Предыдущая неделя выдалась у меня весьма напряженной, поэтому знаменитый пост Василия Гатова и последовавшие за ним эмоциональные обсуждения я увидел только сейчас. (Краткий пересказ для тех, кто тоже пропустил: в годовщину депортации крымских татар Василий попросил у них прощения как внук командующего той депортацией и предложил всем остальным россиянам сделать то же - что было очень нервно воспринято "патриотической" публикой и госТВ, воспринявшими призыв к покаянию как что-то для себя унизительное). 

Тем не менее воспользуюсь этим поводом, чтобы написать об одном давно поражающем меня феномене - о восприятии слов "гордиться" и "каяться" современным российским "патриотическим" дискурсом.

Дело в том, что, согласно христианской картине мира, регулярное "покаяние" - это сугубо положительное явление, чуть ли не главная составляющая праведной жизни. А "гордость" - наоборот: первый из смертных грехов, одно из самых худших чувств, которые только можно испытывать.

В традиционной русской культуре это было еще усилено. Предварительное покаяние в русском православии стало обязательным условием для допуска к причастию - т.е. того, что только и делает христианина христианином. (Во многих других церквях, даже православных, этого нет - там причащают всех, кто пришел на литургию). При этом каяться у нас надо не только за свои дела и поступки, но и за то, чему ты попустил свершиться, и даже если ты об этом не знал - "аще ведением и неведением". Т.е. возвращаясь к обсуждениям постинга Гатова, виноватыми за депортацию крымских татар, согласно русской традиции, являются не только те, кто ее непосредственно осуществлял или к ней призывал, но и те, кто знал о ней, но не помешал, и даже те, кто не знал и поэтому не помешал. И всем им было бы хорошо в этом покаяться – не для кого-либо, но для себя лично, для собственного духовного усовершенствования.

То же самое – только со сменой знака с плюса на минус – относится и к словам "гордиться" и "гордость", воспринимаемым в традиционной русской культуре еще более негативно, чем в стандартной христианской картине мира.

Откройте, например, словарь Даля и посмотрите, какими пословицами и поговорками выражал наш народ отношение к этому чувству:

"Гордым быть – глупым слыть".

"Во всякой гордости черту много радости".

"Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся?"

И так далее.

Нет, понятно, что все люди не без греха, и со всяким может случиться нечто позорное - один что-нибудь украдет, другой - кого-то убьет, третий - прелюбодейства не избежит, четвертый чем-то гордиться начнет. Но радостно сообщать об этом всем окружающим - "поздравьте меня, я украл у соседа корову, изменил жене со своей овцой и горжусь победами предков" - достаточно странно. Единственное, в каком случае это может выглядеть логично и оправданно - если ты сообщаешь обо всем этом с покаянным видом и просишь за это прощения. Обещаю, мол, больше не воровать, овец не трахать и не гордиться, простите меня, люди добрые.

Однако в современном российском "патриотическом" дискурсе всё переставлено с ног на голову. Гордиться здесь - дело важное и хорошее: "горжусь Россией", "горжусь дедами", "горжусь Великой Победой", "я помню, я горжусь". А вот извиняться и каяться, наоборот, позорно и унизительно - см. реакцию на призыв Гатова и на множество аналогичных призывов к коллективному покаянию. "Как это нам предлагают каяться, мы же ни в чем не виноваты, не дай Бог, мы покаемся просто так!"

На мой взгляд, это очередной пример того, что основной идеологией современных прокремлевских "патриотов" является антирусский сатанизм или сатанинская русофобия. Не самый, может быть, яркий, но один из самых наглядных.

Перепост