Все записи
19:22  /  27.05.15

4412просмотров

DIY – это модно и очень полезно

+T -
Поделиться:

Интервью в общественной столярной мастерской с арт-директором Сергеем и мастером Славой, создателями проекта DIY-мастерских. Это интервью сделано в рамках серии интервью, которые я делаю с интересными людьми в области маркетинга и дизайна.

Сергей Царев, креативный директор проекта.  

В прошлом — креативный директор дизайн-завода «Флакон». Участвовал в создании онлайн проекта Urbanurban.ru. Консультирует организации по созданию research&development отделов с вовлечением конечных пользователей в процесс проектирования новых продуктов и услуг. В 2014 году по заказу компании BOSCH спроектировал и запустил общественную столярную мастерскую DIY Академия на дизайн-заводе «Флакон». Это первая экспериментальная площадка работает в режиме столярного коворкинга, дизайн-бюро и образовательного проекта.

Слава Швайков, главный мастер общественной столярной мастерской «DIY Академия». Столяр, дизайнер, преподаватель и художник, Слава Швайков работает для общественных пространств Москвы: «Маминого садика Seasons» в Саду Эрмитаж, Политехнического музея, ВДНХ, Государственного Центра Современного Искусства, Музея Москвы. Изготавливает по заказу художников со всего мира деревянные скульптуры и инсталляции. Работы Славы хранятся в таких музеях как Лувр (Париж, Франция) и музей Де Халлен (Гаага, Нидерланды). Также Слава разработал для Колледжа №21 программу столярного мастерства для учеников с особенностями развития.

Место интервью: Дизайн-завод Flacon, общественная мастерская.

 

К Мне пока не очень понятен термин общественная мастерская, надеюсь, вы мне в деталях расскажите. Откуда этот тренд появился и почему вы это все здесь открыли?

Сергей Общественная мастерская – это очень просто, как коворкинг, только для людей, которые хотят что-то сделать своими руками. В данном случае это столярная мастерская, столярное дело. Здесь есть полный комплект инстументов. Здесь есть мастера, которые консультируют людей. Эта мастерская - инструмент в проекте создания движения DIY ( do it yourself - сделай сам) , который возник по  заказу компании Bosh.

К Каким образом можно попасть в мастерскую и начать что-то делать?

Сергей Если что-то хочешь сделать, ты присылаешь заявку на салфетке, маленький эскизик. Потом приходишь обсудить его с мастером. Мастер прописывает его как проект. Потом человек покупает время работы мастера,  которое стоит 1000 рублей за 3 часа.

К  Всего 1000 рублей, чтобы поработать с мастером?

Сергей Да, сейчас мы проверяем цену. У нас экспериментальная мастерская. Пока мы работаем в тестовом режиме. Есть несколько типов людей, которые могут здесь работать. Например, человек может сам прийти и сделать полку. Ингода мы делаем коллаборации с дизайнерами. Кто-то строит купол, кто-то делает объекты для общественных пространств. Цель этого проекта – дать возможность людям преодолеть страх.

 

К Расскажи подробней про аудитории, на которые вы ориентируетесь?

Сергей Есть три типа аудитории. Первая – это люди , которые поняли, что могут что-то делать своими руками.  Для них ручной столярный труд является возможным входом в какие-то другие дисциплины. Вторая аудитория – это устоявшиеся любители, которые и так что-то делают и пилят. Эта площадка становится местом, где они могут выполнить эти работы, так как дома достаточно сложно пилить и сверлить. Площадка более удобна, не надо каждый раз ехать за новым саморезом нужного размера и инструменты все есть. Человек может сосредоточиться на процессе и в момент «затыка», что очень важно, он может попросить у мастера помощи. То есть комфортная работа для любителей. Третья аудитория – это люди, которые делают проекты, участвуют в фестивалях, выставках, театралы.

К Такая профессиональная по сути аудитория, которой нужная мастерская скорее как подрядчик?

Сергей Да, что-то в этом роде. У Славы, например, сейчас две мастерских. Слава- мастер. Он может все делать руками, а я нет. Вторая мастерская  в Центре Современного искусства и она тоже работает по принципу общественной мастерской для профессионалов достаточно давно. Есть огромное количество всевозможных проектов, куда люди приходят и говорят, а сделайте нам.

К То есть приходят заказывать, а вы им говорите зачем вам деньги тратить

Слава  Приходили два человека и говорят: “Вот вы здесь с деревом работаете, у нас появился эскиз, хотим принести вам, можете сделать?”. А мы предложили самостоятельно сделать с нашим участием. Так дешевле.

К И легко они вовлекаются?

Слава  Кто первый раз пришел в принципе да, у нас надежные инструменты , их легко освоить.

