Все записи
16:41  /  18.12.20

691просмотр

«Украинцам осточертели командиры на Банковой»

+T -
Поделиться:

2020 год вверг в кризис практический весь мир. Кризис, который помимо медицинской сферы, напрямую затронул политические, экономические и финансовые фундаменты всемирной конструкции. Украина, само собой, не была обойдена стороной: МВФ прогнозирует падение ВВП до 7,2% в 2020 году. Но помимо падения экономики, объяснимое пандемией, происходит падение рейтинга президента Владимира Зеленского, его партии «Слуга народа» и правительства.     

Кризисный менеджмент пандемии: провал власти или безответственность граждан? Приведет ли ухудшение экономической ситуации к новому оттоку украинцев за границу? Влияет ли еще президент на политические процессы в стране или просто следует течению? Во внешней политике Украины наметился поиск новых союзников, особенно в лице Турции, но сможет ли Украина быть равным партнером?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы на уже ставшем традиционном предновогоднем Круглом столе на «Снобе» собрались: Наташа Влащенко (журналист, телеведущая, креативный продюсер телеканала Украина 24), Светлана Кушнир (политический и экономический обозреватель, политконсультант), Евгений Магда (директор Института мировой политики), Павел Себастьянович (общественный деятель и координатор гражданской платформы «Нова Країна»), Елена Сотник (правозащитница, народный депутат 8-го созыва от партии «Самопомощь»), Максим Яли (политолог-международник, профессор кафедры международных отношений Национального авиационного университета).

- Не хотелось начинать с этой темы, но она, естественно, является основообразующей на данный момент – пандемия и меры по борьбе с ней. Ряд мер принятых центральной властью в Киеве оказались либо неудачными, либо малоэффективными, например, «карантин выходного дня». Сейчас не исключается новый локдаун. Что можно посоветовать правительству? Какие меры могут снизить риски для здоровья людей и в то же время не пустить под откос экономику?

 

Павел Себастьянович

-Изначально карантин и все действия власти были осуществлены не как реакция на пандемию, не как рекомендации специалистов, а как копирование того, что делают правительства некоторых западных стран. Т.е. не было даже юридического обоснования для начала карантина, что изначально подорвало и без того слабое доверие к власти. Работа отдельных сетей и ресторанов во время первого карантина сыграла с властями злую шутку - их перестали воспринимать всерьез. Как следствие - отказ от карантинных мер в регионах, протесты ФОПов, провальные для власти выборы.  Больше власть никто не воспринимает всерьез.

Думаю, локдауна 8 января не будет. Властям с самого начала нужно было избегать запретительных мер и ограничиться рекомендательными. Что делать сейчас? Распространять через СМИ статистику и четкие регламенты поведения заболевшим - вот правильная стратегия на будущее. Украинцам осточертели командиры на Банковой.

 

Елена Сотник

-К сожалению правительству сложно советовать задним числом, потому что по сути все возможности и важный период в подготовке ко второй волне упущены. И проблема даже не в том, что вместо усиления медицинской базы и подготовки чувствительных сфер экономики к локдауну и рецессии правительство направляло деньги специального фонда не по назначению. Проблема в том, что власть не работала над вопросом как ослабить удар для страны на стратегическом системном уровне, наивно пологая что «как-то будет». Поэтому теперь все решения хаотичны и не основаны на объективных оценках ситуации.

По большому счету все, что нужно было сделать: направить усилия на тестирование, обновление базы профильных больниц, защита и мотивация медиков, создание стимулирующих механизмов для малого бизнеса (вместо поиска денег на компенсации, которых нет, и усиления давления на них). И главное: зрелая коммуникация с населением, включая достоверные данные и аргументированные предсказуемые решения.

 

Евгений Магда

-Украина в 2020 году стала коронавирусной монархией, поскольку Владимир Зеленский пытался бороться с коронавирусом, а наши чиновники в лучших традициях не могли ему отказать. Результаты плачевны, мы расплачиваемся жизнями людей, а логика внедрения карантинных ограничений понятна только президентскому офису. Очевидно, что финансовой подушки для маневра у Украины нет, но нет и желания власти признать собственную импотенцию в этом вопросе.

 

Наташа Влащенко

-Давать Советы правительству - задача неблагодарная. Считаю любой локдаун сдерживающим инструментом, который помогает облегчить нагрузку на врачей и оттянуть время. В этом смысле весенний локдаун - верное решение, несмотря на критику. Как и локдаун выходного дня. С моей точки зрения, действия всех правительств были спорными, так как боролись не с причиной, а последствиями. 

