Все записи
23:40  /  11.08.13

154245просмотров

Мертвое кино для мертвых людей

+T -
Поделиться:

 

Как-то осенью, после раскопок в букинистическом, зашла по дороге в маленькое знакомое кафе. Не то что замерзла, просто хотела посидеть спокойно над добычей.

А кафе мало того что небольшое, там еще и столик в углу наполовину закрыт ширмой. Можно туда забиться и наслаждаться одиночеством. Кто чем, впрочем. Я раз сунулась со своим капучино за эту ширму, а там парочка — намертво сплетясь ветвями. Причем настолько одуревшие от любви, что меня, кажется, даже не заметили. Девушка только высунулась на секунду из-за бороды приятеля, словно птичка из куста, и скрылась обратно. Мне же от смущения показалось, что у парня десять рук... В общем, на этот раз я заглянула осторожно — никого. Да и вообще в кафе было пусто. Обрадовавшись, размотала шарф, уселась, достала книжки. Пересмотрела и придвинула к себе Платонова, а все остальное отложила на край стола. Том был увесистый, поеденный жизнью, с желтоватыми страницами. И замлела над ним. Народу никого. Тихо, только девчонки за стойкой переговариваются вполголоса. Глоток кофе — полстраницы. Еще глоток. Еще полстраницы. И еще. И так увлеклась этим неторопливым кайфом, что не заметила, в какой момент атмосфера в кафе изменилась.

Стало неуютно. Кто-то отрывисто сипло матерился. Загремели стулья. Я порадовалась, что скрыта ширмой. И совершенно напрасно. Потому что легкая соломенная загородка отодвинулась и в освободившемся проходе появилась громоздкая фигура. Пришелец постоял, по-бычьи нагнув наголо обритую круглую башку, и тяжело опустился на стул напротив. Мне все это крайне не понравилось. Я решила, что надо продолжать читать, как будто ничего не замечаю. Такие люди не интересуются субтильными нахмуренными женщинами в очках. Может, он соскучится и уйдет. Надежды оказались тщетны. Он сидел и давил мне на психику. Наконец я раздраженно подняла глаза. Визави, разумеется, был пьян. При виде бандитской морды, расплющенных ушей и золотого перстня на среднем пальце настроение у меня совсем испортилось. На серой футболке, обтягивающей массивную грудную клетку незнакомца, горилла трахала блондинку. Явно скоромные надписи под этой жизненной сценой я читать побрезговала.

Мужик уперся в меня страшноватым стеклянным взглядом и грозно посапывал. И наконец медленно, разделяя слова, спросил:

— Пушкина... любишь?

— Люблю, — с вызовом ответила я, в принципе уже готовая к конфликту. Собеседник еще посопел и вдруг сказал ворчливо:

— И я его люблю. Люблю Александр Сергеича. Веришь — землю готов целовать там, где он проходил.

Я, оторопев, молчала. А что тут, собственно, скажешь. Дух божий дышит где хочет. Вот такой пушкинист попался.

Официантка на цыпочках принесла ему кофе.

— Хочу квартиру у вас в Питере купить. Чтоб в его доме. Где он жил. Эту — на Мойке хотел. Отказались. Но я другую куплю. Стены буду целовать там. Полы буду целовать. Гений ведь! Люблю его. Ты что тут читаешь? А-а... А что один кофе? Погоди, сейчас пирожных закажем. Да не маши руками, я курить бросил, теперь вот на сладкое подсел.

Над пирожными мы познакомились. Мужик оказался предпринимателем из Уфы. Во всяком случае, он мне так сказал. Звали его Димой. Питер — его любимый город после Сан-Франциско.

Следующие двадцать минут мы оживленно обсуждали переписку с Пущиным и другие подробности личной жизни поэта. На все корки ругали Геккерна. Я, распалившись, пообещала подарить Диме двухтомник «Друзья Пушкина». Сгоряча съела три пирожных. Потом эклер ударил мне в голову и мы с пушкинским фанатом чуть не поругались из-за Натали Гончаровой. Привести слова, которыми Дима из Уфы характеризовал моральные качества Натальи Николаевны, я стесняюсь.

— ...А как вы относитесь к Платонову? — неожиданно для себя спросила я.

Дима опять помрачнел. Откинулся на спинку стула. Долго молчал. Наконец оперся обеими руками о стол, приподнялся, приблизил ко мне лицо, обдав сложной смесью алкогольных запахов, и свистящим шепотом медленно сказал:

— Охуительный.

Я понимающе покивала.

— Помногу только не могу читать, — пожаловался Дима. — Крыша съезжает.

Я опять покивала. Ну действительно ведь – оху... прекрасный писатель. И крыша съезжает.

— Я его в первый раз, — доверительно продолжил мой новый друг, — на зоне читал. Там вообще — у-уу! крыша от Платонова едет.

