Все записи
05:48  /  13.06.17

1557просмотров

"Гиерон или Слово о Тирании"

+T -
Поделиться:

 

Есть такой диалог одного из учеников Сократа, Ксенофонта. Начинается он вот с чего: 

Как-то раз поэт Симонид пришел к тирану Гиерону. Когда у обоих выдался досуг, Симонид сказал: -Не соизволишь ли, Гиерон, растолковать мне нечто, в чем, надо полагать, ты более сведущ, чем я? - Что же это за предмет, - сказал Гиерон, - который я мог бы знать лучше, чем ты, муж настолько мудрый? - Я-то знаю, - ответил Симонид, - что тебе довелось быть и обыкновенным человеком, а теперь ты тиран: значит, ты должен был изведать и то, и другое, и лучше моего знаешь, в чем для смертного человека состоит отличие тиранической жизни от жизни частной. - Почему бы тогда, - сказал Гиерон, - и тебе, коль скоро ты и поныне все еще остаешься лицом частным, не напомнить мне, как обстоит дело в жизни частного лица? Именно так, полагаю я, мне лучше всего удалось бы объяснить тебе различие между тем и другим случаем.

Не пересказывая этой поучительной беседы, приведу еще лишь слова Гиерона, завершающие разъяснение типичных достоинств тиранической жизни: 

«...Но тиран, Симонид, можешь не сомневаться, днем и ночью словно ждет исполнения смертного приговора, который вынесло ему все человечество за его несправедливость». И когда Симонид все это выслушал, он сказал: «Но почему же, Гиерон, - если быть тираном - дело столь скверное, и ты это понимаешь, не освободишься ты от такого великого зла, и почему ни ты, ни кто другой, раз получивший тиранию, добровольно от нее не отказался?  - А потому, Симонид, - ответил он, - что и в этом несчастье тирании: от нее невозможно освободиться. Ибо у кого из тиранов достанет средств расплатиться за деньги тех, кого он лишил имущества, кто претерпит оковы за всех тех, кого он заточил, откуда добудет он столько жизней взамен тех, что он отнял? Но если вообще для человека может оказаться выгодным делом повеситься, Симонид, то знай: я считаю, что полезнее всего это для тирана. Ибо только ему нет пользы ни в том, чтобы остаться при своей беде, ни отделаться от нее.»

К сожалению, этот диалог крайне редко обсуждается по-русски. В сети мне удалось его найти лишь в качестве вводной главы книги Лео Штрауса "О Тирании". Вообще Ксенофонт не входит в общепризнанную высшую лигу античных мыслителей, его имя обычно отсутствует в трудах по истории западной философии. А жаль! Я бы этот небольшой диалог ввел в обязательную школьную программу, особнно российскую, даже впереди всех прочих исторических и литературных памятников. Очень бы поспособствовало вразумлению молодых людей с определенными наклонностями.

 

Теги: тирания
Комментировать Всего 14 комментариев
в этом несчастье тирании: от нее невозможно освободиться. Ибо у кого из тиранов достанет средств расплатиться за деньги тех, кого он лишил имущества, кто претерпит оковы за всех тех, кого он заточил,

...откуда добудет он столько жизней взамен тех, что он отнял? Но если вообще для человека может оказаться выгодным делом повеситься, Симонид, то знай: я считаю, что полезнее всего это для тирана.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Удивительно актуально для нашей нынешней ситуации, спасибо.

Спасибо, Алексей. Но, подозреваю, что включение в школьную программу не поможет - все тираны, по крайней мере наши, троечники и недоучки.

Но вот, никто ведь из тиранов на этом не учится...

Полагаю, что в подавляющем большинстве тираны диалог "Гиерон" попросту не знали, и это не их личный даже низачот, а в основном низачот европейскому школьному образованию. Этот диалог был крайне мало известен почему-то. На Западе он получил некое внимание лишь во второй половине прошлого века, благодаря книге Штрауса. А в России он вообще почти не известен даже профессионалам, историкам и филологам, и до сих пор. А его надо в школах преподавать, в обязательной программе. Он поважнее даже Пушкина с Шекспиром будет, я бы сказал. 