 

Максим Яли

-Новый локдаун уже объявлен, но вряд ли он серьезно улучшит эпидемиологическую ситуацию. Уже необходимо думать о вакцинации. Только, в отличие от ЕС и США, которые могут вливать триллионы долларов/евро в свои экономики и компенсировать утрату доходов своим гражданам, параллельно тестируя систему безусловного дохода, мы не можем себе такого позволить. А потому должны исходить не только из гуманистических целей, вакцинируя в первую очередь группы риска.

Единственный выход – первоочередная вакцинация наиболее активной, работающей части населения, проживающей в крупных городах с населением более миллиона в «спальных районах». Именно они не только создают львиную долю ВВП, но и являются наиболее мобильными и активными, пользуются общественным транспортом и имеют большее количество контактов. Соответственно - основными разносчиками вируса. Так мы и минимизируем потери для экономики, и сократим волну распространения.

 

Светлана Кушнир

-В Украине в связи с пандемией на первый план вышли очень острые актуальные вопросы, связанные с спектром сервисов государства и возможностями доступа и получения качественных услуг рядовыми гражданами. Это не только ослабленная и недореформированная сфера медицинских услуг, получившая мощнейший нокдаун в схватке за жизни украинцев.

Увы, украинский парламент и правительство слишком легкомысленно отнеслись к прогнозам и математическим моделям, которые предоставляли эпидемиологи и медики, предупреждая о приходе второй волны заболеваний осенью. Вместо усиленной подготовки медучреждений, переобучения медперсонала, закупки оборудования и лекарственных препаратов, развертывания широкой сети пунктов тестирования, власть на Печерских холмах досрочно объявила себя «чемпионами по борьбе с коронавирусом» и очень неразумно распорядилась выделенными из бюджета средствами, по факту косвенно пустив их на предвыборный пиар провластной партии «Слуга народа». И даже тот факт, что президент Владимир Зеленский лично агитировал в рамках тура «Большая стройка» за выдвиженцев от СН, не помогло последней победить ни в одном областном центре, включая столицу.

Увы, никаких разумных доводов власть не хочет слышать и упорно продолжает танцы на граблях, совершая все более катастрофичные ошибки из всех возможных вариантов. Так что тут советом не поможешь, здесь надо провести новую перезагрузку Верховной Рады и Кабинета министров Украины, изменив подход к выбору от запроса на новые лица в сторону лиц с опытом эффективного управления. Короче, эти политики у нас сломались - несите новых!

 

- Актуальная ситуация ведет к росту безработицы, а она, в свою очередь, к росту миграции. При открытии границ ЕС ожидается миграционный рост, притом все больше людей остаются там навсегда. Существуют опасения, что за десятилетие Украина может «потерять» порядка 2 млн в качестве уехавших, и это при одной и самых низких в мире рождаемостей. Так ли это и каковы необходимые шаги для, хотя бы, стабилизации положения?

 

ЕМ

-Вопрос открытия границ с ЕС на сегодня НЕ актуален, безвизовый режим превратился в фетиш, который неизвестно как и когда удастся использовать. В привлечении инвестиций всегда есть вопрос политической воли, в данном случае – это реформирование судебной системы, без которого инвесторы и впредь будут обходить Украину через Сингапур. Судя по тому, что в Киеве уже немало таксистов из Центральной Азии, вопрос привлечения трудовых резервов в случае необходимости можно будет решить.

 

НВ

-Да, такая опасность есть. При совершенно очевидной отрицательной рождаемости. Как мне кажется, нам прежде всего нужно сделать перепись населения, понять размеры бедствия, а потом понимать пути решения проблемы. Конечно, это прежде всего экономика и рабочие места.

 

МЯ

-Уверен, это слишком оптимистичный сценарий, учитывая тенденции последних 6 лет в Украине и в ЕС. Существует обратная пропорциональность: чем хуже становится экономическая ситуация в стране и чем проще становятся условия выезда - тем больше людей стараются уехать. Поэтому не только страны бывшего «Варшавского договора» упрощают условия въезда для наших рабочих мигрантов, компенсируя отток собственной рабочей силы в более богатые страны ЕС, но в последние годы к ним уже присоединились и самая богатая страна ЕС - Германия. На очереди Великобритания, с которой также вскоре будут начаты переговоры о безвизе. Страны ЕС уже оценили соотношение квалификации и стоимости нашей рабочей силы и рисков от ее наплыва на фоне ухудшения демографической ситуации в своих странах.  Поэтому квоты на нее будут увеличиваться и барьеры снижаться, а отток из Украины увеличиваться.

