Все записи
04:43  /  20.09.19

385просмотров

Открытие трансцендентного: Гераклит

+T -
Поделиться:

Предыдущее выступление: Рождение рационализма, Пифагор.

Эта беседа продолжает разговор о том, каким образом "рационалистический треугольник" появлялся в истории философии, в представлении о мироздании первых рационалистов Запада. Напомню, что под "рационалистическим треугольником" понимается то необходимое представление о мироздании, что имплицировано верой в разум, верой в беспредельную открытость мира человеческому разуму. Вера в познаваемость мира не должна включать абсурд, должна быть самосогласована. Это значит, что принципиальная умопостигаемость природы и достаточный для продвижения в ее понимании ум человека должны быть чем-то обеспечены. Обеспечивает это весьма особенное соответствие Автор мира, Бог, выступающий в аспекте Сверхразума и Небесного Отца. Такая трехвершинная рационалистическая схема природа-человек-Бог и названа нами "рационалистическим треугольником". 

В предлагаемой беседе я пытаюсь показать, каким образом эта схема проявлялась в философии Гераклита из Эфеса (535-475гг), от которого дошло около 130 небольших фрагментов.

Гераклит Эфесский, бывший одно время настоятелем знаменитого храма Артемиды, совершил философское открытие высшего разряда: он осознал, что мудрость, сияющая в природе, бесконечные природные красоты, гармонии и увязки, имеет свой источник. Следуя этой интуиции, он ввел организующую мир и управляющую им Мудрость, с исходящими от нее и пронизывающими мир логосами.

"Никто из тех, чьи учения мне знакомы, не пошел так далеко, чтобы утверждать, что Мудрость есть нечто отдельное от всех вещей",

с гордостью писал Гераклит. Эту трансцендентную Мудрость он называл по-разному: Богом, Огнем, Молнией, Логосом. Он подчеркивал отличие высшей Мудрости от популярных представлений:

"Есть лишь одна высшая Мудрость. Она желает и не желает называться Зевсом."

Мудрость являет себя через регулярность и законосообразность природы:

"Предназначение есть всеохватывающий закон."

Отсюда проистекало и высшее назначение человека:

"Есть лишь одна мудрость, понимать умную волю, которой все вещи управляются через всё."

Раз мудрость подобна огню, то наиболее благородная душа есть та, что для огня особенно желанна, "сухая душа": 

"Сухая душа есть мудрейшая и лучшая."

Сухость эта дается, однако же, нелегко, 

"Для души в радость намокнуть."

Обычная жизнь мокрых душ подобна сну: 

"Мы не должны действовать и говорить так, как будто спим. Для бодрствующих есть лишь один общий им мир, а у каждого спящего мир свой."

Задача человека—стремление к Богу, к высшей Мудрости, помня все же и о том, что 

"По сравнению с Богом, даже мудрейший из людей — как обезьяна перед человеком."

Приведенные цитаты достаточно ясно показывают "рационалистический треугольник" картины мира Гераклита. Гераклит указывает на трансцендентный совершенный ум, Мудрость, задающую порядок природы и великие возможности человека. Явно выделена сверхценность познания как росту в мудрости, при подчеркивании вечной дистанции между человеком и Богом. 

Гераклит ничего не доказывает и не стремится доказывать, не ставит под сомнение сказанное. В этом смысле он скорее пророк, чем философ. Его высказывания есть свидетельства об открывающемся как несомненное. 

Комментировать Всего 2 комментария
Почему Гераклит "темный"?

Рад стараться, дружище! 

Читая фрагменты Гераклита, я хотел найти то, за что его звали "тёмным", на что намекал и Сократ, "уверен, что не менее прекрасно и то многое, чего я у Гераклита не понял". Но я не натолкнулся ни на один уж особенно темный фрагмент у него. То ли взгляд мой не углубился достаточно, то ли те темные фрагменты до нас не дошли. Парменид, по-моему, гораздо темнее.  

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik