложенная инфляция в 7,4%?

БК

-Показатель индекса потребительских цен (ИПЦ) выглядит немного заниженным. Но, во-первых, в условиях преобладающей сырьевой структуры экономики, низких доходов населения и соответственно значительной части трат домохозяйств на продукты питания, он плохо контролируем со стороны монетарных властей. А, во-вторых, заниженный показатель ИПЦ создает определенный запас прочности для исполнения госбюджета, как по доходам, так и расходам. Поэтому расчет показателей госбюджета с немного заниженным уровнем инфляции и курса национальной валюты более полезен для обеспечения фактической сбалансированности госбюджета.

ПС

-Бюджет страны, как и предыдущие 20 бюджетов, продолжает финансировать структуры, рожденные СССР. Минфин, как и все правительство, продолжает поддерживать неэффективную, недоразвитую, нерациональную экономическую модель. Я не знаю, сколько можно финансировать то, что давно потеряло всякий смысл?

АР

-Экономические прогнозы на столь динамический год делать очень сложно. Показатели в бюджете в основном «приукрашены», реальная картина может отличаться. Экономика в наших политических реалиях может еще больше «уйти в тень»

ЕМ

-Это бюджет перед двумя выборами - президентскими и парламентскими, продукт компромиссов и стремления хотя бы немного умаслить избирателей. Вряд ли речь может идти о серьезных реформах на его основе.

АН

-Если не наступит активная фаза Операции объединенных сил или открытое военное противостояние, выполнение бюджета и сохранения уровня роста ВВП и инфляции вполне реальны.

ИБ

-Судя по реакции МВФ, который, как видно, принятый бюджет по ключевым показателям устраивает, вероятность того, что он может быть выполнен - существует. Теоретически. На практике же, в условиях значительной неопределенности, связанной хотя бы с той же ситуацией вокруг важнейших для украинского экспорта портов Азовского моря, с никуда не девшейся зависимостью экономики от конъюнктуры мировых рынков металла и зерна, утверждать, что он будет выполнен в принятом виде, было бы чрезмерно оптимистично.

Что же касается инфляции, то обращает на себя внимание, что на конец текущего года прогноз инфляции от НБУ составляет 8,9%. Какова будет реальная цифра, мы узнаем из отчета только где-то к середине следующего года, по итогам которого, согласно принятому бюджету, она должна составить уже 7,4%. При этом, два сильнейших из традиционных для Украины проинфляционных факторов - импортируемая инфляция (а львиная доля в ней - цены на энергоресурсы), и нестабильный спрос на рынке на суверенные обязательства Украины, - никуда не делись. При этом достаточно сложно предсказать, как поведёт себя баррель в течение 2019 года, и насколько охотно будут вкладываться инвесторы в украинские евробонды. Плюс громадный отложенный спрос на потребительском рынке: реальные доходы у большей части населения в сравнении с 2013 годом упали в два раза, а цены – выросли в три, и как только доходы вырастают – тут же идет вызванный ростом спроса скачок цен на потребительском рынке. Поэтому прогнозный макропоказатель в 7,4% стоило бы читать как «будем надеяться, что если все сложится, как планируем, то инфляция составит 7,4%». Но может и не сложиться.

АП

-Инфляция будет выше, чем 7,4%. Более точный прогноз дать сегодня можно только на основе комплексного анализа всех показателей. Но стабильно-фактическая инфляция превышает прогнозную по итогам года.

-Проблема «евробляхеров» являлась, по сути, одной из главенствующих в Украине. Какую часть представляют действительно водители, которые выступают за свои права, а какую профессиональные демонстранты? И кто из политиков использует «бляхеров» против Порошенко?

ПС

-«Евробляхеры» - удивительный пример самоорганизации украинцев. Это настоящий протест. Закон, принятый в угоду нескольким условным автопроизводителям, поставил на колени 40 миллионов человек, лишив их возможности иметь доступный и качественный автомобиль. И люди отказались выполнять этот закон. По большому счету, это наш гражданский долг - протестовать против таких законов и, кончено же, не выполнять их. А использовать «бляхеров» невозможно. Можно либо поддержать их, либо нет. Лично я поддерживаю и выходил под Верховную Раду постоять с ними. А если какой-то политик пообещает ликвидировать акциз на авто, то я бы не называл это использованием «бляхеров».

ЕМ

-«Евробляхеры» весьма разношерстны, их политические призывы выглядят слишком громкими для реализации. Их будущее зависит от эффективности внутренних коммуникаций и умения полиции применить кнут и пряник для разрешения проблемы «евроблях».

БК

-Проблема «евробляхеров» не является одной из главенствующих в украинском обществе. Достаточно красноречивым выглядит тот факт, что петиция о снижении налогов для владельцев «евроблях» набрала на сайте администрации президента Украины всего несколько тысяч подписей.

Интерес «евробляхеров» по максимальному снижению налоговых платежей сталкивается с куда более широким кругом интересов тех, кто считает их желание понятным, но несправедливым. Поэтому показательно, что ни один политик первой величины не поддержал их протесты.

АР

-Тема «евробляхеров» пока не исчерпана. Она долгоиграющая. Есть конфликт внутри самих протестующих и это рано или поздно еще больше проявится. У лидеров «евробляхеров», ясно, есть собственные политические амбиции и они стали использовать ситуацию ради собственного пиара. Плюс эту ситуацию искусственно подогревают или, точнее, не дают ей погаснуть, чтобы представителям власти «делать нервы». Массовая блокировка транспортных магистралей - это совершенно недопустимая мера.

