Все записи
22:26  /  8.04.18

2257просмотров

Пасхальное: о Времени

+T -
Поделиться:

 

Время выше рангом, чем любая физическая теория, которая есть лишь одна из атемпоральных форм, принадлежащая их тотальности, Высшему Разуму. Высший Разум вневременен, как и формы, он только есть, не порождает, не творит. Чтобы творение было возможно, требуется более высокая инстанция, Сверхразум, в Котором поэтому должно быть свое Время. Если Бог сотворил мир, это ставит рубеж для Него Самого. Последовательность актов творения и есть Его Время. И если мы поистине созданы по образу и подобию Творца, то наше время не чуждо Его Времени. А стало быть, блаженный Августин, ограничивший время лишь рамками сотворенного мира, ошибался. А вот Ориген, получается, был прав: время выше Разума и его форм, оно есть атрибут Сверхразума, Творца. Спасение же есть ни что иное как обновление человека в божественном времени. А раз так, то Воскресение Христово стало великим событием не только для людей; и на высшем уровне, для Небесного Отца, Христос воистину воскрес. 

Теги: время
Комментировать Всего 27 комментариев

Спасибо, Алеша! Я тоже хочу вставить свою копейку, хотя, я, конечно, и совершенный дилетант во всем за пределами моей узкой области, называемой физикой.

Слушал сегодня ночью, как читали первую главу Евангелия от Иоанна (а у нас ее читают, помимо русского и английского по гречески, на иврите, на латыни, по испански, по китайски, на арабском и украинском так что получается действительно, как во вселенской церкви). 

И вот начинается с утверждения того, что Христос есть Логос, через Которого все начало быть, что, кстати, повторяется и в Символе Веры. Логос есть разумная связь всего, организация (отсюда логика). А дальше говорится о том, что Он есть свет, который просвещает всякого человека, входящего в мир. Этот свет есть разум, который и делает мир ясным для нас и разум этот идет от того же Разума, через который мир был приведен к бытию. "Ибо из небывших к бывшим нас привел..."

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Алексей Буров

"свет... идет от того же Разума, через который мир был приведен к бытию."

Вот и я также думаю, дружище, что свет - от Разума; мир же приведен к бытию Тем, кто выше Разума, но через Разум, через свет его ясных и отчетливых форм. И предвечный Сын, единосущный Отцу, тоже, получается, больше, чем Разум. В Троице — не только свет Разума, но и тьма Tайны. И даже в нас самих оно так: сами для себя мы прежде всего совершенно таинственны, а потом, и лишь в какой-то малой степени, разумны.   

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Alexei Tsvelik, Сергей Любимов

Путь ко Христу

Когда становится ясным, что мир мог быть лишь сотворен Сверхразумом, то понимаешь и то, что для этой Силищи интересны могут быть лишь мыслящие творческие существа: все остальное известно заранее, и потому творение не имело бы смысла. Бог создал вселенную ради человека, в ком божественность может нарастать совместными усилиями обеих сторон. Это парадоксальный замысел, но иные и не могли бы быть интересны, как заранее предвидимые. 

Почему Бог дал миру совершенного человека именно тогда и так, как Он это сделал, и почему воскресил его на третий день и в теле — как знать? Пути Господни неисповедимы. Не отрицаю тех теологических разъяснений, что даются по этой части, но они не снимают таинственности рождения и воскресения Христа. Мне однако же совершенно ясно, что Тот, Кто создал мир, создал его ради Своих растущих детей. И еще мне ясно, что для Создателя Вселенной и Небесного Отца сотворить совершенного, свободного от греха ребенка и затем воскресить его ради спасения других детей — не задача.

Молитвы Небесному Отцу, Христу и Св. Духу реально дают силы — я ими только и спасался в тяжелейшие времена жизни. Да и по сей день не устаю в сем убеждаться, при любых условиях. 

Ну и громадный аргумент идет от цивилизации, которая и называется христианской.

И, может статься, мы не единственные дети...

В свете того, что написано даже на этой страничке, Алеша, я с необходимостью заключаю о других детях. Человечество имеет начало, а Творец безначален. До того, как сотворить нашу Вселенную, человека на Земле, Он творил иные вселенные, где, стало быть, появлялись другие дети. Возможно, и в нашей Вселенной есть иные дети Божьи. Что же, можно тогда спросить, число всех детей бесконечно? Наверное, так... 

