Все записи
МОЙ ВЫБОР 15:53  /  15.07.19

2901просмотр

Семья 21 века. Концепция динамичной семьи

+T -
Поделиться:

Добрались, наконец.

Мы успели узнать, как на нас влияет патриархальная семья, как формировалась нуклеарная семья, в чем особенность советского наследия и каков был кризис девяностых. И вот, теперь мы в нашем постиндустриальном 2019-ом и перед нами очередной вызов: «Как жить дальше?»

И ответом будет концепция динамичной семьи. В центре этой новой семейной конструкции всегда индивид. Теперь у нас даже не семья для человека, а еще более независимая индивидуалистическая форма, когда устойчивая семейная конструкция вовсе и необязательна для нашего развития. И мы, грубо говоря, потребительски относимся к институтам семьи. Что-то себе возьмём, а от чего-то откажемся навсегда. Захотим что-то уберем или заменим. Захотим трансформируем. Всё как мы сами для себя решим. Мы теперь один на один с этим миром.

Да, это еще немного про то самое одиночество, в котором мы все сейчас живем. Оторванность от общества и семьи, как это любят преподносить. И это вроде как пугающий фактор. Но, если мы присмотримся, то, конечно, это фактор адаптации и эволюции. А значит опять положительный момент. Это прям нужно зазубрить: мы больше не стремимся к чему-то привязываться и строим жизнь, исходя из себя и своих целей, по той причине, что мир стал настолько изменчив и динамичен, что иметь возможность выбора и быстрой перестройки – это очень-очень важно. Мы еще раскроем эту мысль во второй части.

Пока же в центре индивид и в течении жизни он образовывает постоянно меняющиеся и перенастраиваемые семьи.

 

На первой стадии жизни он формирует две большие группы семей, и, поочередно или одновременно, с ними взаимодействует. Начинается все с родительской семьи. С оговоркой, если она формируется. Сиротство – это сразу в социальные институты. Но большинство людей начинают свой путь с родительской семьи и вся первичная индивидуальная настройка идет внутри больших и малых семей. Большая – это наша российская особенность, когда влияние бабушек и всевозможных родственников второго-третьего звеньев до сих пор актуально. Хотя большие мегаполисы, где прежде всего и формируется постиндустриальное общество, там все меньше и меньше влияния бабушек и родственников.

Но главный фактор. Это конечно родительский. Два родителя или один. Варианты с разводом или новой семьей. Все это уместно и все это факторы родительской семьи. Она нас первично формирует. Закладывает в нас основы. Дает нам фундамент, платформу. Направляет наше развитие. И вроде бы всё: это главное и навсегда.

Но мы в 21 веке и у нас индивид все равно в центре, потому что большую часть этих настроек родительской семьи мы можем индивидуально корректировать. Нет больше жесткой конструкцииткак во времена патриархальной зависимости детей от родителей. И даже уровень нуклеарной-индустриальной педагогики, когда детей растили по общим правилам и инструкциям, от этого мы тоже отходим. Выросший в родительской семье индивид – сильно отличается от родителей. Это уже очевидная данность.

Затем в течении жизни идет взаимодействие с социальными институтами, которым родители делегируют воспитание, уход и обучение. И тут оговорка с сиротами, когда социальная опека полностью формирует индивида, если это все произошло еще с малолетства. И, на самом деле, это очень сильное влияние, потому что уже в 20 веке, не говоря уже про нынешнее время, ребенок проводит в этих институтах – от яслей до старшей школы – большую часть своей жизни. И взаимодействует с этими институтами куда больше, чем с родителями.

Иногда выбор жизненных ориентиров, моделей поведения, развитие каких-то черт характера и особенностей – это результат взаимодействия индивида с социальными институтами, а не с родительской семьей. Учитель музыки может определить судьбу своего ученика и направить её по музыкальному руслу, хотя родители видят в своем ребенке юриста. Школьный театральный кружок сформирует те особенности, которые не сформировались, если бы взаимодействие шло только с родительскими семьями: и малыми, и большими.

И при этом, конечно, не на всех стадиях своей жизни индивид рассматривает эти садики, школы, кружки, лагеря как свою семью. Особенно ясли, например.  Но, во-первых, иногда это происходит. И тут идет прямо-таки индивидуальный выбор, что именно человек, пусть еще совсем молодой, хочет ассоциировать с семьей. Это может быть даже какой-нибудь двор, где просто близкие друзья. Или спортивная секция с тренером. Вопрос в том, почему это происходит и какие последствия. Тут все по-разному. От вынужденного ухода от влияния родителей, когда на ребенка оказывается какое-то психологическое давление или иногда даже физическое. Для России проблемы алкоголизации молодых семей и домашнего насилия актуальны, например. Или наоборот позитивный перекос в сторону от родительской семьи, когда родители осознанно расширяют влияние социальных институтов. Это как-раз адекватный современный тренд. На нем мы чуть поглубже остановимся.

