Все записи
11:43  /  13.06.13

1445просмотров

Консервная банка прерафаэлитов

+T -
Поделиться:

 

     Есть многое в искусстве XX века, что мне очень нравится. Это и первые работы Пикассо, это и абстрактный экспрессионизм от Поллока до де Кунинга, это даже местами Мунк и Маттис. Я могу себе представить, что однажды покупаю работу Мондриана и мне кажется, что я очень понимаю творчество Баския. Но есть в искусстве прошлого века одно направление, которое я не могу принять. Это поп-арт. При этом я понимаю его основу и важность его появления, как отображения культуры потребления и общества подконтрольного рекламной символикой. Но я не могу уместить это в понятие искусства. Как и поздний классицизм, который просто копировал самого себя в фабричном формате наполняя галереи и салоны однотипными работами, так и поп-арт «фотографировал» происходящее вокруг давая ему безапелляционные оценки. Повсеместность. Массовость. Поверхностность. Никакого влияния и попыток выйти за рамки. Продукт, но не искусство.

    Кружок прерафаэлитов ужаснулся бы при мысли о том, что искусство стало объектом потребления. Они выступили против архаики классического салона, но в нем хотя бы была одряхлевшая попытка продлить ушедшую эпоху. Влиять на изменившееся общество, через эту наивную мысль убедить всех оставить все как есть. Поп-арт же говорить тебе об одном – «приди и потребляй». Ты уже делаешь это и без нас. Ты уже фанат Элвиса и в твоем кухонном шкафчике полно консервных банок, которые ты купил в новом супермаркете. Теперь тебе нужно прийти в галерею и посмотреть на это еще раз. Восхититься собой. Почувствовать себя частью общей культуры. Те самые повсеместность, массовость и поверхностность. Не ври себе, а радуйся этому.

     Вчера я посетил поп-арт выставку прерафаэлитов. Повсеместно разрекламированную, массово посещаемую и поверхностно оцененную. Жалкий софизм современности, в котором критикой моему мнению будет вопрос: «А как иначе?». Как, если не рекламой освятить событие? Как если не массово приобщить людей к значимому искусству? Как если не поверхностно понять работы Россетти неподготовленному современному человеку? Но вопрос тут не «как», а «зачем?».

    Зачем современному неподготовленному человеку выставка прерафаэлитов, о которых он узнает ровно столько сколько забудет на утро? Зачем ему понятие «природной красоты» восторженно отображенное на полотнах «викторианского авангарда», если его жизнь замкнута в урбанистической клетке? Зачем современному человеку обманывать себя пониманием женского образа с картин Миллеса, если вечером его ждет современное ТВ? Ответ один – поп-арт. Сопричастность с трендом. Поверхностное вовлечение в размытые неуглубленные понятия, выданные на потребление ста сорока символами. Тот самый софизм современности, в котором человек примеряет на себя роль соучастника не имея ни малейшего права на эту роль. Четыреста рублей за входной билет и ты в игре. Никто тебя не осудит, никто не укажет тебе твое место. Так не принято. Магия всеобщего заблуждения должна работать. Мы потребители и пока мы можем себе это позволить – никто не имеет права осуждать нас. Так было и тогда, когда образовывалось «братство прерафаэлитов». Было довлеющие мнение о том, что искусство — это упорядоченный академизм. И никто не имеет права осуждать художников за скучное повторение безжизненных сюжетов классиков. Никто не должен думать, о том, что посетители салонов глупые поверхностные люди. Никто, кроме пары-тройки художников и великого Рёскина, который возвел их на трон.

    Сложно подумать о том, что наша современность породит подобных бунтарей, которые смоют из галерей налет поверхностного потребления. Но еще сложней представить, что они никогда не появятся.