Пока наши олигархи не осознают, что если они не начнут повышать зарплаты рабочим на своих предприятиях, а издержки от снижения уровня их квалификации в долгосрочной перспективе гораздо выше, то в скором времени работать на них в принципе будет некому. Сужу по трендам на крупных предприятиях Донбасса, где миграция всегда была гораздо ниже, чем в западных областях. Увы, они изначально выбрали другую модель и не адаптируются под мировые тренды. Жадность не лечится.

 

ПС

-Были, есть и будут необходимыми шаги в трех сферах. Первая - сфера самоуправления. Необходима передача на места функций уличной безопасности, здравоохранения и образования вместе с финансами. Вторая - верховенство права. Шерифы, прокуроры и судьи должны выбираться на местах. Третья - экономическая свобода. Создание комфортных условий для бизнеса. Пока не сделано ни одного шага ни по одному из этих направлений.

 

СК

-В Украине говорят, что «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», то есть, трудовая миграция - это давно глобальный тренд и как-то его запретить или ограничить уже нельзя. Не те времена, нет более «железного занавеса», а по сему лучшее, что могло бы сделать украинское государство, это начать системную политику по защите трудовых прав наших мигрантов за рубежом в части их пенсионного обеспечения и доступа к медуслугам. Ибо, экспортируя рабочую силу все же можно было бы начать ее опекать и попытаться показать гражданам, что их судьба не безразлична государству. Решить же проблему путем стимуляции рождаемости в Украине невозможно, так как главным сдерживающим фактором есть и остается тяжелая экономическая ситуация, безработица и отсутствие перспектив для молодежи в родном отечестве. То есть тут - исключительно комплексный подход и долгосрочная стратегия на 30 и более лет, иначе с такими темпами «утечки» мозгов и рук мы рискуем окончательно превратиться в дом престарелых с печальным видом на кладбище.

 

ЕС

-Люди все больше разочаровываются и просто не видят перспектив стабилизации ситуации в стране, многих пугает непрофессионализм и отсутствие центра принятия решений в стране, поэтому люди и уезжают. И их сложно осуждать. Остановить можно только одним способом - резкими разворотом внутренний политики, особенно в части улучшения условий работы малого и среднего бизнеса, внутренняя безопасность и качество государственных сервисов.

 

- В Украине уже давно мы наблюдаем следующий феномен: в целом по экономике структура еще не сырьевая, так как есть сектора промышленности, работающие на внутренний рынок и как-то еще выживающие, или, например, айтишники, но вот экспорт как таковой - он сырьевой. Насколько долго продержится такая ситуация или Украина в будущем будет конкурентной лишь в аграрных вопросах?

 

МЯ

-Деиндустриализация продолжается, наши высокотехнологичные товары в ЕС не нужны, так как там и так высокая конкуренция, а подписанный Договор об Ассоциации и ЗСТ с ЕС никоим образом не компенсировал потерю российского рынка для экспортеров промышленной продукции. К тому Россия перекрыла ж/д транзит в страны Средней Азии, «отрезав» от нас и эти рынки. Если в ближайшие годы по-прежнему не усилится поиск новых рынков за пределами ЕС и РФ как альтернатива для сбыта этой продукции, не будет реформирована судебная система и снижены налоги для привлечения ПИИ, то в скором времени остатки промышленного потенциала будут окончательно уничтожены. А остатки «советского наследства» в таких высокотехнологичных сферах как аэрокосмическая и ВПК будут: а) распроданы частным компаниям Запада, Китая, или РФ через зарубежные «компании-прокладки»; б) пущены на «распил», как это сейчас пытаются сделать с нашим флагманом – «Антоновым».

То же самое касается оттока высококвалифицированных кадров. Попросту некому будет изобретать новое и обеспечивать сложный производственный процесс.

 

НВ

-У нас есть колоссальный ресурс, чтобы поднять промышленность и технологии. Шанс не потерян.

 

ЕМ

-Нет ничего плохого в статусе «житницы Европы», тем более - в контексте начала функционирования рынка земли летом 2021 года. Но ограничиваться исключительно этим статусом Украина не должна. Оборонно-промышленный комплекс, IT-сектор, логистические услуги - все это по плечу Украине.

 

ЕС

-Структура экспорта Украины всегда довлела к сырьевой составляющей с низкой добавленной стоимостью, и это вызов с которым не справилась ни одна экономическая программа независимо от составов правительства. Проблема в том, что ресурсно-ориентированная экономика имеет пределы своего потенциала, а значит рано или поздно перед Украиной жестко станет вопрос переориентации или экономического коллапса. Ситуацию усугубляет незаметное, но активное приобретение ресурсных активов (земля, энергоресурсы и тп) представителями Китая и Кореи. Казалось бы, это же инвестиции?! Но интерес этих инвестиций сугубо китайский или корейский, никак не украинский. Плюс, не нужно забывать, что кадровый потенциал все больше становится иллюзией - уровень украинского современного образования желает лучшего и серьезно отстаёт от мирового. Все это безусловно создаёт угрозы, решение которых - критичны последние 10 лет.

 

ПС

-Украина уже много лет беременна реформами, но во власть не попадают реформаторы. Люди, разработавшие законопроекты экономических реформ, остаются невостребованными. Политики берут на флаг их наработки, но только для победы на выборах. Придя к власти, никто из них не собирается выполнять свои обещания. И пока к власти не придут сами носители либеральных идей - Украина будет болтаться на задворках Европы.

 

- Сегодняшняя ситуация вокруг президента Владимира Зеленского, это практически дежавю последних двух лет Петра Порошенко - слабый президент, который вынужден терпеть правительство. Указывается, правда, на стабильный рейтинг президента - его костяк из первого тура (порядка 30%) остается. Но как коррелирует рейтинг Зеленского на реальное влияние на политические процессы? Имеется в виду «Зеленский-Зеленский» или «Коллективный Зеленский»?

 

СК

-Формула «Коллективный Зеленский» была изначально. Офис президента - это сборная солянка друзей детства-юности, времен «95 квартала» и президентской гонки, умноженная на численный десант «мы тоже помогали» чиновников времен президентства Петра Порошенко, Виктора Януковича и даже Леонида Кравчука.  Профессиональный подход к созданию сплоченной и опытной управленческой команды у Владимира Зеленского отсутствует.  Что и дает возможность постоянно ослаблять его, играя на его рейтинге. Ведь короля, как известно, играет свита. Так вот свита у Владимира Александровича такая, что я бы с ней в разведку не пошла. И этот очень печально, если ты не можешь ни в чем быть уверен, не можешь делегировать полномочия, не может даже правильно найти тех, кто разбирается глубоко в теме и не предаст. По сути, президент Зеленский - это глубоко одинокий президент, самостоятельно не состоятельный выполнять свои функции. Потому так велика зависимость от олигархов, постоянно пытающихся и перетягивающих Зеленского на свою сторону, потому так катастрофично перестали доверять его партии и получили холодный душ на местных выборах, потому так глубока зависимость от внешнего влияния и международных партнеров.  Для того, чтобы демонстрировать силу, эту силу надобно иметь. Свобода быть собой - стоит дорого, как и субъектность Украины, которой пока не наблюдаем.

 

ЕС

-Я бы не была настолько категорична в слабости президента - на нем держится будущее минимум 180 народных депутатов, которые прекрасно понимают, что следующий раз или при досрочных выборах в парламент не попадают. Что касается правительства - его тоже сложно назвать центром принятия решений. По моему ощущению, ситуация с одной стороны неуправляемая, с другой стороны ряд вопросов из сферы интересов промышленных и финансовых групп абсолютно контролируемы и управляемы этими группами. Как результат - все больший разрыв между всесторонним учетом интересов богатых и полное игнорирование вызовов выживания малого бизнеса и наемных работников. Это неизбежно вызовет социальную или общественную волну недовольства.

 

ЕМ

-Владимир Зеленский остается самым популярным политиком Украины, но уходящий год трудно назвать для него успешным. Кадровые перестановки не привели к серьезным успехам, местные выборы не стали для «Слуги народа» третьим туром избирательной кампании 2019 года, серьезных успехов нет и на международной арене. Шестой президент слишком рано стал проживать свой политический капитал подобно рантье. Отсутствие профессионалов во власти приводит к тому, что власть и граждане напоминают рельсы, между которыми все меньше «шпал» общих интересов. Но президент вполне устраивает генералов нашего бизнеса - в «телевизоре» у него теплая ванная, местами - теплый океан.

 

НВ

-В данный момент сохраняется монобольшинство, хотя целостность эта ощутимо «скрипит». Как будет дальше, во многом зависит от президента.

 

МЯ

-Порошенко был намного сильнее даже в последние несколько лет своего правления и контролировал намного лучше свою фракцию в ВР, вертикаль власти в целом, суды и свою квоту в правоохранительных органах, чем Зеленский сегодня.