Все дело в том, что эта самая требовательность к воспитанию и то, сколько всего нужно вложить в современного ребенка – эти факторы только нарастают и нарастают. Мир все сложней и сложней. Родительство все сложнее и сложнее. Нужно и образовательную, уже даже научную базу вложить в ребенка. И коммуникативные навыки развить. И социализировать максимально. А еще актуальнейшая тема с адекватным подходом к здоровью, к росту ребенка. Этот подход сильно отличен от личного опыта родителей или, тем более, от опыта бабушек и дедушек. Та же медицина и её стандарты 25 лет назад и сейчас – это разные эпохи. И такие апдейты сейчас выходят все быстрее и быстрее.

Получается, что даже, если семья будет заниматься только тем, что станет профессиональными родителями, которые постоянно только и делают, что потребляют всю самую актуальную информацию – они все равно не справятся с тем количеством актуальных данных для развития индивида в 21 веке.

Но самое важное, что это центрирование и зацикленность на ребенке не может экономически и социально, а зачастую и психологически, развивать самих родителей. Постоянно отдавать многое в ребенка, не получая ничего взамен – это в условиях жестокой экономической и социальной конкуренции не самая выгодная модель. И очень часто приводит к проблемам в семье. И даже психологически полное погружение в ребенка может являться одной из форм эскапизма от каких-то внешних проблем, которые никуда не денутся, а будут только усугубляться, и затем ударят по ребенку и семье.

Получается, что наиболее действенной и адекватной моделью: как заложить в ребенка современное развитие, минимизировать риски со здоровьем, создать прочный образовательный фундамент, при этом всем не потерять свою индивидуалистическую настройку, своё развитие, карьеру, личные интересы, свое здоровье – это делегировать воспитание и развитие узкопрофессиональным специалистам. Или группам таких специалистов.

Чтобы здоровьем занимались врачи и ученые. А не бабушкин опыт, если она не профессор биофака, конечно. Обучением – профессиональные институты и кафедры. Начиная с садика уже есть профессиональные обучающие программы. И так далее. Спортом, безопасностью, взаимодействием с финансами – везде есть свои профессиональные институты.

Опять же, это нужно запомнить – именно такой подход с делегированием крайне эффективен. Прочно стоящий на ногах, развивающийся родитель, здоровый и активный – это самое важное для ребенка. Именно индивидуальная эффективность родителя, которая в нуклеарном понимании даже граничит с отрешенность, служит налучшим фундаментом для развития ребенка.

Это не просто принять, согласен. Но у нас, например, экономика кризисная и это одна из особенностей рыночной экономики. Её составляющая. Рост сменяется кризисом. Другого не дано. Социальная структура также неустойчивая. И в России особенно, но и везде. Профессиональный рост крайне зависим от профессионального развития. Рынок труда динамичен и актуальные профессии 10 лет назад еще через 10 лет уже низкооплачиваемые. И чтобы зарабатывать больше и больше, или хотя бы не терять доход для поддержания адекватного уровня жизни семьи и детей, чтобы защитить их от этих кризисов – нужно постоянно вкладываться в себя. В родителя, а не в ребенка. В того кто ответственен за рост доходов, а не тот, кто находится в статусе иждивенца. 

Тут нуклеарность, с её центрированием на ребенке, трещит по швам. Ребенок, семья – это очень важно, но индивид – важнее. Эту модель надо закладывать и в ребенке, и поддерживать в себе. Тогда эффективность идет для обоих поколений. Для обоих личностей.

В этом моменте актуализируется наша динамичность семьи. Индивид, который в центре, формирует все и сразу. И с родительскими семьями, и с социальными институтами.  Эта очень крутая эволюционная модель, потому что какой-то один устоявшийся тип семейных отношений не может отвечать всем вызовам современного мира. И человек должен иметь возможность индивидуальной настройки того, с чем ему дальше жить.

Ведь со временем, так или иначе, формируется первая индивидуальная форма семейных отношений, когда происходит переход от родительской семьи к самостоятельной. Есть даже физиологическая зависимость: наш мозг, наша ассоциативная лобная кора, должны заработать так, что мы из формы подчинения и обучения перейдем к форме принятия самостоятельных решений. Там в лобной коре это так и называется: «центр воли и инициативы». Сложный момент для родителей, когда еще вчера послушный ребенок, которым было возможно манипулировать и хоть как-то руководить, вдруг начинает сам что-то решать.

И сейчас эта стадия только молодеет и уже с 13-14 лет дети начинают всерьез определять свою дальнейшую судьбу. Не физиологически, конечно, а по возможностям, которые современный мир предоставляет подросткам. И бояться этого не стоит, а наоборот, стоит радоваться. Бояться не нужно потому что современный мир достаточно прогрессивен и уже в 13-14 лет подросток получает достаточно информации. А главное даже, что его вовлечение в какие-то процессы, если ему они интересны и он уделяет им много внимания и времени, они его очень быстро натаскивают. И все это делает даже из совсем юных ребят таких специалистов начальной фазы.