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Alexei Tsvelik, Сергей Любимов

Спасибо, Алексей, за приглашение поглядеть этот пост. Утром нашим, почитав Ваши  комментарии, я почувствовал, что эти мысли совсем не чужды и мне. И это при том, что я, к сожалению, не так близок к Нему в мыслях, как Вы. Разве что душой, безотчётно, бессознательно, по мере приближения конца физического присутствия в этом мире,совсем без страха, я продвигаюсь туда, где нет конца. В этом я убеждён.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Алексей Буров

Как и Вы, Эдуард, я не знаю, что нас ждет за чертой жизни. Эту неизвестность я принимаю спокойно по одной важной причине — полного доверия Тому, Кто создал этот мир и Кто дал мне жизнь, и все это с такой щедростью. Доверия мне совершенно достаточно. 

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Эдуард Гурвич, Alexei Tsvelik

Расчувствовали Вы меня на ночь глядя, Эдуард(...

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Дорогой Лёша! Во-первых, с праздником тебя - с Великой Пасхой: Христос Воскресе!

Ну... и спасибо за текст). Кратко, по делу, без лишних эмоций и, в то же время, как-то человечно у тебя всё изложено. Прочитала пост и снова поймала себя на мысли - в который раз за последние годы! Не знаю, получится ли изложить...

Лёша, при всей своей тяге к абстрактному мышлению, я очень земная женщина - со всеми вытекающими... и даже самые высокие смыслы примеряю прям на себя. Такой вопрос: как встроить себя (да, себя лично - бесконечно малую... в формате Вселенной стремящуюся к нулю единицу разума) в описанную тобой матрицу? Мне это важно: чувствовать себя частью (пусть крайне малой - песчинкой) чего-то громадного (неизмеримо большего, чем я) и знать, что... Всё  равно - "по образу и подобию".

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

Воистину воскресе, Аня!

Аня, малы мы перед Создателем, а не перед Вселенной. Перед Вселенной мы как раз очень даже велики: ведь не размером же телесным величие измеряется. Вселенная есть лишь набор атомов и частиц, она очень проста по сравнению с человеком, который есть мыслящая личность. Да, понять Вселенную нелегко, но опять-таки потому, что в ее законах — мысль Творца, давшего ее детям и как захватывающую загадку, как одежку навырост :) И не забудем, что нет во Вселенной ничего и близко сравнимого по сложности с человеческим мозгом. Все остальное бесконечно проще. Человек потому и есть венец творения, что понимает, придумывает, творит новое, как и наш Небесный Отец, потому и несомненно, что ради человека Вселенная и создана. Без людей она была бы неинтересной Создателю в силу ее простоты и полной прозрачности для Него. То, что люди, скорее всего, не единственные Его дети, нашего статуса не умаляет, а наоборот :)   

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Alexei Tsvelik

Как хорошо всё разложил - и как красиво!)... теперь я поняла, что несколько запуталась в формулировках: под именем Вселенной я как раз имела в виду тот самый Его проект, о котором ты говоришь.

Спасибо, Аня. В общем, малы мы перед Автором проекта, но проект — ради нас, вплоть до удаленных галактик, сверхновых звезд, темных энергий и прочих красот и чудес космоса, связанных элегантными законами.

Здорово). Слушай, и при всей нашей малости быть частью этого проекта - это так здорово! Знаешь... даже обнадеживает - при всем том, сколько беды, боли и несправедливости в мире.

Аня, мы не часть этого проекта. Мы его смысл.

МЫ - это МЫ. МЫ все его смысл - это понятно. А Я - это часть смысла? Или Я - вот я, Анна Быстрова (прям конкретно, я же тоже венец творения) - тоже смысл? Прости, что я так путанно объясняю (у меня эта мысль "думается" буквально на уровне чувств)... но мне страшно важно знать свою вплетённость в весь этот Абсолют - это придаёт смысл моей собственной жизни... ибо при осознавании своей же бесконечной малости в сравнении с Ним, эта "влетённность" (не знаю, как еще назвать) дает мне ощущение могущества и... надежды. Знаешь, Лёш, именно надежды. На всё. И, прежде всего, на то, что я не одна). 

Человек — это единственный, кто может удивить Творца, Аня. Все остальное для Его всеведения полностью прозрачно, понятно и предсказуемо. Человек же есть тот, ради кого Бог поступился всеведением, дав человеку дар творения, превосхождения себя. Этот дар дан не массам, не группам, а индивидам, каждому по-своему. Поэтому первичны для Творца, в фокусе Его внимания — индивиды, личности, а не группы людей. Новое рождается в индивидуальной душе. Группы вторичны. Когда ты придумываешь новый фасон платья, обдумываешь новую коммерческую идею, решаешь трудную нравственную задачу, преодолеваешь хаос, собственные слабости — ты тем самым становишься чрезвычайно интересной твоему Небесному Отцу, имеющему на тебя надежду, и радующемуся твоим победам. Вот что для меня совершенно несомненно. Именно ради этого тебе и дана твоя жизнь со всеми твоими талантами в этой Вселенной, которая и создана как дом, где могут расти дети, развивая свои дары. 