Никак не коррелирует, потому что его рейтинг основан на нежелании его инфантильных избирателей признать очевидное: что они ошиблись в своем выборе и что Зеленский не «волшебник в голубом вертолете», который сможет решить все их экономические проблемы и «раздать эскимо». Жесткая экономическая реальность новой посткоронакризисной реальности в 2021 году в сумме с усилиями его политических оппонентов уничтожат остатки его рейтинга и влияния на процессы.

Результаты местных выборов и последовавший Конституционный кризис - это старт его конца в следствие консолидации всех лагерей оппозиции по его «сносу». Россия после внесения в санкционные списки практически всех членов его фракции 12 декабря также официально объявила о переходе к плану «Б». Уже сейчас он не способен консолидировать голоса во фракции под принятие важных законов, что и продемонстрировал провал его закона о роспуске КС. По мере снижения его персонального рейтинга его окружение и депутаты будут пытаться разбегаться по новым лагерям и перекупаться теми, у кого есть на это финансовые ресурсы. 

 

- Во внешней политике Украины наметилась новая и интересная тенденция – поиск новых союзников, особенно в лице Турции. Активно развиваются связи с азиатскими странами, а на латиноамериканском континенте с Бразилией. Видно движение за грань традиционного треугольника США-ЕС-Россия, что есть очень позитивно. Но сможет ли Украина быть равным партнером Турции на постсоветском пространстве или весовые категории слишком различны? Привнесет победа Байдена в США изменения в создавшуюся ситуацию?

 

МЯ

-Это один из немногих реальных успехов его дипломатии за все время на посту президента, также, как и усиление военно-экономического сотрудничества с Великобританией.

Увы, не сможет. Так как потенциал и «вес» с Турцией несопоставимы ни в экономическом, ни в геополитическом плане. Тем более в условиях незавершенного конфликта на Донбассе и экономической зависимости от Запада. Нет предпосылок для самостоятельной внешней политики, тем более имперской, как у Турции, которую она успешно продемонстрировала в Нагорном Карабахе, закрепив статус нового регионального игрока. Она, кстати, Украине и не нужна до обретения своей геополитической субъектности.

Победа Байдена может лишь усилить влияние и зависимость от США, если он реализует свое предвыборное обещание сделать Украину приоритетом своей внешней политики. Это может означать дополнительное давление и отказ от военно-политического сотрудничества с Турцией, если обострится кризис в американо-турецких отношениях, что вполне вероятно, учитывая растущие амбиции Эрдогана.

 

ЕМ

-Сотрудничество с Турцией для Украины - серьезный вызов, ведь это страна с серьезными имперскими рудиментами, а Реджеп Эрдоган - искушенный и волевой политик. Отмечу, что наши страны пока так и не договорились о зоне свободной торговли, более выгодной Турции, а военно-техническое сотрудничество больше пока носит декларативный характер.

Что изменит приход в Белый дом Джо Байдена? Наивно полагать, что тот сосредоточится на помощи Украине, у него своих проблем по горло. Поэтому Украине предстоит доказать свою значимость США и НАТО, а тогда и с Турцией появится общий интерес.

 

ЕС

-Турция и переговоры относительно углубления торгового сотрудничества не являются новой тенденцией, они велись давно и имели предпосылки, хотя, для меня остается вопросом баланс интересов. Очень важным стало подписание договора с Британией, особенно в свете неопределенности торговых отношений с ЕС. Украина должна занять единую позицию в своей политике - украиноцентризма, но с реалистичным учетом потенциала и вызовов. Поэтому ЕС и США должны оставаться стратегическими партнерами, особенно в вопросах безопасности. Другие регионы интересны с точки зрения торговых отношений и диверсификации рынков, а значит рисков. Что касается президентства Байдена, как я говорила ранее, Трамп на втором сроке для Украины мог бы еще больше ослабить поддержку. Байден, как минимум с точки зрения лучшего понимания украинских реалий и в противовес политике администрации Трампа, будет более внимателен к нашей стране. В тоже время, особенно на этапе транзитного периода, я бы не ожидала резких изменений.

 

НВ

-Поиск Новых союзников - верная тенденция. Совершенно очевидно, что после аннексии Крыма Россия больше не может выступать в этой роли. Западные партнеры ведут себя часто манипулятивно. Украина должна начать осуществлять политику национальных интересов, и сотрудничать с теми, кто готов с ней говорить на равных.

