Все записи
МОЙ ВЫБОР 17:59  /  25.12.16

15108просмотров

ТРАГЕДИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗДОРА

+T -
Поделиться:

Вы замечали, что каждая трагедия национального масштаба, будь то катастрофа, теракт или массовое отравление – всё это всегда имеет для нас в России некие «степени трагичности». В одном случае нужно «убиться горем», а в другом «особо и не жалко». Тут вот «невосполнимая потеря», а здесь «они сами на это пошли».

И с причинами и виновными почти тоже самое. От «вселенского заговора» до «ошибки простого смертного». Разброс идет в любую сторону. Сотни версий и сотни вариантов последстведствий. Одних нужно «сжечь», а вторых «распять». А можно и всех сразу. Чтобы уж точно «никогда не повторилось».

Для нас, как это не печально признавать, уже традиция, что любая трагедия становится поводом для национального раздора. Лакмусовой бумажкой, по которой мы определяем принадлежность к определенной части нашего общества. «За этих» ты или «за тех». А может просто «богатенький» и тебе пофиг до проблем «простых людей». И, вообще, может ты и не «православный» вовсе. Но даже, если ты и сказал что-то сочувственное, то, опять же, «попиариться на костях» или «от чистого сердца». Да и когда «все подряд» сочувствуют, то это: «национальное единение» или «стадное чувство». Где грань между «пошлостью» и «искренностью»?

Не важно, падает самолет или взрывается в воздухе, дети погибают в холодном озере или покачивают жизнь самоубийством, происходит жуткая автокатастрофа или массовое убийство – мы всегда реагируем на это одинаково. Мы в замешательстве.

Все мы. Те, кто с выступают с громогласными обвинениями и готовы сразу же без разбора «вздернуть на виллы» всех сопричастных или те, кто требует подождать с выводами, а пока спокойно почтить память погибших. Те, кто выставляют на показ свою скорбь, сменяя одну аватарку со свечой за другой или те, кто смиренно бредут в храм и ставят за упокой погибших настоящую свечку, о которой будет знать только Господь и ты сам.

Не важно. Это всечеловеческое чувство: не знать, как справиться с трагедией. Чувствовать неуверенность в том, что ты чувствуешь. И дело тут совсем не в том, что все мы жители постсоветской эпохи «лебединого озера» и у нас в крови не доверять «официальным версиям».

«Они там что-то скрывают». «На самом деле, все было совсем не так». Эта паранойя, действительно, глубоко засела в каждого из нас. Но еще глубже в каждом из нас сидит другая материя – современность. Эпоха холодного безразличия, которую мы проживаем каждый день.

Все это замешательство, весь этот раздор – это потому, что в современном мире больше нет единого высшего идеала. Высших ценностей, понятных каждому из нас. Мы теперь все разные. У нас разные веры, разные профессии, разные политические взгляды. Мы живем среди людей разных национальностей и разных рас. Мы следуем разным жизненным ориентирам и руководствуемся разными личными амбициями. Это новая норма – жить в разобщенном обществе.

Нет единого Бога, который бы решил за нас «как относиться к этой утрате». Одним их Бог говорит одно, вторым другое, а третьи и вовсе не верят в него и списывают все на «хаос прогресса». Нет и единого мировоззрения. Для одних главное – это честь и достоинство военного мундира, а для вторых идеалы гуманизма и благотворительности. Кто-то верит в семью, а кто-то живет «сам по себе». Один врач, а второй священник. Один политик, а второй журналист. Один продавец, а другой покупатель.

Это наш мир за окном. Не на бумаге популистских лозунгов или архаичных догматов, а в реальной жизни. В пробке на выезде из МЕГА-ИКЕА. В ней, по вашему, есть высшие идеалы и смыслы?

Нет, мы теперь берем их «напрокат». Когда надо мы «патриоты» и с пеной у рта отстаиваем интересы своей страны. Которые, впрочем, у нас тоже теперь у всех разные: от имперских замашек до либеральных белых лент. По праздникам или когда «прихватит сердце» – мы все сразу «верующие». По выходным мы благотворители-гуманисты, для которых нет выше ценности, чем жизнь больного ребенка, за спасение которой мы отчаянно шлем одну смс-ку за другой.