Все эти 15-летние ютуберы, блогеры, геймеры, активисты, иногда и научные специалисты, и финансисты – это всё не какой-то прикол. Это адекватный тренд. Среда, в которой можно обучаться, и которую можно преобразовывать своим обучением, она открытая и доступная. И нужно просто этим заниматься, чтобы развиваться. И не важно 15 тебе или 35. Ни один профессор из Гарварда вам с уверенностью не скажет, в каких областях деятельности нужно развиваться здесь и сейчас, чтобы это было актуально через 20 лет. Потому что будет актуально скорее то, что эти самые подростки здесь и сейчас активно начнут продвигать. А этот фактор просчитать практически невозможно.

Еще для родителя важно понимание, что в этой переходной фазе происходит индивидуальная настройка. Самостоятельное обучение. Именно этому индивиду, оторванному от родительской семьи, ему дальше и жить. И важно чтобы он сформировал опыт взаимодействия с внешним миром без участия родительской семьи. У нас больше нет патриархальной цикличности, когда веками одно и тоже. И самой выгодной формой адаптации было копировать опыт родителей, не встраивая в него ничего нового. Сейчас это не работает даже на уровне одного поколения. Даже индустриальная городская жизнь, эта нуклеарная обособленность, она тоже постоянно меняется. И единственный важный опыт, который родитель может дать – это опыт постоянного изучения этой динамичной среды. Не жесткие рамки, а пластичность. Умение адаптироваться за счет постоянного развития. Индивидуального и обособленного.

И последняя фаза, ключевая для всей нашей темы – это «серийная моногамия» как последовательность партнерских отношений. Мы сейчас находимся в той стадии индивидуального выбора, когда мы можем себе позволить выстраивать цепочку партнерских отношений. И мы этим с удовольствием пользуемся. Начиная еще буквально с первых зачатков сексуального поведения в подростковом возрасте, мы формируем краткосрочные или более-менее длительные партнерские союзы.  Не все они про брак и семью, но все они про настройку наших индивидуальных форм брака и семьи. Мы примиряемся. Мы настраиваем, перенастраиваем удобные для нас формы отношений.

Патриархальный вариант: за тебя решили родители – «другому отдана и будешь век ему верна». Нуклеарный выбор в СССР также был ограничен отсутствием разводов и достаточно жестким контролем в начальной фазе выбора. Еще ничего про себя и про другого не знаешь, но уже должен строить отношения на всю жизнь. А сама форма этих отношений – это не индивидуальная настройка, а коллективный свод правил и норм, которым нужно обязательно следовать, иначе порицание.

Сейчас выбирай, что хочешь. Хочешь на всю жизнь. И причем, чтобы не в тягость, не как обязательство с удавкой на шее, а в радость и осознанный выбор. Хочешь от одного к другому? Пожалуйста. Хочешь в раннем возрасте или хочешь попозже? Вперед. Хочешь перекос на социальный статус и карьеру? Хочешь без детей? Да, почему бы нет? И при этом, всегда есть возможность перенастроить, начать все заново, сменить один вариант на другой.

Все решаешь сам. Ты индивид. Ты в центре. Ничто тебя не ограничивает, кроме твоего личного выбора и права другого индивида на этот самый личный выбор. Последнее кстати очень важно.

Я что-то решаю сам и уважаю выбор другого – такая формула. Почему это так важно? Потому, что это позволяет вам обоим оставаться при своем личном выборе. И если есть соотстветсвие, то окей: живем-дружим-образовываем семью, какую нам надо и на сколько нам надо. А есть нет, то расходимся и двигаемся дальше. Но как было индивидуалистическое движение, такое прямолинейное, так оно и осталось. Приблизилась такая же прямая или отдалились, направление личное от этого не меняется. 

А в чем же тут преимущество? Да в том, что любое пресечение этого личного движения, как нам показывает опыт патриархальных настроек, опыт советской семейной политики, опыт западных форм женской дискриминации – это все ведет к невозможности перенастройки. Тебя захлопнули в отношениях и всё. Вы не сошлись с мужчиной или женщиной, у тебя случился кризис с карьерой или там здоровьем и всё. Ты осиротел и всё. Никакой возможности изменить ситуацию у тебя нет. Или начиная еще с формы родительской семьи – ты родился в определенной семье и всё. Ты будешь жить ТОЛЬКО по её законам и не сможешь выбрать что-то сам или сама.

Эта возможно выбора, коррекции и перенастройки – это и есть развитие. Это и есть главное достижение семьи 21 века.

А в следующей части нас ждут заключительные тезисы и главный из них: избавление от необоснованного чувства вины. Как нам перестать винить и осуждать себя за желание быть собой? За желание выйти за пределелы традиционных форм и статусов. Как нам принять это многообразие вариантов семейных отношений. 

До встречи через неделю. Полную видеоверсию этой части можно посмотреть тут.

 

Комментировать Всего 1 комментарий

семья

...тут, если позволите, концепция семьи 22 века.