 

ПС

-Перед тем, как активно искать внешние связи, Украине необходимо сделать домашнюю работу. Пока размер нашей экономики не позволяет нашим соседям воспринимать нас всерьез. Мы отстаем от них на всех фронтах. Нам нечего предложить миру. Мы - зоопарк коррупции. Пока наш госаппарат не трансформирован из феодально-сословного в современный эффективный - никаких изменений не будет. Ни Турция, ни Байден не вытащат нас из болота - только мы сами.

 

СК

-Быть игроком на внешнем векторе означает, что есть на что опереться внутри страны в случае давления или острой политической атаки на оппонентов. Потуги найти новых союзников президентом Владимиром Зеленским и, чего уж скрывать, де-факто вице-президентом (а по совместительству - главой Офиса президента) Андреем Ермаком, конечно, нельзя не заметить, но и тут отсутствуют вектора приоритетов.

Иногда складывается впечатление, что по странам и континентам Владимир Зеленский кочует ради сиюминутного пиара и фотографий с официальных приемов. Системной работы по продвижению интересов Украины в экономике не видно. Политические разногласия, существующие с рядом соседних стран Европейского союза, не только не решаются, а еще и усугубляются (с Венгрией, к примеру). Претензии Китая по сделке «Мотор Сич» так и вообще несут серьезные репутационные издержки, но и тут никто не спешит вырулить из сложившейся ситуации.  Украинская власть во главе с президентом Зеленским так и не решила проблему мира, и все на паузе, уж слишком затянувшейся после скандалов, отношения с США. Думаю, что ближайшее время покажет, что избранная тактика топтания на месте продолжится. Пока Украина не интересна миру ни военными, ни промышленными, ни рекреационными, ни налоговыми ресурсами, и остается более сырьевым придатком ЕС, чем самостоятельным игроком в глобальном мире.

 

- И последний вопрос с максимально коротким ответом: каков ваш прогноз для Украины в 2021 году?

 

ЕС

-Это год крайних вызовов, которые, с одной стороны, создадут максимальные риски, но и возможности: к сожалению взросление проходит через вызовы и принятие ответственности на себя. Думаю, это будет год зрелости через потрясения.

 

ПС

-Скорее всего, в 2021 году ничего не изменится. Поток ничего не меняющих законодательных инициатив будет литься, как из рога изобилия. Наверно изменится состав Кабмина. Возможно, даже будет распущен парламент. Но существенных изменений для граждан пока не предвидится.

 

СК

-Украина такая уникальная и удивительная страна, что делать прогнозы на год - дело проигрышное уже на старте (смеется).

Потому как начало 2019 года ну вот никак не предвещало двух мощных штормов народной электоральной эйфории в виде неожиданного и эмоционального выбора президента без политического опыта - Владимира Зеленского, и такого же неопытного состава парламента. Начало 2020 года никак не обещало стать годом апатии и разочарования, а также катаклизмов в экономике и социальных отношениях, которые мы переживаем в связи с пандемией.

Потому, вглядываясь в будущий 2021 год, хочется себе и читателям пожелать пристегнуться покрепче, беречь себя и родных и, несмотря на все происходящее вокруг нас в стиле постмодерн, оставаться оптимистами.

Уверена, что как государство мы обязаны сохраниться, и никакие смены власти и персоналий пусть не омрачают нашего настоящего: только оно у нас каждый день и есть!

 

ЕМ

-Разрешения конфликта на Донбассе не будет. Экономический кризис продолжится. Досрочные парламентские выборы и отставка правительства выглядят весьма вероятными. Скучно не будет (улыбается).

 

НВ

-У меня нет прогноза. В мире все больше побеждают «несистемные» политики и «несистемные» тенденции. В таких условиях любые прогнозы - вещь неблагодарная

 

МЯ

-Усиление социально-экономических кризисных явлений в мире, сопровождающихся переделом геополитических сфер влияния всегда негативно сказывается на более слабых и зависимых от внешних игроков государствах. Возврат США на глобальную арену после политики изоляционизма Трампа несет высокие риски для Украины, как вероятную арену противостояния США с РФ. Кредитная, а потому и политическая зависимость Украины от Запада будет возрастать.

Другой внешний фактор - усилия Кремля по дестабилизации внутриполитической ситуации в Украине на фоне ухудшения экономической ситуации с целью прихода к власти пророссийских сил в результате досрочных парламентских выборов уже осенью следующего года.

 

- Я приношу благодарность всем участникам этого Круглого стола.