Сергей Что я хотел сказать важного, что Слава, находясь в Центре Современного искусства, он всегда участвует в колаборациях с художниками. Я со Славой познакомился, когда привозил на Faces&Laces итальянского художника, который прислал эскиз и Слава все сделал.

Слава Мы до сих пор с ним списываемся. Недавно был фестиваль уличного искусства Атмосфера и все, кто там работал с деревом, через нас прошли. 

Сергей Я рассказал про три аудитории. Мы сейчас рассматриваем больше последнюю аудиторию - это коллаборации, так как там очень сильная pr-составляющая. И мы берем первую аудиторию, которая ничего в жизни про это не слышала. Мы пока не сильно задействуем профессиональную аудиторию, так как нам необходимо набрать скорость.Мы выходим даже без фирменного стиля. Нам надо набрать вес, чтобы с этими крепкими ребятами работать, как-то в свое пространство втянуть.

 

К Как же вы хотите, чтобы люди вас узнавали, если даже фирменного стиля пока нет?

Сергей  Сейчас к нам перешел фирменный стиль из фейсбука DIY Академии. Была популярная группа, которую сделало диджитал-агентство.Там были очень хорошие показатели. Проект быстро получил поддержку немецкого офиса Bosh и после этого ушел в оффлайн. Мы сейчас взяли весь фирменный стиль и коммуникации digital-проекта и растим свою аудиторию.

К  Как Bosh вышел на вас и получился этот проект?

Сергей Все срослось чудесным образом. Есть диджитал-агентство , о котором я уже говорил, и его креативный директор. Он совершенно гениальный парень по продаже трендов, именно он продал эту идею в Bosh, я с ним работал, рассказывал как развивать общественные пространства. А со Славой мы до этого работали. Слава носитель знаний и опыта, он является ролевой моделью DIY-мастера.

К Не похож он на мастера, он больше похож на дизайнера или креативного директора, что-то из этой области.

 

Слава Мне уже 42 года и у меня просто очень богатый опыт.

Сергей Для меня очень важно, что Слава столяр, по образованию он реставратор. Славе ставят задачу, и он ее решает. Нет такого, что сейчас вы заплатите за дизайн, а потом за само пространство. Слава, к тому же, не последний человек в современном искусстве, он работает с современными художниками и воплощает их замыслы. У Славы есть даже в Лувре проект.

Слава Мы делали для художника большую инсталляцию, где много лестниц по одной стене. Еще одна интересная скульптура стоит в музее Москвы. Также в Гааге есть музей современного искусства, там были дни Голландии и мы делали большие объекты.

Сергей Еще важно, что Слава учит, и у него есть успешные ученики. Для нас очень важен момент передачи мастерства, в  России же сильная столярная школа. На определенном поколении, как например, от моего отца ко мне, не передалось мастерство. И мы смотрим на мастерство через ремесло, на ремесло - через подражание мастеру. Эффект обучения наблюдается, когда ты работаешь вместе с мастером, подражаешь ему, где-то через два года ты получаешь полную передачу мастерства.

Слава У меня сейчас ученик преподает в Британке (Британская высшая школа дизайна). Преподает столярное мастерство.

Сергей Это была интересная история, когда человек ушел из рекламного агентства два года отучился у Славы и сейчас преподает столярное мастерство.

К Слава, с чего все началось, откуда появилось стремление заниматься этим направлением? С детства, от папы?

Слава Нет, я попал в четвертом классе в кружок резьбы по дереву, потом мы переехали и я долго не занимался. После того, как я закончил школу, я понял, что мне интересна работа с деревом. Как раз в этот год открылись курсы по реставрации – это был 1989 год. В какой-то момент ушел от этого, занимался одеждой и в 1998 году вернулся и полностью погрузился с столярное мастерство. В 2006 году открыл собственную мастерскую и начал столярное дело.

 

К Давайте вернемся к истории создания этого проекта, у вас появился инвестор - компания Bosh.

Сергей Интересно, что компания оказался партнером, так как они не требуют никаких KPI. Очень глубоко в проекте. Это некоммерческий проект.

К При этом Bosh финансирует его, он в бюджете на несколько лет.

Сергей Да, мы вот только защитили бюджет.  Наша цель на следующий год сформулирована как «DIY везде». Наша задача - показать как DIY работает в разных пространствах и сообществах. Мы сейчас готовим большую программу, у нас задача провести коллаборации с дворовым сообществом, с театральным сообществом, со школами. Есть очень важный момент. У нас есть онлайн-ресурс, где мы сначала размещаем красивые картинки, потом появляется инструкция, чтобы человек мог сделать такой предмет сам. Соответственно инструкции – это самое важное для нас.  И эту мастерскую стоит воспринимать как некую продакшн-студию. Все, что здесь делается, превращается в инструкции. Мне интересен этот проект, так как я занимаюсь тактической урбанистикой.

 

К Что значит тактическая урбанистика?