Алексей, так и я о том же. Тираны троечники и не будут знать диалог "Гиерон" даже в том случае, если его будут преподавать в школе. Мало ли в школе преподавали доброго и вечного - где у тиранов все это?

Таблицу умножения знают. Вот и надо давать, как таблицу умножения. Текст не сложный, короткий, драматичный, вполне и троечнику по силам. Да и не троечниками были Ленин, Троцкий, Муссолини, Сталин, Гитлер, Путин. 

Путин, насколько я знаю, в школе звезд с неба не хватал - Лиговка она и в Африке Лиговка. Сталин - семинарист недоучившийся. По остальным могу только сказать, что образование еще не признак ума. Неадекватность восприятия действительности прослеживается у всех.

Таблицу умножения приходится учить, поскольку считать приходится всем - хоть баранов, хоть миллиарды. А все остальное (почти) троечникам не нужно.

В старые добрые времена все доброе и вечное давалось через религию. Цитаты из Главных Книг, заповеди божьи закреплялись в человеке с младенчества. Если человек воспринял десять заповедей, то "Гиерон" уже мало что может добавить. Разве, только, углубить понимание.

Мы с Вами можем восхищаться мудростью "Гиерона", но для этого нужна определенная нравственная планка, когда человек не ставит перед собой выбор "тварь я дрожащая или право имею", а просто живет по совести.

Алексей, я очень внимательно прочитал Ваш пост и диалог мне очень понравился, хотя, через века он уже выглядит как притча.

Мне кажется, что знание диалога не остановит безнравственного человека на пути к тирании. Тиран всегда считает, что будет править до самой смерти - примеров, кстати, много. И, напротив, нравственный человек не станет тираном даже не зная диалога.

Не вижу следов прочтения диалога, Айрат. Ваш аргумент "Тиран всегда считает, что будет править до самой смерти - примеров, кстати, много" свидетельствует, что Вы просто совсем не поняли Гиерона. Даже на тройку не вытягиваете, Айрат. 

Алексей, я комментировал только то, что цитировано в Вашей статье (ссылку на книгу Штрауса надо было в теле статьи делать, а не в комментах). "Оскорбленный" званием троечника прочитал и сам диалог по ссылке.

Основной посыл - чем отличаются удовольствия тирана и обычного человека. Явно бросается в глаза, что описание удовольствий тирана, их неполноценность, сродни жалобам нашего несчастного "раба на галерах". Более чем уверен, что за Гиерона говорил сам Ксенофонт. Его понимание, достаточно глубокое, тем не менее, напоминает рассуждения мальчишек о том, что царь питается не иначе как только жареным горохом, или понимание еврея из анекдота - "Если бы я был царь, то жил бы как царь, и даже лучше чем царь - я бы еще немного подшивал".

У каждого человека свое понимание об удовольствиях. В сексе - от фетишистов до садомазо, в еде от утонченных гурманов до простых обжор и т.д. Также различается восприятие удовольствия во всем у простых людей. Тем более должно отличаться восприятие удовольствия у человека, который смог (стремился?) стать тираном. Для таких власть - самое главное удовольствие.

Вероятно, в силу такой наивности диалог и не пользуется популярностью, хотя, соглашусь, что по сути там все верно с точки зрения нравственного человека. Нравственные нормы в некотором роде стандартизируют восприятие удовольствия.

Книга Штрауса, с полным текстом "Гиерона", есть в сети: 

http://www.sno.pro1.ru/lib/strauss_o_tiranii/download.htm

Гиерон весьма доходчиво объясняет, почему уход от власти для тирана будет похуже даже и петли на шею. Эту логику очень полезно иметь в виду. На дворцовый же переворот рассчитывать можно лишь тогда, когда в окружении тирана находится достаточное количество отважных людей, готовых пойти на смертельный риск ради избавления себя или страны от того, кто превратился в дракона. Таковых в окружении кремлевского дракона, думаю, нет. Он достаточно хитер, чтобы это обеспечить. Значит, будет править до конца жизни.