Все записи
14:03  /  27.08.19

303просмотра

Крест раздора. Чему нас научит конфликт вокруг граффити Покрас Лампаса?

+T -
Поделиться:

Итак, восстановим повестку. Покрас Лампас нарисовал в Екатеринбурге граффити «Суперматический крест». Затем еще в июле его случайно (или не очень) закатали в гудрон. Потом решили, что нужно восстановить. Но тут появились православные активисты, которые затянули, что это все богохульство и ходить по кресту нельзя. Один даже кровью антихристов «индейцев-сатанистов» (с) собрался всю площадь измазать. В итоге, креста не будет, а будет (или нет) что-то другое в схожей стилистике. И это, вроде как, решение художника.

В общем, опять церковь vs светское общество. Давайте разбираться чему нас эта история может научить.  

Мы стали очень радикальные. Прежде всего из-за нашей зависимости от мнений СМИ. Они нас постоянно провоцируют занять «четкую позицию». Выбрать кто прав, а кто виноват. Выбрать кто хороший, а кто плохой. Кресты, крестины, митинги, катастрофы – всегда нужно выбрать сторону конфликта и виноватого. У нас это даже называют громким пафосным определением: «гражданская позиция». Важно отстаивать свои интересы! Защищать права! Защищать свои ценности!

Это, конечно, очень здорово с точки зрения медиасрача и трафика, который он порождает. В этом всем неплохо плавать политикам, заряжая «четкой позицией» своих сторонников. Но это очень некомфортно и непродуктивно для развития общества. Особенно гражданского общества. Потому что эффективная гражданская позиция – это плюрализм мнений, толерантное отношение к разным группам и сообществам всех его членов. Конкурирующая, но уважительная позиция к оппонентам. Эффективно работающее гражданское общество, прогрессивное и современное, не провоцирует агрессию и разобщенность, а напротив формирует дискурс, который сглаживает конфликт.

Есть агрессия? Есть непонимание? Есть разность мнений? Окей, давайте с этим работать! Мы всех уважаем. У каждого есть право высказаться. У каждого есть причины для недовольства. Своя позиция относительно конфликтной темы. Мы это всё понимаем. И исходя из этого понимания, мы сейчас выработаем такую позицию, которая всех-всех успокоит и устроит.

Вот это монолог гражданского общества. В котором и либералы, и демократы, и консерваторы-традиционалисты, и верующие, и атеисты, и так далее. Кто-то считает суперматизм Малевича – бредом, а кто-то новой религией. И все они граждане России, все они люди, все они имеют право полагаться на тот опыт и на тот уровень знаний, которых у них есть. И уже общество, как большой институт, у которого знаний и опыта представлено максимально (то есть широта взглядов от деревенского мальчишки на Урале до бизнес-консультанта из небоскреба Москва-Сити), оно способно формировать консенсус.

В этом его задача. Каждый раз(!), когда возникает какой-то конфликт и недопонимание, запускать такие процессы, которые в итоге приведут к тому, что всех все устроит. Старая добрая демократия.

С ней у нас и проблемы. Мы очень любим себя, свои цели, свои задачи, свои планы на жизнь. Мы с удовольствием требуем, чтобы всё вокруг было именно так, как нам удобно и привычно! А вот учитывать мнения других. Их исторический опыт. Понимать, почему мы вот такие, а они какие-то другие. Как так получилось, что мы сформировались внутри одних ценностей, а другие внутри других. Вот, вся эта суперсложная конструкция – такого нам не надо.

А это фундамент и самое важное. Иначе фашизм. Серьезно. Если мы перестанем формировать диалог с верующими и перестаем уважать их культурные и социальные особенности, то это путь к фашизму. Это антилиберально, это ксенофобно. Это «взгляд сверху вниз». Это путь к господству элит. Не важно либеральные они или какие-то там еще.

Звучит необычно, да? У нас так сложилось, что всё демократическое или либеральное – это сразу светлое и против темных сил зла. На самом деле, это неприятный исторический комплекс и его в 2019-ом можно и нужно в себе изжить. Мы уже долгие годы живем в иной реальности. Хватит с нас проецирования Сталина, коммунизма и тоталитаризма на современность. Это выглядит невежественной страшилкой.

У нас вот Покрас Лампас. Не везде и не во всех формах, но он есть! У нас Малевич в Третьяковской галлереи и все его черные, красные, синие квадраты, кресты, круги. Заходи и смотри. Вдохновляйся. У нас всевозможные мероприятия и инсталляции связанные с авангардом. Утром бежишь вдоль набережной: по правую руку Третьяковка и Малевич с Кандинским, по левую купола Храма Христа Спасителя. А в лоб тебе афтепати на Стрелке в Gipsy – тынц-тынц-тынц. Так и живем уже давно. Все есть и все перемешено.

И если мы демократическое общество, если у нас гражданин и его свободы формируют автономию, то вот она – пробеги мимо одного в сторону другого. Никто тебе не указ: в музей ты поклонятся «Черному квадрату» или в храм православной иконе. И если кто-то не хочет ступать на крест на общественном пространстве, то он имеет на это полное право. Как и кто-то другой, видеть в этом кресте что-то сугубо декоративное и прикольное.

Обе позиции имеют право на сосуществование. Не в радикальных формах, но имеют. Не в формах угроз и унижений, а в форме обозначенного мнения с адекватными доводами. Это называется уровень гражданской культуры – умение обозначить свою позицию, изначально подразумевая, что она будет конфликтовать с позицией других членов общества. Это то, что мы, к сожалению, совсем не формируем друг в друге. Это то, что совсем не формируется в нашем обществе через СМИ. Всем нужен радикальный срач: выбери сторону и набрасывай на противников.

Очень непредусмотрительно быть недовольным тем, что кто-то живет отличной от нас жизнью. Что кто-то не любит и не понимает Малевича. Или наоборот, не любит и не принимает религию. Это то, что будет резонировать внутри, буквально, каждую минуту. Нас окружают разные люди. Разные культуры. Разные расы. Разные убеждения. Разные формы самовыражения. И если мы это не примем как данность, то в  итоге мы только и будем, что стрессовать от того, что все кругом неправильное. Формулировать про себя почему одни плохие, а мы хорошие. А это будет вновь и вновь порождать чувства неудовлетворенности, неуверенности. Это будет перерастать в злобу, в агрессию.

А можно просто пробежать мимо и позволить людям быть такими, какие они есть. Потушить агрессию и злобу, и заняться своим делом. Рисовать картины, тусовать в Gipsy, стоять в очередях к чудотворным иконам.