Сергей Это значит, что есть проблематика, например, нам нужны более узкие улицы. Нам нужны другие дворы. Сейчас что-то происходит сверху, но это должно происходить снизу, люди должны чувствовать что они что-то сделали. Даже когда планируется двор, во всех продвинутых странах есть техника партисипации, когда происходят ворк-шопы с жителями, потом появляются прототипы, они строятся, тестируются. Вот Нью-Йорк вообще весь на прототипах живет. У них нет денег на постоянное, они из дерева и картона городят какие-то пространства, тестируют их вместе с жителями, потом постоянное возводят. Тактическая урбанистика – это когда методами временной архитектуры и дизайна делаются какие-то решения, которые привлекают внимание к проблеме и потом это используется как прототип. В нашем случае мы хотим создавать инструкции и того как, например, сделать гараж-сейл, гаражную распродажу в своем дворе, как позвать всех жильцов, как сделать детскую зону, как всем вместе покрасить забор.  Туда будут входить инструкции, как сколотить столы, макеты рекламных объявлений и так далее. Со школами мы хотим делать проекты работы детей с родителями и командой школы.

К Если посмотреть на рынок есть еще кто-то кроме вас кто развивает DIY-движение?

Слава Есть очень похожие проекты, сдаются общественные мастерские. Есть пространства, которые занимаются мастер-классами. Мы немного дальше, просто сдавать мастерскую не очень интересно.  Для меня важно, чтобы люди сняли напряжение и страх, не боялись как-то себя проявить, открыть свою творческую жилку.

К Еще, как мне кажется, у вас есть хорошая аудитория – бизнесмены, офисные сотрудники. Есть проблема, что они создают виртуальный продукт из-за этого испытывают дикий стресс, когда ты делаешь что-то своими руками, у тебя есть готовый продукт, то ты снимаешь многие стрессы.

Сергей Мы сейчас делали аналитику по запросам в Яндексе и есть такой интересный пример, что по запросу «курсы» и «своими руками фанера» появился большой всплекс  в момент появления запросов «Крым наш». Мы начали заниматься проектом в кризис и многие думают, что это потому что люди сейчас кинутся делать мебель своими руками, совсем нет. Просто в кризис, когда мир вокруг рушится, это хороший способ сохранить себя. Это некая простройка себя, созидание.

К А с точки зрения стоимости, даже если ты делаешь полку сам, покупаешь к ней уголки, то хорошие уголки стоят дорого. Если посчитать себестоимость получится достаточно недешево.

Слава Я подхожу по-другому к этому не с точки зрения оценки объекта, который получается, а с точки зрения, что человек в себя еще вкладывает, получая опыт и навыки он становится мастером. Для меня это большая цель, чем заработать на этом.

К А что от вас все-таки Bosh ждет, есть у них измеримая цель?

Слава Сделать DIY движение, чтобы оно было живое. Не знаю на сколько они это продумали, но  это очень круто открыть пространство где работают их инструментом.

К Думаю, что, конечно, продумали, они давно маркетингом занимаются.

Сергей Очень важно, что при помощи такой работы мы очень много людей активируем, они держат в руках инструмент. Собираем всю информацию в CRM-базу, чтобы понимать профиль людей. На этот год мы планируем много коллабораций, особенно с институтами Британка, Высшая школа экономики- факультет дизайна.

 

К Ну и последний вопрос. Сергей, какая мотивация у тебя это делать?

Сергей Деньги платят. Также у проекта очень правильный баланс и очень хорошо ставятся цели. Еще проект содержит все то, что я люблю делать.

Тут есть две составляющие - социальный маркетинг и эктив-рисерч. Пока Bosh это воспринимает, для меня это проект мечты.

 

К Мы не поговорили об этом, но тренд что-то делать руками сейчас витает в воздухе. Как аромат кофе, когда ты его чувствуешь и тебе хочется выпить именно кофе.

Слава Сейчас традиция кружков опять восстанавливается.

Сергей Есть несколько важных вещей. Первая, что в нашей стране ручного труда не то чтобы боятся, это не статусно. Было умопомрачение, когда появились деньги и люди ничего не хотели делать руками. Была даже такая мечта - завтракать в ресторане. Во всем мире что-то делать своими руками статусно и круто, а у нас что-то прервалось, что-то случилось. И сейчас приходит вторая волна ценностей и ответственного использования ресурсов.

К Многие действительно начинают создавать вещи сами, своими руками и с большим удовольствием.

Тренд что-то делать самому, руками ( DIY), сейчас витает в воздухе. Но это не просто тренд – это важная социально-культурная потребность. Источник развития и большого удовольствия с небольшими затратами. Способ передать мастерство и сохранить себя, а еще развить и выразить ту самую творческую жилку, которая есть в каждом из нас.  

 

                                                                                                  Катя Малышева