Все записи
11:56  /  27.03.17

11342просмотра

Почему я не был на Тверской

+T -
Поделиться:

Я это говорил и во времена Болотной, и с тех времен ничего не изменилось. Есть фактор «единения против». Это несложная штука. Говоришь – «вот это плохо» - и все вокруг подкрикивают (автозамена предлагает «подкрякивают»): «Да-да. Мы тоже против».

Вывести хоть миллион человек на улицу с лозунгом: «Власть – говнище!» - это пустое. Потому что это единение временное. Весь этот миллион людей, которые «против» чего-то или кого-то, он очень по-разному относится к тому, что может быть «за». Т.е. сейчас легко быть против Кремля, но, когда нужно будет формировать какую-то конкретную повестку «за»: все разосруться и разъединяться. Это мы уже проходили.

Хотя вчера, вроде как, было «за» борьбу с коррупцией. Но это не «за» конкретные вещи, а «против» существующего порядка вещей. Ну и еще немного идеализации: «за» полное искоренение коррупции. «За» такой утопичный мирок, в котором люди, наделенные властью, ничего не воруют и все такие ангелочки.

Вопрос коррупции – это вопрос контроля. Как с глобальным потеплением. Мы не можем его избежать – мы можем пытаться его контролировать и адаптироваться к изменениям. Также и с коррупцией: инструменты контроля+адаптация к реалиям. Это мое личное видение, никому его не навязываю. Если кто-то считает, что коррупцию можно победить – окей, в добрый путь! Могу подарить книжку «Дон Кихот», чтобы было, что почитать в этом нелегком пути.

Вчера же, на Тверской был репрезентирован метод борьбы с коррупцией «по-Навальному». Жесткий, резкий, тотальный, хамский и так далее. Про хамский, согласен, вопрос личной эстетики. Но вот у меня так. Человек, который пытается задвинуть серьезные темы, но по фону продвигает хэштег #жалкий по отношению к премьер-министру или президенту – это не мое. Хотя, серьезная часть, местами адекватна. Проблема лишь в том, что вся адекватная часть уже используется. Борьба с коррупцией – это то, что сейчас происходит в нашей стране при действующей власти.

Но «по-Навальному» ­– нужен тотальный контроль. Не избирательная модель, где, условная олигархия, обладает основной частью ресурсов и распределяет их между собой и обществом, а что-то ближе к «модели всеобщего благосостояния». Где все ресурсы изначально распределяются между всем обществом, а власть – представляет собой некий функционал по обеспечению «всеобщего благосостояния». Т.е. политики – это не олигархи, который владеют многим и распределяют это «многое» на общество, а общество владеет всем и внутри себя уже распределяет ресурсы.

Классная модель. Супир! Серьезно. Я бы хотел при такой жить.

Интересно только, а как она будет восприниматься обществом, которое 70 лет строило коммунизм? Наверное, все сразу верно поймут, что «всеобщее благосостояние» - это своеобразный набор возможностей. Отправная точка, из которой следует обязательное развитие и «отдача». Никто же не будет воспринимать «всеобщее благосостояние» как социальное равенство, да? Требовать там социальных гарантий, не подкрепленных собственным развитием. Все сразу будут понимать, что чем лучше мы живем, тем больше нам нужно работать и отдавать обществу в ответ. Ведь, это не я такой успешный и богатый, а это «общество всеобщего блага» позволило мне стать таким. И я должен теперь трудиться и помогать всем людям в ответ! Индивидуальная социальная ответственность – это же то, что воспитывалось в нашем обществе поколениями!!!

Улавливаете, да, к чему я клоню?

Поэтому, камон, давайте уже начнем отталкиваться от того, в чем мы живем. От того общества и его культурно-исторического наследия, которое у нас есть. Просто вся повестка либеральной общественной мысли базируется на феномене «демократизации 90х». Что вот «там была свобода» и вот её нужно вернуть. Но либеральные ценности и свободы с ними связанные – это узкий феномен для нашего общества. Он точно есть и имеет определенную поддержку у населения, имеет даже некоторый исторический опыт и преемственность, но куда сильнее в нашем обществе представленны другие факторы. И когда, условный Навальный или кто-то еще, начинает выкашивать эти иные факторы, репрезентируя исключительно либеральную позицию – это выглядит пустым.

Либеральная оппозиционная повестка должна строиться не на противостоянии с властью, не на противопоставлении «за» и «против», а на взаимодействии. С властью, друг с другом и так далее. Ключевой вопрос для либерала в 2017 году: «Каким образом можно внедрить в общество те ценности, за которые мы выступаем?». Как адаптировать их под то общество, которое сложилось у нас исторически?

Пока я вижу только «копи-паст». Взял какую-то более менее традиционную для запада либеральную идею: «Все меньшинства должны иметь равные права» и вставляешь её в наше общество. Или там совсем традиционная западная ценность «свобода и независимость СМИ»: ctrl+c – ctrl+v. И всё. 

А когда начинаются проблемы с адаптацией, то начинаешь сливать тех, кто «ничего не понимает». Мужик из региона, который против того, чтобы его дочка ходила в садик и видела там гей-пару, забирающую оттуда своего ребенка – вот этот мужчина: серый, мудак, ватник, невежда, хам, урод и т.п. Ведь это же традиционные для нас ценности, что геи – равноправная часть нашего общества. Поэтому этот мужик из региона ведет себя, как дебил. Он же не вырос в милитаристическом обществе, он не вырос при коммунизме и так далее. Он должен был за пару лет в 90х все сразу понять, осознать, впитать и выйти весь такой просветленный-либеральный.

У нас либеральные ценности очень незначительно представлены, скажем так, в сегменте рузоны. Почти все их носители – это же жители .com зоны, if you know what I mean. Еще меньше ценностей, которые являются адаптированными для нашего общества. Поэтому, тут для либерала работы на два поколения вперед. Такая хорошая, крепкая созидательная работа. Тут и творчество, и наука, и искусство, и общественная деятельность. Занимайся сколько угодно. Как не отрицать советский опыт, а адаптировать его в «двадцатые»? Как не отрицать запрос на «традиционность», а найти в этом фундамент для прогресса?

Но нет, слишком сложные задачи. Лучше на митингах покричать и попостить фоточки: «полиция – зверье!».

Я вот очень правых взглядов. Грубо говоря, я республиканец, в американской системе координат. Но я считаю себя адекватным государственником. С open-mind. И я готов принять конкурирующую либеральную повестку, работать с ней и взаимодействовать. Но пока в РФ она позиционирует себя как взаимоисключающая. Либо она, либо ничего.

Хочется же иного. Меньше протеста, который только усугубляет разобщенность, а больше шагов навстречу. За это я бы вышел на Тверскую. За то, чтобы прогуляться всем вместе. Тем, кто поддерживает власть и тем, кто не голосовал за неё. Тем, кто придерживается либеральных ценностей и демократических, консервативных и традиционных и так далее. Марш «разных людей» - это было бы круто. И не скандировать, а поговорить. И не стебаться, а размышлять.