Все записи
МОЙ ВЫБОР 13:25  /  8.09.17

1175просмотров

МОСКВА ПОЗИТИВНАЯ

+T -
Поделиться:

Все вокруг критикуют Москву. Прям ненавидят этот город. Пешеходы, автомобилисты, жители центра, жители спальных районов. Все. Москву ненавидят в метро и в парках. Её ругают на верандах кафешек и в «фейсбуках». Это постоянное недовольство городом – отличительная черта москвичей. Их всегда все не устраивает.

Они либо ностальгируют по какому-то там городу, который никто кроме них не видел. Либо ругают любую новостройку за её архитектурное убожество, потому что сами видимо эстеты и носители высшего вкуса. Либо начинают петь песню про распилы и откаты. Это константа. Я живу в Москве от позднего Лужкова до МОСКВА870 и тут всегда так.

Стоит перекрыть одну полосу – у водителей начинается истерика. Стоит начать глобальную перестройку развязки где-нибудь на Ленинградке – вой просто бесконечный. Реконструкции в рамках проекта «Моя улица» – это отдельная высота недовольства. Такое ощущение, что москвичей лично после работы заставляли копать, прокладывать трубы, класть плитку.

Мне это всегда казалось странным. Таким проявлением невоспитанности и снобства. Избалованности. Яркий пример произошел совсем не давно. Я живу на Сухаревской, тут рядом Олимпийский и Соборная мечеть. И по случаю Курбан-Байрам вечером перекрыли пару улиц рядом с мечетью, ограничив проезд и частично проход. На Яндекс-картах творилась что-то невероятное. Сотни жутких комментариев. Мат. Обвинения. Ругань. «Из-за этих тварей, все перекрывают». «Почему из-за баранов я должен стоять в пробке». «И так вся Москва, как после войны, а тут еще это!»

Один вечер! Перекрыты пара улиц! Не пробка, а красненький поток на 6-7 баллов. И все равно столько вони. Вот, что заставляет человека написать «твари» по отношению ко всем вокруг, когда движение ограничили всего на один день, из которых он лично застал десять-пятнадцать минут? Как же надо быть недовольным остальными минутами своей жизни, чтобы уместить всю агрессию в этот малозначительный для любого нормального человека эпизод.

Ссори, если кого-то обижу, но я думаю, что москвичи недовольны не городом, а самими собой в этом городе. Они как избалованные невоспитанные подростки ждут, когда что-то внешнее начнет влиять на их жизни и сделает за них всю работу. Они не хотят адаптироваться и на отрез отказываются мыслить категориями сожительства. Компромиссов, а не требований.

Классика – это автомобильный коллапс. Любой адекватный человек понимает, что проблема пробок в Москве – это проблема количества автомобилей, которые каждый день выезжают на дороги Москвы. Проблема парковок – это проблема количества автомобилей, которым нужна парковка. Машин стало слишком много! Big city life. Сколько дорог не строй, сколько парковок не делай – они все будут заняты.

Москва – это мегаполис с десятками миллионов активных жителей. А миллионы автомобилей на дорогах мегаполиса – это автомобильный коллапс по определению. Его нельзя разрешить даже если снести все дома, парки и сделать из Москвы один большой автодром! Город все равно встанет в пробке. Единственный вариант: начать осознавать, что автомобиль в огромном мегаполисе — это блажь и для того, чтобы нам тут было чем дышать и куда ходить, нам всем (миллионам жителей) нужно пересаживаться на такси, сокращать количество поездок, развивать общественный транспорт и так далее.

Но так никто не думает. Все относятся к Москве, как к какой-то деревне в пять улиц. У нас напрочь отсутствует понятие мегаполиса. Сложной огромной махины, в которой как в улее, все жужжит, перемещается и взаимодействует. А Москва ровно такой город. Большой современный мегаполис. Столица большого государства. Его центр и его главный город.

Да, Москва не справляется со статусом милого швейцарского городка. Она не Париж, не Лондон, не Нью-Йорк. Это особенный исключительный город. Древняя столица + полузабытая Москва времен Российской Империи + главный город коммунизма + 90-е + нулевые. Она как шарик, который то надували, то выкачивали из него весь воздух. Её переделывали, а потом забывали о ней. Её облик меняли несколько раз. Прям с кровью вырывая куски и заменяя на новые. Москва – сборный город. Мозаика. Калейдоскоп. В ней все смешалось. Такого нет больше нигде в мире. Это уникальный опыт и уникальное явление.

Но мы так не относимся к ней! Мы безосновательно считаем, что она должна быть для нас понятной и услужливой. Мы мерим её категориями собственного невежества. Как с парковками и сужениями автомобильных дорог. Мы просто не понимаем, что иначе тут не выжить!

То, что сейчас происходит в Москве: её переделки, её попытки найти новые общественные пространства, изменить инфраструктуру, внедрить велодорожки, усилить влияние пассажирского транспорта – это не война против автомобилистов или война против истории города. Это необходимость! Крайняя мера, чтобы найти баланс между постоянно растущим городом и нормальной жизнью в нем.

Широкие тротуары – это не ностальгия по советской эпохе. Такой бред может написать только очень-очень глупый человек. Широкие тротуары – это место, где может уместится много-много людей. В этом их задача. Дать людям возможность нормально передвигаться по городу. В машинах уже не выйдет – это факт. Остается общественный транспорт, велосипеды и на своих двоих. Расширение улиц – это игра на опережение, пока Москве еще не превратилась в один большой перекресток Сибуя. Пробку не из машин, а пробку из потока людей.

Это вот реальность, а не какой-то там романтизированный взгляд. Романтику нужно оставить для рекламных плакатов жилищных комплексов, где всегда солнце, все красиво и удобно. Большой мегаполис – это немного другое. Тут как в джунглях – борьба за клочок земли и за возможность выжить.

И вот тут Москва проявляется себя в лучшем свете. В категории «огромный мегаполис» - Москва получает самую позитивную оценку. У нас, например, доступная система общественного транспорта. Дешевая по сравнению с другими мегаполисами мира. Понятная! Карта тройка, с единым тарифом и отсутствием пересадок и доплат – это то, о чем жители, скажем Лондона, могут только мечтать. Еще у нас развиваются парковые зоны. Обновляются спортивные площадки. Мы продвигаемся в 21 век верно расставляя акценты. Больше активностей, больше общественных пространств, больше демократичных зон. Меньше гигантомании и промышленных застроек. Больше структурных объектов. Линия набережных от Сити через площадь Европы, Новодевичий Парк, Воробьевы горы, Лужники, Парк Горького, Музеон, Стрелка, Кремль, Зарядье и дальше вплоть до Коломенского – это уникальная артерия. Которая с каждым годом становится все лучше и доступнее. И такого много. 

Москва ищет себя и свое место в 21 веке. Да, не все шаги работают на 100%. Что-то предстоит менять и усовершенствовать. Но это позитивный момент, что наш главный город задает такой темп для развития. Он не сидит на одном месте, не ждет пока все окончательно застопориться, а двигается вперед. Как показали фидбеки от переделки Садового и т.п. – мы, общество, как раз не самые поворотливые. Нам бы «оставь все как есть». Нам бы «и так сойдет». Зачем что-то менять и делать лучше? Потому, хорошо, что не только «мы» решаем.

С праздником Москва. С 870-летием. Хорошо, что ты такая, какая ты есть.