Все записи
МОЙ ВЫБОР 17:39  /  15.01.20

2155просмотров

Что ждет институт семьи и родительства после инициатив президента?

+T -
Поделиться:

Для начала, приятно, что президент прочитал все наши с вами рассуждения о российской семье: какие у неё проблемы в настоящем, что её ждет в будущем. Наконец-то, эта тема стала ключевой для политиков. Как я уже не раз говорил, проблемы в семье репрезентуют проблемы всего общества. Проблемы демографии – это проблемы качества жизни. Решая проблемы семьи – решаешь проблемы государства.

Особенно приятно, что президент подсмотрел ключевые тезисы и впервые на столь высоком уровне озвучил их. Только рост реальных доходов внутри семьи, только общенациональная борьба с бедностью могут вытащить наши семьи из кризиса. А кризис – это, когда статус малоимущих у почти 60% многодетных семей. Когда 80% малообеспеченных хозяйства – это семьи с одним ребенком или больше. Статус «бедность» у 51% многодетных семей. У неполных семей, даже с одним ребенком, уровень бедности около 30%.

У нас любят рассказывать про кризис институтов семьи, как что-то, завязанное на морали и уходе от духовности, но, конечно, западение рождаемости – это экономика. Если у нас экономика низких доходов, то и население будет жить в условиях постоянной нехватки ресурсов. А дети – это иждивенство. Они не приносят дохода, а наоборот понижают финансовый статус родителей. Таков капитализм. Такова рыночная экономика. Бессердечная ж ты… 

И, вроде бы, хорошие новости, что теперь родителям будут помогать. Социальные выплаты за ребенка от 3 до 7 лет. Льготы. Материнский капитал за первого ребенка. Рост суммы капитала за второго. Кажется, что вот она: «забота государства о будущих поколениях». Теперь заживем. Госпожа Скворцова уже рапартует, что роддомы готовы справиться с наплывом рожениц.

Ударим, так сказать, по проблемам демографии и нищете патриотическим бэйби-бумом!

Но все не так просто и радужно. Я вижу в этих инициативах три возможных сценария. Назовем их: «негативный», «позитивный» и «эффективный».

Негативный, как всегда, самый первый и, к сожалению, очевидный. Просто потому, что это же правительство и министерства привели страну к этому кризису. Эти же чиновники привели к росту бедности и снижению демографии. Эти же депутаты и политические партии формировали десятилетия политику, которая оказалась кризисной для институтов семьи. И надеется, что без кадровых перестановок они вдруг заработают эффективно и качественно… Ну, такое.

(update) Так видимо подумал и президент, отправив правительство в отставку.

Негатив тут следующий. Рост рождаемости штука хорошая и важная. Демография – это будущее нашей нации. Тут пафос президентского тезиса про судьбу России и ее историческую перспективу крайне уместен. То, сколько людей будут жить и работать внутри нашей страны – определит её будущее. Я не раз говорил о важности концепции «один родитель – один ребенок». И не раз мотивировал её экономическую, и социальную значимость.

Но проблема тут в том, что просто циферки в графе рождаемость не означают эффективность для общества. Если семья находится в кризисной форме, то ребенок будет повторять кризисный вариант, и ни о каком росте благосостояния и развитии речи не будет. И самое важно тут, что никакие льготы и материнские капиталы – эту проблему не решают. Только рост реальных доходов населения. Только рост доходов внутри семьи и развитие карьеры родителей. То, сколько денег они каждый месяц вносят в семейный бюджет – именно это определяет будущее ребенка.

Льготы и социальные выплаты могут повысить статус ребенка и помочь ему в продвижении по социальной лестнице. Заложить в нем большее, чем могут позволить родители. Но они не спасут семью от кризисного статуса. Это показывает практика зарубежных стран. Это показывает и наша статистка, когда материнский капитал расходуется крайне неэффективно. Рост доходов должен вестись не за счет выплат от государства, а за счет продвижений в карьере. Когда родитель получает все большую зарплату год за годом.

Способна ли на эта наша экономика? В ближайшие годы – нет. Таков мой «негативный» сценарий. Реальные доходы не смогут расти в темпе опережающим запросы многодетных семей. А социальные выплаты не смогут компенсировать затраты на ребенка.

Но есть и «позитивный» сценарий. Когда наиболее уязвимые слои населения смогут получить точечную поддержку. Ведь самая острая проблема – это вот эти 26% детей за чертой бедности. Бедности! Не статус малоимущих, а бедность. Когда депривации в питании и нехватка буквально товаров первой необходимости. Вот тут правительство (теперь уже новое правительство) должны сработать наиболее эффективно.

Нужно четко понимать структуру бедности для каждой конкретной семьи. Ни в коем случае, не сбрасывать на регионы общие суммы для поддержки и требовать какой-то общей отчетности. Только индивидуальная работа с каждой конкретной семьей. Пусть на это потребуются еще большие ресурсы и перемены, но именно такой подход будет эффективным.

И очевидное, что в этом случае коррупционная составляющая должна полностью отсутствовать. Контроль тут должен быть именно на уровне чиновников и каждого рубля, который они тратят на поддержку малоимущих семей.

Последний сценарий: «эффективный». Он включает в себя отсутствие «негативного» и полную реализацию «эффективного» сценариев, но с одним важнейшим дополнением. Демографический потенциал нужно черпать у «старых». Мы должны, обязаны просто, осознать этот тренд по старению брака, позднему рождению первого ребенка. Именно такие партнерские союзы и такое позднее, относительно прошлых лет, родительство дают самые эффективные варианты семьи. Даже разводимость у таких партнеров не понижает социальный статус детей.

Такова экономика брака и родительства. Сначала карьера, социальная и финансовая уверенность, затем при поддержке государства – семья и дети. Сначала развитие родителя, как независимого индивида, способного обеспечить свое будущее и будущее ребенка – затем партнерский союз и рождение ребенка. Причем партнерский союз во всех вариациях, а не только гражданский брак через ЗАГС.

Это будущее семьи: развитие вариативности союзов. И на уровне государства и общества должна стимулироваться именно эта вариативность. Никаких ставок на определенный тип семьи в 21 веке быть не может. Никаких четких скреп, кроме индивидуального выбора для каждого конкретного человека. Государство должно гарантировать свободу и равенство для всех, кто желает вступить в брак или образовать партнерский союз. Для всех, кто собирается стать родителем или не собирается им быть. Все это взаимосвязано и формирует институт семьи и родительства.

С таким подходом есть шанс на эффективное будущее. На рост демографии и социальное благополучие будущих поколений. Ключевое – экономика. Вторичное – расширение общественных институтов семьи. Их вариативность. Если это реализуется в контексте нового правительства, то российскую семью ждут позитивные перемены. Если же нет, то тренд будет совсем отрицательным и губительным.