Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:44  /  17.05.16

12607просмотров

Почему дети стали китами, или Российская школа как море с кислотой

+T -
Поделиться:

Учитель русского языка о том, почему “вКонтакте” на самом деле спасает детей

Статья Галины Мурсалиевой “Группы смерти”, опубликованная в “Новой газете” 16 мая, всколыхнула рунет и разделила читателей на два лагеря. Одни, вслед за автором заметки, пытались распутать паутину заговора в сети “вКонтакте”, который якобы привел к самоубийству 130 российских подростков, другие с не меньшим жаром доказывали оппонентам, что никакого заговора нет, а дети кончают с собой просто так. И те, и другие, хоть и расходятся во мнениях, едины в одном: подростки склонны к самоубийствам. Двенадцатилетних якобы легко убедить пойти против инстинкта самосохранения или вдохновить на это каким-нибудь примером, потому что переходный возраст для самоубийства - самый подходящий.

По стечению обстоятельств я размышляю о жизни двенадцатилетних уже почти год - с тех пор, как пришла в одну из лучших подмосковных школ преподавать курсы по русскому языку для шестиклассников. Более 120 детей из самых разных школ района с сентября по май приходили ко мне каждую субботу, чтобы, как это принято формулировать, “подтянуться” по русскому языку. Многих из них я запомнила, некоторых полюбила - тем страшнее было бы для меня оказаться на их месте, будь такое возможно.

Судя по рассказам учеников и собственным наблюдениям, большинству родителей, занятых банальным выживанием, нет дела до переживаний своих чад, до их чувств и интересов. А школа, которая должна отчасти компенсировать родительские функции, учреждение скорее пенитенциарное, чем образовательное. И дело не в пропускной системе, не в постоянных учительских окриках, шантаже и угрозах как методе обучения и даже не в немыслимой дистанции между теми, кто призван отдавать знания, и теми, кто может их взять. Самое, на мой взгляд, страшное (и это прямо сейчас происходит в большинстве школ): учителя, заручившись поддержкой родителей, идут против детей войной.

Заметьте, противостояние учиняют не подростки, фанаты сериала “Школа”, а сформировавшиеся взрослые. Вся учительская риторика, манера поведения большинства учителей (точнее - учительниц), свидетельствует об одном: они всерьез намерены исправить этих гадких недочеловеков. Исправить, а не вдохновить,  увлечь, применить специальную обучающую методику и рассказать, что мир огромен и что в нем найдется место для каждого, - и уж точно для того, кто никак не может запомнить, что частица “не” пишется с глаголами отдельно.

О кризисе в сфере школьного образования сказано уже очень много, звучали и разумные предложения о реформах, но ничего не меняется. Учителя продолжают делать вид, что школы созданы для них, что ученики приходят туда, чтобы раздражать их своей нелепой одеждой, айфонами, непонятными словечками “из интернета”. Учителя продолжают жить в худшем случае в семидесятых, в лучшем - в девяностых, планомерно воссоздавая в школах эпоху тридцатилетней давности.

Одна из учениц подходила ко мне после урока и показывала порезы на запястьях, рассказывая о тяжелой ситуации в семье, о том, что в школе никто не понимает, и что ее свобода - только в мыслях и в переписке с несколькими друзьями. Другая (с виду совершенно благополучная) попросила прочесть и отредактировать ее автобиографический рассказ - от невыносимой концентрации боли и одиночества у меня перехватило дыхание. Мальчики, более замкнутые по натуре, тоже постепенно оттаивали и делились переживаниями. Родители заставляют заниматься тем, что совсем не интересно, с помощью учителей создают невыносимые условия: даже запрещают заниматься спортом, только бы заставить учить ненавистную математику (историю, биологию, английский - нужное подчернкуть).

Я вспоминаю себя в этом возрасте и, пожалуй, только теперь осознаю, как же нам повезло. В конце девяностых государство еще не было полицейским, а школа не успела превратиться в бездушную машину репрессий и угнетения личности. Мы, тоже не слишком понятые родителями, говорили с нашей “классной” о добре и зле, о справедливости, о любви, о том, как важно уметь принимать решения и следовать своему выбору. Именно в школе мы открыли для себя мир классической и современной литературы, музыки, кино, мы воображали себя философами и писателями - нас слушали и читали. Мы влюблялись навсегда и тут же расставались - морализировали по этому поводу только идиоты, которых никто не слушал. Мы доверяли учителям и бежали в школу, потому что именно там была жизнь - кислород, которым мы дышали.

Нынешние подростки, уходя из невыносимой среды во “внутреннюю эмиграцию”, дышат “вКонтакте”. Некоторые, особо чувствительные или столкнувшиеся со сложной ситуацией, начинают задыхаться и, как те самые пресловутые киты, выбрасываются на берег. А что еще может сделать человек, когда вместо старших друзей и настоящих гуру его окружают полицаи, а родители, самые близкие люди, с ними заодно? Когда вокруг враги, колючая проволока, окрики “Стой!”, казенный язык и косые взгляды.

Так самый яркий, запоминащийся и важный возраст - время открытий, формирования вкусов, познания мира и себя самого - становится по-настоящему переходным. А все подростки - потенциальными самоубийцами.

Комментировать Всего 3 комментария

Спасибо за прекрасную статью. Если не сдаваться и учиться , все у деток получится) 

Эту реплику поддерживают: Мария Бойко, Мила Дубровина

спасибо за статью! Ингода детям во время стресса только то и нужно чтобы кто то послушал и уверенным голосом сказал "Все будет хорошо!" - это и взрослым, правда, нужно :)

Эту реплику поддерживают: Мила Дубровина, Юрий Куликовский

Новости наших партнеров