Как хорошо, Лёша! То есть у Него есть план на каждого - включая меня. Тогда... как ты и сказал, нельзя терять ни минуты) 

План — не совсем то слово, Аня: человек свободен. Есть надежда и есть готовность к помощи. Возможности последней весьма ограничены опять-таки нашей свободой. А минуты, да, терять нельзя.

Многие люди уже при жизни омертвевают: перестают расти, развиваться, осваивать новое, решать трудные задачи. Тупо биологически длят существование, и все. Сонно ходят по освоенным кругам. Если они уже при жизни умерли, то какая у них может быть вечная жизнь? Чему там жить вечно и зачем? Телевизор с новостями, футболом и пивком навеки, что ли? Не знаю, думаю, эти люди будут просто погашены, их добровольная смерть при жизни перейдет в чистое ничем не замутненное небытие. 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Любимов

Вот этого и надо больше всего бояться.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Вот поэтому я и написал, Алеша. В том числе и для себя: нельзя спать, дорога каждая минута. 

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Комментарий Ларисы Гиршевны Волохонской-Пивер

Воистину воскрес Христос!

Очень все интересно, Алексей, спасибо за эти размышления. Меня только немного удивляет вот это Ваше рассуждение:

"Многие люди уже при жизни омертвевают: перестают расти, развиваться, осваивать новое, решать трудные задачи. Тупо биологически длят существование, и все. Сонно ходят по освоенным кругам. Если они уже при жизни умерли, то какая у них может быть вечная жизнь? Чему там жить вечно и зачем? Телевизор с новостями, футболом и пивком навеки, что ли? Не знаю, думаю, эти люди будут просто погашены, их добровольная смерть при жизни перейдет в чистое ничем не замутненное небытие." 

Евангелия говорят о спасении очень простыми словами, которые мы все знаем, например вот у Матфея: 25:31-46. Тут  ни слова нет о творчестве или какой-то особенной талантливости. У Вас же получается, что спасутся и перейдут в жизнь вечную только "интересные" люди... Причем Ваше рассуждение как-то подразумевает, что интересные значит люди творческие, интеллектуалы, -- наши с Вами друзья и родственники. А другие люди Богу якобы не интересны. Это очень забавно -- приписывать предвечному Богу наши собственные вкусы в выборе друзей-знакомых. Да и кто тут будет судить? где проводить границу? не молимся ли мы о грехах наших мертвецов, полагая их находящимися вне времени, что открывает возможность изменения их посмертной участи. Вы сами говорите о тайне Троицы, но ведь из этой тайны -- если действительно человек создан "по образу и подобию"! -- прямо вытекает и тайна личности. Мы не можем знать, что творится у каждого человека на душе, и уж конечно мы совсем ничего не знаем, о духовных переворотах, которые происходят во время умирания и перед смертью. А верить в немилосердного Бога, который спасает для вечности только избранных, и вовсе невозможно. Вы говорите: чем они займутся в вечности, эти глядящие в телевизор с футболом и пивом? -- уж не представляете ли Вы себе вечность, как продолжение наших здешних умственных и творческих занятий? Не интереснее ли -- если уж говорить в этих наших  слишком человеческих терминах, ибо других у нас нет -- попробовать представить себе, что за пределами времени нас ждет такая безграничная радость, такое преизбыточное счастье и веселье, что у нас и слов нет для их описания. Кажется мое рассуждение пошло по кругу.... Когда папа Григорий Великий попадает в рай, -- у Данте, конечно, -- ему тут же открывается, что он неправильно спорил с Ареопагитом по поводу ангельских иерархий. И что же? -- он сам над собой смеется! Все, что происходило в "той" жизни, в раю становится совершенно не важным. 

Но может быть я Вас неправильно поняла и ломлюсь прямиком в открытые ворота. Тогда прошу простить, что вмешиваюсь, не разобравшись.

Ваша, как всегда, Лариса.

А. Буров — Л. Волохонской

Здравствуйте, Лариса — 

Я часто пишу слишком кратко, особенно в комментариях, получая иной раз возражения, с которыми по большей части согласен. Кажется, и здесь такого рода случай.

Решать трудные задачи, расти в них и через них — это ведь совсем не сводится к чисто интеллектуальным поискам. Вот у меня был период в жизни, когда главными задачами было воспитание моих малых детей, с которыми я остался один — это был труднейший период жизни, где мне приходилось решать каждый день непростые задачи. В те годы я почти ничего не читал, кроме одной-двух молитв в день, и ничего не писал. Это был период, сильно меня изменивший, очень добавивший моему пониманию жизни; уж что-что, а по сонным кругам я не ходил, был бесконечно далек от этого. 