В общем и целом, получается, что мы те самые сборные люди из пробки на выезде из ИКЕИ, для которых любые высшие идеалы – это фрагментарное понятие, как и набор подарков в багажнике. Сегодня это, а завтра другое. А через год выдумают что-то еще, и мы накупим, простите поверим, в уже это.

Так и живем. Одно за другим. Туда-сюда.

Но национальные трагедии в современную цифровую эру, где новости скатываются на тебя словно снежные лавины, заставляют сделать обязательный выбор. Вынести свое мнение и выразить его. Занять одну из сторон.

И поэтому, получается конфликт. Атеист не понимает почему все молятся за упоение душ и желают лучшей жизни на небесах. Пацифист не понимает покой черт мы ввязались в эти войны. И так далее. То самое, народное: «каждый видит это со своей колокольни».

И вроде – это уже нормально. Каждый сам по себе и это всех устраивает. Почему же тогда столько агрессии? Столько ненависти по отношению к друг к другу. Особенно в те минуты, когда мы должны быть едины в скорби? Почему вновь и вновь разобщение? 

Как это не парадоксально звучит, но мы разобщаемся потому, что ходим единения. Мы хотим, чтобы все было понятно, но внутри нас только неуверенность и замешательство.  Есть Бог или нет? Есть высшие идеалы свободы или все мы «марионетки». Где черта между цинизмом и личными приоритетами. Как закупаться в ИКЕИ, если где-то от голода умирают дети?

Мы хотим во что-то верить и быть уверенным в этом. Чувствовать одназначную поддержку в своих убеждениях, а не постоянные аргументы либо «за», либо «против». Сегодня важно «одно», а завтра «другое».

Мы хотим, чтобы нам было понятно "как нам жить". Рассчитывать на что-то большее, чем свои собственные силы. Садиться в самолет и знать, что ты выживешь. Ставить галочку напротив кандидата в президенты и знать, что это поможет быть счастливей.

Но этого нет и не будет. Тут либо ИКЕЯ, либо высшие идеалы. Либо мы все живем в мире, где каждый может реализовывать себя как хочет, либо нас всех «причесывают под одну гребенку». Либо мы «мультикультурные», либо «патриоты-националисты».

Все чему мы можем научиться – это перестать бояться этого чувства замешательства. Научиться видеть в нем эволюцию, а не упадок высшей морали. Да, у нас теперь нет идеалов, но поиски высших идеалов уже приводили человечество к фашизму и тоталитаризму. Давайте попробуем жить без четких рамок. Каждый раз отвечать на новые вызовы, а не замыкаться в старых формах. Давайте человечество поверит в то, что оно способно, пусть не к идеальному миру, но к миру, который будет лучше, чем вчера.

Меньше трагедий. Меньше болезней. Меньше войн. Не везде любовь и цветочки, а просто меньше боли и меньше страданий. На один пункт меньше, чем вчера и всё. Уже победа. Общая. Всех нас. Врачей, священников, инженеров, продавцов, политиков, журналистов. Черных, красных, белых, желтых. Традиционных и нетрадиционных.

И вот если так, то тогда у нас появляется шанс перестать ненавидеть друг друга в минуты, когда нам больно и страшно. Прятаться от этих чувств в агрессию и поиск виноватых. Мы можем научиться принимать, что все мы разные и этим едины.

Кто-то со свечой на аватарке, а кто-то со свечой в храме. Кто-то про себя, а кто-то на разрыв аорты. Кто-то посреди праздничного ужина, а кто-то посреди поста.

Нет ни-ка-кой разницы.

Это последняя ценность, которая у нас осталось. Ценить друг друга просто потому, что все мы люди и мы еще живы, в отличии от тех, кто сегодня погиб.  

Комментировать Всего 1 комментарий
Для нас, как это не печально признавать, уже традиция, что любая трагедия становится поводом для национального раздора.

Я и в этом виню Нашего Дорогого.

Аргумент: когда он в последний раз "победил на выборах", то поздравил "своих единомышленников" с "победой над ними" - и эти "они" - не "коварный госдеп", но - такие же россияне, но не поддерживавшие Путина...

В мировой практике подобные речи говорятся нечасто.