Обнаружив такое родство душ, мы совсем размякли. От Платонова перешли к Гоголю. От Гоголя к Италии. От Италии к Феллини. Дима блаженно, едва не со слезами, вспоминал эпизоды из «Амаркорда» и порывался заказать еще пирожных. И наконец рассказал, как они с приятелем ездили в Римини, на могилу классика.

Каким-то невероятным образом их занесло в туристический автобус. («Пьяные, что ли, были» - недоумевал Дима.) Равнодушный гид тараторил программный текст, а под конец сказал, что если есть желающие, они заедут на могилу Феллини, а если таковых нет, то поедут в торговый центр. Народ облегченно загомонил: «В центр!» И тут, словно всадник Апокалипсиса, в проходе встал Дима. И грозно объяснил шокированным туристам, что автобус едет на могилу великого Федерико. А кому не нравится, пусть «засунут языки в жопу и сидят в автобусе», пока Дима с другом будут поклоняться праху. Видимо, были еще какие-то доводы, о которых Дима мне рассказывать не стал, но только водитель беспрекословно поехал в Римини. Там два интеллектуала нашли могилу гения, выпили из фляжки коньяку, налили и Феллини, прямо на землю — чтобы было на троих, как полагается. Вернулись в автобус и сказали: «А теперь можете ехать в торговый центр». Допили коньяк и заснули.

Мы помолчали. Я все еще улыбалась, представляя, как они пили с Феллини коньяк.

— А вообще, — сказал Дима, мрачнея на глазах, — это мертвое кино. Мертвое кино... Для мертвых людей.

— Что? — растерялась я.

— Феллини. И Пушкин. Платонов. Это все для мертвых людей. И я — мертвый человек.

После этих слов он совсем захандрил. К тому же вдруг материализовался из воздуха невзрачный молодой человек в строгом черном костюме, который почтительнейше именовал Диму Дмитрием Васильевичем и оказался личным водителем.

Дима нехотя встал, расцеловался со мной через стол и вышел.

Двухтомник «Друзья Пушкина» так и стоит у меня на полке. Дима, будешь опять в Питере — он тебя ждет.

Комментировать Всего 24 комментария

Зато Таня поняла! Сережа! Когда я первой комментировала твою первую публикацию, я тебе что  написала?))) Добрые, простые, слова))) А ты! "Похоже на правду))))

Эту реплику поддерживают: Елена Загревская

И кто это придумал, что правду говорить легко и приятно. Вот сказал правду - что местами на правду рассказ похож - и сразу столько непоняток ) При том что доля правды в нем никак на качество не влияет.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Да мы шутим.

Кстати, если это впрямь важно, - Дима совершенно реальное лицо.

Сергей Любимов Комментарий удален редакцией Почему?

Сергей Любимов Комментарий удален редакцией Почему?

шикарная история, да еще и блестяще рассказаная

Сергей Любимов Комментарий удален редакцией Почему?

Рассказ отличный, если Дима приедет, напишите, о чем Вы еще с ним говорили! А кафе случайно не "Моцарт" на Кронверкском  проспекте?

Нет, Млада, не "Моцарт", это было бы чересчур :) Кафе, на самом деле, очень простое, рядом с Сенной. Дима туда совершенно случайно попал, примерно как в туристический автобус.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Мы там как раз видели таких персонажей, в кожаных плащах, как в Москве в начале 90-Х,  в Моцарте, я имею в виду, правда лет 8 назад, мы тогда жили в отельчике на Бармалеева.

Замечательно!

Татьяна, когда Дима всё же появится, передайте ему, что продается квартира на Фонтанке, где жила Анна Петровна Керн. 

Татьяна, история невероятно волшебно чудесная. Спасибо. Похоже, что еще не все потеряно.

Эту реплику поддерживают: Слава Цукерман, Татьяна Мэй

Елена, конечно же не все потеряно! А Вы сомневались?

Побольше бы таких рассказов. Татьяне огромное спасибо!

Ох-тельно! ))

да, так бывает... и прав он, только по-другому надо было бы сказать "кино для маргинальных людей". В масштабах страны (да и любой страны) читающие Платонова - маргиналы)))

Наташа, да что Вы, право? "Амаркорд" Оскара получил и был среди самых доходных (т.е. массово успешных) фильмов.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Мэй

Да-а, история романтическая... Помню, у внучки был день рождения - 3 года ей исполнилось. Собрались вроде бы приличные люди. В середине вечера, в разгар веселья, один из гостей подошел к имениннице и, покачиваясь, выдал: "Алисочка, какое же у тебя платье охуительное!" Я, конечно, выпрыгнула: "Молодой человек, вы хоть понимаете что вы говорите и КОМУ?!!!" В ответ гость, очевидно, чей-то там папа, папочка, папуля, почесал репу, поднял на меня чистые, детские, наивно распахнутые глаза и жалобно произнес:"Ой, а как же это по-другому сказать, я не соображу!"...Комментарии излишни.

а почему это кино для "мертвых людей"? Я не поняла... Вроде, живые тоже еще пока смотрят