Думаю, что крепко умершие при жизни умрут навсегда, но кто и насколько крепко умер — решать-то не я буду. 

Примерно так мне это видится. Простите за слишком краткий пост и спасибо за Ваши замечания. 

Ваш Алексей.

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

Л. Волохонская — А. Бурову

"Крепко умершие" -- это заслуживает комментария.

У Чарльза Вильямса, одного из "Инклингов", но менее известного, чем Клайв Стэйплз Льюис и Джон Толкин, есть роман "Сошествие в ад", в котором герой-злодей спускается вниз, в ад, по веревке. Он знает, что он спускается в ад, но он также знает, что у него еще есть возможность раскаяться и вернуться "наверх". Но он упорствует в своем злом расположении и продолжает спускаться. Наступает, однако момент, когда он приходит в ужас от своего упорства и взывает с мольбой о помиловании, но к тому времени он уже так глубоко погряз, что возвращение оказывается невозможным. Один христианский комментатор объяснял это так: что "теоретически" возможность покаяния, то-есть возвращения к Богу, существует всегда, но "экзистенциально" может оказаться, что зло уже так укоренилось, что измениться к добру человек уже не в состоянии. Может быть это и есть Ваши "крепко умершие".

Я думаю, что милосердный Бог спасает всех, кто хочет спастись, кто способен видеть свет Его лица, и только тех, кто сознательно отворачивается и выбирает тьму, Он спасти не может. Тут дело, конечно,  не в исповедании той или иной религии, а во внутренней расположенности. В каком-то смысле, человек сам решает, спастись ему или нет.

Ваша Лариса.

Буров — Волохонской

Думаю, Лариса, что крепче всех умерли не те, кто способны "приходить в ужас от своего упорства и взывать с мольбой о помиловании", но кому давно и привычно очевидно, что взывать некуда. Не все из них выразительные злодеи, отъявленных злодеев даже и не так много. Их большинство — просто расквашенная публика, что живет, не напрягаясь, не неся никакой ответственности ни за что, в полной уверенности, что так и надо. Пустая порода, как говорят геологи. Они даже и ада не заслужили — что мог бы дать ад их мертвым душам? Та самая банальность зла, ужаснувшая Ханну Арендт.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Волохонская — Бурову

Спасибо, Алексей. 

Согласна, что отъявленных злодеев мало, но эти пустопорожние, которых Вы имеете в виду, -- ведь они, бедные, они сами себя опустошили и ограбили -- неужели же милостивый Господь их не пожалеет и не откроется им каким-то нам неведомым образом. Как Вы твердо доверяете Всевышнему, так же твердо я верю в Его безграничное милосердие. Ибо Он один знает, что творится в душе каждого из них и из нас.

Я не сентиментальничаю. Разумом я с Вами готова согласиться, а сердцем нет. Ибо если Вы правы, то слишком многие тогда будут "просто погашены" и "растворятся в небытии". Помните: "... и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму". Мне совсем не нравится с Вами спорить, да еще в эти светлые дни, да и в любые другие дни, и я так во многом с Вами согласна, а как-то так получается, что спорю, но только по этому одному пункту. 

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Ваша Л.

Буров — Волохонской

Христос воистину воскрес!

И не только поэтому у меня нет сомнений в безграничном милосердии Господа, Лариса. Дело в другом. Боюсь, у слишком многих Ему попросту нечего спасать: все испорчено, все оказалось пронизано пошлостью, ложью, дуротой, ленью, зломыслием, идолослужением. И ничего более, или почти ничего. Ну, вытрясет Господь из души все дурное, отстирает ее, а после этого там останется лишь голая универсальная абстракция "я", для всех одинаковая, да даром пролежавшие таланты. Эта абстракция и так вечна, в отдельном спасении не нуждается, таланты же так и не стали частью личности, и просто выпадают из нее, ни за что не зацепляясь. Спасается в душе лишь то доброе, что человек наработал с Божьей помощью, не все же подряд. Если этого доброго слишком мало — и при бесконечном милосердии нечего спасать. Думаю еще, что чрезмерная уверенность в спасении чуть ни всех подряд не полезна: такая уверенность развращает. Начало премудрости — страх Божий, и недаром определенные страницы Писания вообще и Евангелий в частности грозны. В притчах Христовых немало недвусмысленных угроз. Простите за несвоевременные мысли, не вполне отвечающие Светлой Седмице.