Есть у меня одна мечта, о которой я начинаю жужжать своим коллегам, когда работа не идет - бросить журналистику и заняться пиаром какого-нибудь парфюмерного дома: распространять красивые легенды о создании того или иного аромата, организовывать невероятные мероприятия и другими способами продавать благоухающий воздух.

Когда я в очередной раз в курилке вспоминала свою амброво-ванильную мечту, одна из собеседниц рассказала, как познакомились с парфюмером Вероникой. “Ты знаешь, она говорит, что делает духи, которые меняют жизнь. Ну, деньги бешеные, это понятно, но я вот и готова заплатить - вдруг все станет по-другому. Я когда к ней в офис вошла, то уже сразу как-то успокоилась: там так пахло! Представь: специально под тебя разрабатывается аромат, двадцать один день душишься - все меняется, ты словно перепрограммируешься и проблемы отваливаются сами собой. Если не получилось - бесплатно переделывает по-новой”.

Я человек чародейкоустойчивый, но в тот момент я удержалась от саркастических реплик в ответ: нос человека работает в каком-то тихом сговоре с мозгом, и они вдвоем любят творить всякое втайне от хозяина. Люди унылы, нервозны и неуверенны в себе, поэтому им очень нужно ароматное облачко духов вокруг головы, которое будет им напоминать: “Я все еще здесь, я существую”. И когда не до куража, именно это облачко вместо тебя производит впечатление на окружающих и оставляет у них воспоминания о тебе. Парфюмерная индустрия, которая ежегодно, по данным организаторов World Perfume Congress, рождает на свет божий около двух тысяч новых запахов, это подтверждает. В этом году вышло на две тысячи ароматных оттенков идентичности больше, чем в прошлом - такие дела. А мы все ходим и нюхаем бумажки, и многие из них неразличимо похожи - копия копии. В этой компотной смеси мы умудряется найти свое (хоть оно зачастую и подсунуто назойливым продавцом-консультантом или запало в душу после чтения журнала), полюбить и намертво привыкнуть и потом не представлять себя без капельки какого-нибудь “Ангела” или “Шалимара”.

Мои коллеги так впечатлились, что организовали встречу с парфюмером-чародейкой в ее парфюмерном ателье “АромаОбраз” на Новинском бульваре, и я решила присоединиться. Вероника встретила нас за овальным столом в небольшой светлой комнате, обставленной в стиле shabby chic. У стены мы увидели комодик, заставленный черными флаконами - духами, которые придумала Вероника. В имидже хозяйки парфюмерного ателье было что-то чародейское: яркий макияж, длинные темные волосы. До того, как стать парфюмером, она работала психологом.

Нам предстояло пройти так называемое ароматестирование - перенюхать 67 крошечных пузырьков с эфирными маслами и отметить на листочке бумаги, какие ароматы нам понравились, а какие - нет. Вероника разлила нам по стаканам воду - глоток воды, по ее словам, “освежает” рецепторы. Первая группа запахов, которую мы нюхали, называлась пищевой: в нее вошли аромамасла популярных специй вроде черного перца, аниса, базилика и чабреца. После того, как мы разнюхали 18 образцов, Вероника рассказала, что результат оценки запахов этой группы говорит о наличии жизненной энергии: если большая часть запахов понравилась, то с энергией все в порядке. Следующая группа - камфарная, в нее вошли розмарин, эвкалипт, чайное дерево и еще четыре масла. Если большинство ароматов этой группы во время теста понравилось,это говорит о том, что у тестируемого наличествует сила воли. За камфарной последовала цитрусовая группа, отвечающая за коммуникативные способности, хвойная (оперирование информацией), мужская гормональная (наличие таких “мужских” качеств, как лидерство и ответственность), женская гормональная (“женские” качества - мягкость, гармоничность, “умение выйти в красивом свете”). Последней группой ароматов стала так называемая культовая группа, в которую вошли аромамасла ладана, мирры, полыни и других. По словам Вероники, если большинство запахов культовой группы тестируемый отмечает плюсиком, это свидетельствует о том, что он дорос до седьмой ступени пирамиды Маслоу и имеет непоколебимые жизненные принципы. Я старалась не думать о логике.

Мы понюхали 67 пузырьков и составили мнение об их содержимом за час. Этот марафон был непрост, и вода, которую пить в начале встречи совсем не хотелось, очень пригодилась. Под конец в носу стоял запах всего и сразу - и это был только первый этап ароматестирования. По его результатам на встречу с парфюмером пришли четыре сильных гармоничных личности, обладающих большой силой воли, неиссякаемой энергией, лидерскими качествами и при этом мягкостью и гибкостью, а главное, имеющими несгибаемую мораль: все мы поставили в каждой группе намного больше плюсов, чем минусов. Ну, хоть когда-то можно почувствовать себя молодцом, а не холодцом. “А если одни плюсы или одни минусы?”, - спросила я. “Значит, человек не готов в этот день заниматься ароматестированием, как бы закрыт”, - таков был ответ.

Мы остановились на первом этапе, но тому, кто собрался идти до конца - до процедуры изготовления собственных духов - нужно было перенюхать по второму кругу все понравившиеся аромамасла, выбрать четыре запаха и ранжировать их. Ранжирование запахов, по словам Вероники, может еще больше рассказать о человеке. По какому-то невероятному совпадению я во время ведения записей на бумажку выделила как раз четыре аромата и попросила немедленно дать мне их послушать еще раз, чтобы присудить им места в моем собственном рейтинге. Вероника попросила отправить ей на электронную почту список ароматов в правильной последовательности и обещала в ответ рассказать про мой арома-образ. Она выполнила обещание, но свой аромапсихологический портрет я оставлю в секрете.

Встреча с парфюмером оставила у нашей компании совершенно разные впечатления. Поскольку я не изъявила желания встретиться с Вероникой еще раз и составить чудодейственные духи (у меня дома и так шестнадцать флаконов), то я ничего не могу сказать ни в защиту этого метода улучшения жизни, ни в опровержение. Как известно, родоначальник эмбиента Брайан Ино любил составлять всяческие карточки для работы. Один из наборов карточек был нужен буквально для вдохновения: не знаешь, о чем написать очередное музыкальное произведение - вытащи карточки, прочитай, что на них написано, то и сделай. Если же тебя не устроило то, что ты прочитал - оттолкнись от этого и направь творческий вектор в противоположном направлении. Так или иначе, без вдохновения ты не останешься. Так вот, если вы потеряли вдохновение и не знаете, что хотите, то вы всегда можете попробовать волшебные духи. Если же это окажется не тем, что вам нужно - всегда можно оттолкнуться и поплыть в другом направлении: поменять работу, любовника и страну, записаться на фитнес, уроки вокала или стрельбы, завести собаку. Метод Брайана Ино применим не только к написанию эмбиента.