11:05  /  4.08.16

Айвазовский. Море - наше.

С Иваном Константиновичем Айвазовским все кажется предельно ясно и понятно. Великий русский художник. Выдающийся маринист.…

С Иваном Константиновичем Айвазовским все кажется предельно ясно и понятно. Великий русский художник. Выдающийся маринист. Баталист. Его море всегда красиво и драматично. Его рисунок искусен.  120 картин, только на юбилейной выставке. А еще тысячи! в галереях и частных коллекциях по всему миру. Одним словом – epic. 

Айвазовский

 

Но не все так просто. Живописец Айвазовский, как при жизни, так и сейчас, страдает от того, что мы в XXI веке называем «брендингом». Он, кто-угодно, кроме того, кем он является на самом деле.

Кто величайший маринист? Конечно, Айвазовский. А кто человек нарисовавший «миллион» одинаковых скучных картин? Тоже, Айвазовский. Он и гений, которым принято восхищаться, и однообразный скучный стахановец, который всю свою долгую творческую жизнь воспроизводил одну и ту же картину. И The Beatles, и Coldplay. Одновременно.

Этот пафос с одной стороны и искусствоведческий снобизм с другой стороны, не имеют ничего общего с творчеством художника Айвазовского. Он рисовал свои картины не для величия у масс и не для признания у критиков. Он рисовал их с куда более прозаичной целью – ему это банально нравилось. Он кайфовал от процесса. Он работал без перерыва по 10-12 часов. Закрывая за один подход половину картины. А это не просто трудоголизм, это уже смысл жизни. Фанатичная преданность краскам и холсту. То самое: «жить без этого не могу». 

И этот девиз мы можем найти в любой точке его карьеры. Когда в феодосийской армянской церкви крестили молодого Ованеса Айвазяна, то сложно было представить, что он станет «величайшим русским живописцем». Торговцем на базаре? Да. Но не тем, про кого Тёрнер скажет «гений».

Просто маленький армянский мальчик не мог жить без красок и холста. Он выбрал эту дорогу и шёл по ней всю свою жизнь. От первых набросков черноморского побережья до шторма «Девятого вала» и «Сотворения мира». Его не волновало «величайший» он или нет. Он просто хотел рисовать море и все что с ним связанно. Эта детская мечта, которую он пронес через всю жизнь. Он и рисовал, «по-детски», используя воображение, а не срисовывая с натуры. Все бури, глади, волны, штормы – это его фантазии. Впечатления от моря.

Он легкий, невесомый, романтичный. Сказочный. Таким Айвазовский был на самом деле. Это мы видим в его картинах. Буйство воображения и впечатлительность ребенка. 

[gallery list="1234133,1234134,1234135,1234138,1234139"]

Но таким Айвазовского видеть не принято. Еще при жизни из него сделали «легендарного мариниста». Его «Девятый вал» собирал многотысячные очереди из желающих посмотреть на великую работу великого художника. Его батальные морские полотна – стали символами величия российского флота. А его серия родных черноморских марин – символам того, что мы в 2016-ом называем #крымнаш.

И это буквально в первые десять лет большого творческого пути. А затем пошел обратный процесс. Эпоха романтизма уходит и все эти гиганты «Последней день Помпеи», «Девятый вал» и т.п., становятся для новой плеяды художников и критиков чем-то устарелым. Не актуальным. Айвазовского начинают клеймить за самоповторы и сюжетную бессмысленность. Но он продолжает писать сотни картин. Ему не то, чтобы все равно – он просто не знает, как иначе.

И так похоже будет всегда, большой спор о том, кто такой Айвазовский. Великий маринист или тот, кто «выдохся» в первое десятилетие своего творческого пути. 

У меня другое мнение на этот счет. 

Во-первых, я не могу слишком серьезно относится к его общепризнанным шедеврам. «Девятый вал», «Хаос. Сотворение мира» - это большие работы большого мастера, но не более. 

[gallery list="1234145,1234146"]

Они слишком театральные. Это искусно переданные впечатления подростка. Его гиперболизированная драматичность. Даже в поздний период творчества художника, он все равно остается верен своей подрастковой впечатлительности. 

выа

1891 год и его "Переход евреев через Красное море".

Серьезно? Малевичу уже 12 и осталось каких-то 25 лет до выставки «0,10»...

Я вижу в каждой этой картине не шедевр мировой живописи, а фанатично преданного своему делу живописца, с неиссякаемым потоком детской впечатлительности, которую он раз за разом воспроизводит на своих полотнах. Я не могу найти в них глубину и смысл. Они для меня легковесные и поверхностные. Ребяческие и сказочные. Этим они мне и нравятся. За этим чувством непосредственности впечатлений я и прихожу в залы Айвазовского.

Что советую и вам. Посмотрите на его картины не через «глубину и смыслы», которые вам предлагает искусствоведческая критика, которая в сущности лишь самолюбование самих искусствоведов и критиков. А посмотрите на работы Айвазовского глазами ребенка. Вспомните свое первое впечатление от моря. Представьте себя один на один с штормом и бурей. Среди античных мифов и библейских сюжетов. Вот тогда это будет настоящий Айвазовский. Впечатлительный и немного сказочный. Романтик. 

Во-вторых, среди тысяч работ Айвазовского, на мой взгляд, все же есть шедевр. Еще какой. И эта лучшая картина Айвазовского была написана в тот самый период «самоповторов». 

черное море

1881 год. Черное Море.

Через 30 лет после «Девятого вала». 

Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? На этот минимализм и эту геометрическую выверенность. Черное и белое. Море и облака. 

Это искусство XX века. Это всего шаг до абстракции. Эта картина напоминает нам то, что мы привыкли видеть в галереях художников XX века и это ровно то, что мы сейчас называем современным искусством.

И это Айвазовский, которого все клеймили «устаревшим и неактуальным». Какая еще картина русского живописца XIX столетия может заставить вас ощутить что-то общее с 2016 годом?

Ответ: никакая.

 

Мы привыкли к хрестоматийному восприятию не только Айвазовского, но и большинства других российских и мировых художников. Над нами довлеет искусствоведческий снобизм, который четко ограничивает «круг просвещенных» и указывает, как именно стоит относиться к тому или иному художнику. Но стоит немного раздвинуть рамки, и мы увидим, что искусство и его восприятие может быть гораздо шире и глубже. Сходите на выставку Айвазовского и попытайтесь найти в его картинах что-то свое. Не бойтесь этого ощущения, не стесняйтесь, что оно отличается от больших умных формулировок экскурсоводов и кураторов.

Всё что вы почувствуете возле картин – это и есть правда и суть. Художник рисовал свои полотна ровно для этой разности чувств.