АП

-«Евробляхеры» - это, в первую очередь, именно водители. А в западноукраинских областях - еще и «челноки», иногда - контрабандисты. Их появление - продукт идиотских решений правительства (которое разрешило «евробляхи») и парламента (который неумело попытался урегулировать эту проблему). Об использовании «евробляхеров» кем-то из политиков не слышал.

АН

-Проблема «блях» наблюдалась достаточно давно. Стратегически данное решение было спланировано. Тактически проведено правильно. Выбор был сделан в пользу налогоплательщиков. Введение ВП позволяет нейтрализовать протесты и даже вывести их из процесса путем клеймения почти врагами экономики.

ИБ

-Я бы первую часть вопроса сформулировал не совсем так: если среди «евробляхеров» и есть какие-то профессиональные демонстранты, то, скорее всего, эта публика малочисленна и отношения к самому движению не имеет. Те же, кто ездят по Украине на еврономерах, действительно делятся на две категории. Первая, которая предпочитает не участвовать в каких-либо акциях, это жители приграничных областей, которых в принципе все устраивает: они приобрели авто на номерах сопредельной страны – Польши, Словакии, Венгрии – и зарабатывают на нем деньги, перевозя через границу товар, часто контрабандный – те же сигареты, или просто пользуются машиной как средством передвижения на работу - с работы, которая находится, снова-таки, в сопредельной стране. Этим людям какие-либо акции не просто неинтересны, а скорее даже мешают жить и зарабатывать.

Вторая категория - собственно «евробляхеры», - люди из разных мест в Украине, купившие авто на еврономерах просто потому что так дешевле. У них нет ни возможности, ни потребности пересекать границу раз в несколько дней, но есть желание беспроблемно владеть и пользоваться транспортным средством. Они-то и добиваются легализации своих нынешних и будущих покупок б/у авто из Европы и снижения стоимости растаможки, которая и вправду непомерно и неоправданно завышена. Эти люди смогли организоваться и, безусловно, ныне представляют собой ресурс, который не может быть не интересен любой из политсил. Поэтому соответствующие контакты и переговоры с лидерами движения наверняка уже имели место, однако говорить о том, что кто-то с ними уже достиг договоренностей и, тем более, уже использует их в своих интересах, по-моему, преждевременно.

-Гадать на кофейной гуще - занятие неблагодарное. И все же: что произойдёт в политической жизни страны после 27 декабря - последнего дня военного положения?

ЕМ

-Если Россия ограничится риторикой войны, но не пойдет на эскалацию, в конце 2018 года официально стартует президентская кампания. Если решит напасть - будем воевать, сценария капитуляции я не рассматриваю.

АП

-Непонятно, когда ЦИК даст старт избирательному процессу, потому что за 100 дней до начала кампании не успеет - еще будет военное положение. Но Верховная Рада проголосовала выборы президента на 31 марта 2019 года. Следовательно, отметив первое Рождество, страна войдет в новогодние гулянки и под сурдинку стартует кампания по выборам главы государства.

АН

-Позволю себе сделать прогноз. Ничего не произойдёт во время ВП. А вот после - вполне может быть попытка продления. Все будет зависеть от рейтингов.

ИБ

-Думаю, каких-либо серьёзных изменений или знаковых событий, связанных именно с этой датой, ожидать не стоит. Скорее всего, президент попытается продлить военное положение, и скорее всего это станет предметом торгов с целью набрать необходимые голоса за продление ВП, а затем снова и снова. Вообще, честно говоря, сложно понять смысл введения военного положения до какой-то определенной даты. Военное положение нужно не на период с и по какое-то число, а как часть системы мер по обеспечению защиты страны от внешней угрозы. И что, после 27 декабря эта угроза испарится, а войска с наших границ отправятся в казармы или на дембель? Очень сомнительно. Судя по поведению и риторике Путина и российской политической верхушки, этот сценарий будет оставаться фантастичным по крайней мере до тех пор, пока Путин у власти, и очень вероятно, что и после Путина. Цей дощ надовго.

БК

-Следует исходить из очевидной и фактически нескрываемой заинтересованности Путина в победе Тимошенко. В этих условиях не ожидаю провоцирования со стороны России значительного обострения ситуации на Донбассе и в Азовском море, которые могут создать условия для необходимости продления военного положения и усиления электоральной поддержки Порошенко. В тоже время попытка продления военного положения без очень весомых факторов, вызовет лишь снижения рейтинга Порошенко. И он это вполне осознает.

Исходя из этого, с почти стопроцентной вероятностью могут предполагать, что военное положение не будет продлено, и 31 декабря в Украине официально стартует президентская избирательная кампания.

АР

-Выдвижение и регистрация кандидатов в президенты и подготовка к выборам.

ПС

-Ничего не произойдет. Точно также, как и не происходило с 2014 года. Руководители России сделали все, что они хотели сделать. Первые лица Украины сделали все, что они смогли. Никаких прорывных идей у власти Украины нет. Те, у кого идеи есть, остались не востребованы. Какие-либо изменения могут произойти в Украине только после смены первых лиц. Ждем выборов.

-Я благодарю всех участников круглого стола за дискуссию!