Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:24  /  13.07.17

2745просмотров

КОНЕЦ ОЧЕРЕДИ или ОТМОЩЕННЫЕ НА ВСЮ ГОЛОВУ

+T -
Поделиться:

Всё. Нет больше очереди к мощам.

Москва может вздохнуть спокойно. Ну, или выдохнуть. Ведь для многих это был жуткий напряг. Столько «православных на всю голову» в одном месте. Так еще и ради них перекрывали улицы и набережные. Так еще и в СМИ каждая третья новость про эту очередь. И в лентах Фейсбука все обсуждения о них.

Страна полоумных идиотов. Зомбированные. Отсталые. Средневековые мракобесы. Это только малая, печатная, часть эпитетов, которыми наградила московская общественность два миллиона паломников, поклонившихся мощам Николая Чудотворца.

Для Москвы очередь стала неким аттракционом. Фоточки, селфи, видосики. Поржать над бабками в платках, которые часами стоят на холоде, ветре и дожде. Норм, чё? Бога же нет, а все, кто в него верит придурки! Ну, или может там кто-то или что-то и есть, но уж точно ради этого не нужно стоять по десять часов под палящим солнцем. Лучше полежать на травке Музеона на другом берегу Москвы-реки. Или затусить в Gipsy на Болотоном. А весь этот хайп вокруг мощей оставить для серой массы.

Так ведь всё у нас было, да?

И вот, если прогрессивная общественность задается вопросом: почему в последние годы появился тренд «религия против всех»? То, вот он ответ. Столь агрессивная попытка высмеять, унизить, очертить вокруг верующих кружок темных и непросвещенных, раздать им ярлыки и разделить общество на «правильных и неправильных» – это главные причины, почему Православие набирает обороты. Каждый комментарий о том, что в очереди стоят «полоумные идиоты», заставляет православный мир сплотиться. Задуматься о том, что их сообществу что-то угрожает. А затем и нанести ответный удар.

В этом изначальный смысл любой религии – защищать определенное сообщество. От магизма и многобожия до христианства и ислама. Ничего не изменилось. Вся внутренняя структура религиозных сообществ заточена на то, чтобы моментально смыкать ряды верующих и консолидировать силы для борьбы с внешним вмешательством. Поэтому, если вам так не нравится местами агрессивная политика со стороны РПЦ, то лучший способ сделать её менее раздражающей ваши просвещенные головы – это забить на всех верующих. Дать им право заниматься тем, чем они там занимаются. Покупать свечки, устраивать очереди, целовать бессмысленные на ваш взгляд артефакты, выигрывать проекты «Голос». Обязательного крещения в православие у нас нет. Какую веру хочешь исповедовать, ту и исповедуй. Не надо забывать, что людей на планете много и все разные. Вот, так получилось, что среди них есть и православные тоже. И они уже с десяток веков обитают на Русской равнине.

Поэтому, let it go.

Но я бы хотел сейчас поговорить даже не об этом. Не о религии, как части государства и общества. А о вере, как о личном переживании. Ведь именно этот опыт личного переживания подвигает людей стоять по 10 часов в очередях. Не мистическая вера в божественное вмешательство, не трепетное преклонение перед чудотворной святыней. Нет. В очереди стоят не за этим.

Частицы мощей Николай Чудотворца есть в десятках храмах Москвы и его левое ребро из далекого и чуждого нам итальянского Бари не имеет какой-то особой святости. В очереди к мощам стояли не ради мощей, а ради самого акта преклонения. Ради этих пяти, шести, семи, десяти часов размышлений о том, зачем ты стоишь на этой жаре, и что ты хочешь попросить у Святого Николая.

Это очередь помогала сформулировать и упорядочить тот мир, в котором ты живешь. Вспомнить тех людей, за которых ты хочешь помолиться. Помянуть ушедших из твоей жизни. 

Да, было и будет упования на «кого-то или что-то», кто неведомым образом может разрешить наши проблемы. У кого можно попросить заступничества или исцеления. Но не стоит думать, что этот недоказуемый мистицизм – это главное. В очереди стояли такие же люди, как и все остальные в Москве, в России, в Европе, в мире. Люди, у которых возникают сомнения. Люди, которые ищут ответов. Вера и православие – это их способ заслонить ту дыру из неопределенностей, которая есть в каждом из нас.

Не нужно проводить черту между верующими и неверующими. Православными и католиками. Евреями и мусульманами. Буддистами и атеистами. Есть культурная обособленность, но не общечеловеческая. У всех нас в равной степени болеют близкие, и мы не всегда знаем, как им помочь. Всем нам в равной степени тяжело справляться с личными потрясениями и неудачами. Все мы хотим найти точку опоры и покоя. Вот для кого-то выход из всего этого – это поклон перед артефактом с мощами, а для кого-то сеанс психотерапевта. Для кого-то вечер с подругами, а для кого-то месяц поста и хадж в Мекку. Кто-то медитирует, а кто-то изучает геном.

И это очень хорошо чувствуется там в очереди к мощам. Ты стоишь посреди мегаполиса. Рядом с тобой паломники со всей страны. Разные люди. Разных рас, разных этносов. Взрослые, дети. Мимо тебя проезжают машины, везущие богатых и не очень. Чиновников, рабочих, музыкантов, офисных клерков. Вокруг тебя православные храмы, современные офисы, гигант Петр, модная «Стрелка». Маленькая девочка держит в руках иконку Николая Чудотворца, а на противоположном берегу реки на здании Третьяковской Галереи, появляется инсталляция «Черного Квадрата» Малевича. Слышен колокольный звон. Непонятная речь рабочих, укладывающих плитку. Новый хит Ольги Бузовой из проплывающего по реке катера. Рок-концерт в Музеоне и техно-вечеринка в Gipsy.

Под вечер кто-то разоткровенничался и рассказал о том, что он потерял близкого и ему сейчас тяжело. А кто-то поделился тем, что он нашел новую работу и стоит помолиться, чтобы все сложилось успешно. Прямо перед тобой стоит беременная женщина и гладит живот. Ей все предлагают пройти вперед, а она мотает головой и отвечает: «Я постою. Всё нормально». На эту женщину смотрит молодая пара, которая не может два года зачать ребенка.

Люди, ребят, там стоят. И вокруг тоже люди. Не надо это забывать.