Все записи
04:04  /  17.06.20

406просмотров

Свобода и Ресентимент, "Другой Взгляд"

+T -
Поделиться:

 

Журнал "Другой Взгляд" Андрея Борисовича Зубова и Никиты Владимировича Пасечника опубликовал мои заметки "Свобода и Ресентимент", о событиях в Штатах. Помещаю здесь лишь их начало, дабы не лишать читателя тех замечательных иллюстраций, что были подобраны Никитой Владимировичем. 

~~~~~

     Как правильно назвать то, что происходит в последние дни в Штатах? Одни люди выходят мирно протестовать против полицейского беспредела и расизма впридачу (насколько реальных — отдельный вопрос), а другие под эту лавочку громят и грабят магазины. Антирасистские грабежи, может быть? Попытался я нагуглить хоть какую-то предварительную статистику грабежей, но пока не удалось. Мой молодой друг и коллега Тим Золкин, живущий в Западном Чикаго (West Side Chicago), отважно гонял все эти ночи на мотоцикле, дабы своими глазами видеть развернувшийся кошмар. По его оценке, в Западном и Южном Чикаго, с населением 500 и 750 тысяч, разграблено, а скорее даже уничтожено, до 80% магазинов, в основном небольших забегаловок, где небогатые обитатели этих районов покупали себе еду. Уничтожены практически все аптечные, обувные и парфюмерные магазины, а также парикмахерские. Полиция никак не участвовала; ее либо не было вовсе, либо, приезжая на разграбление, полицейские ограничивались уговорами грабителей. Среди этого тотального разграбления Западного и Южного Чикаго, абсолютно нетронутой оказалась лишь Little Village, мексиканский район Вест-Сайда. На главной улице этого района, 26й стрит, много магазинов, но ни один из них не пострадал ни на грош. Этот район оказался единственным с надежной защитой против грабителей: его защитила мексиканская мафия, выставившая плотное круглосуточное дежурство вокруг каждого магазина. Впечатляющие следы революционных грабежей заснял популярный видеоблогер brian_636, гонявший вместе с Золкиным на мотоцикле по центральному и окраинному Чикаго; читатель может полюбоваться: https://youtu.be/IPwpEF1MK_I и еще https://youtu.be/cKl8-mCY6Bw .

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ.

Комментировать Всего 17 комментариев

Спасибо, с интересом прочла и Вашу статью и заодно статью А.Зубова на ту же тему, но с другим взглядом.

Ваш посыл на этот раз мне абсолютно понятен и кажется внутренне логичным (как впрочем и посыл Зубова)

Вопрос к Вам: но ведь негритянская церковь богата традициями, по статистике около 80 процентов черного населения Штатов (мне встретились цифры от 74 до 89 процентов) ассоциируют себя с христианством, а что касается Штатов в целом, то вот даже википедия пишет:

"США — единственная из развитых стран, где большинство опрошенных людей выразило свою приверженность вероисповеданию, отметив, что религия играет «очень важную роль» в их жизни"

можно конечно сказать, что все эти люди и белые и черные "верят как то не так", но согласитесь, что это будет уже существенной натяжкой - кто может судить, если человек сам говорит и ощущает, что он верит в Бога, причем именно в его христианской традиции.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Как много немцев по статистике причисляли себя к той или иной церкви при нацизме, Катерина? Ответ: в 1939 году 95% — протестанты и католики. А теперь другой факт, цитирую статью:

"на федеральных выборах в Германии ноября 1932 года 70% голосов поделили три антихристианских социалистических партии. Идеологией взявшей 33% национал-социалистической рабочей партии была эклектическая смесь деизма, социал-дарвинизма и националистического политеизма. Коммунисты, с их агрессивной ненавистью к христианству, взяли 17%. Социал-демократы, с их смесью религиозного безразличия и презрения, получили 20%. Ницше, объявивший о «смерти Бога» за полвека до тех выборов и за треть века до русской революции, предсказывал гибель сотен миллионов, как следствие. Увы, он оказался недалек от истины. "

Как такое может быть: 95% христиан и 70% голосов антихристианских партий? В России перед революцией тоже любой опрос дал бы подавляющее большинство христиан, без сомнения. Стало быть, человек может числиться христианином, но реально им не быть. Не вижу тут даже ничего удивительного. Мало ли кто кем числится. Холокост мог твориться только расхристанной публикой, кем бы эти люди ни числились. То же самое — погромы в Америке. 

Другое важное обстоятельство: среди профессоров университетов большинство — атеисты и скептики, по статистике. Думаю, что вот эта статистика не сильно грешит против истины. В университетах господствует постмодернизм, мало отличающийся от марксизма. Политические лидеры погромщиков получили это замечательное образование.   

Не уверена, что поняла. То есть да, они в большинстве своем христиане (погромщики в Америке, немцы в 1939, россияне накануне первой мировой). Они сами себя ими считают и статистика это фиксирует. В истории они творят то, что творят (много всего разного, но в том числе и безусловно противоправные и противоморальные вещи, прямые преступления). И вот на основании сотворенного ими мы говорим: да ни черта подобного, никакие они не христиане, они ими только числятся. Вот если бы они творили только добро - тогда да, были бы настоящие. Мне трудно поверить, что я поняла правильно, уж больно это как-то странно с любой точки зрения... но вроде получается так? Или я все-таки ошибаюсь и Вы написали о чем-то другом?

Вера, религия — не только и не столько формальная вещь. В статье я попытался это обозначить. Религиозная деградация — совершенно обыкновенная вещь, многократно в истории происходившая. Вполне можно числиться прихожанином какой-то общины, и даже бывать на службах, оставаясь в душе нацистом, насильником, бандитом. Статистика такие вещи плохо отражает, ибо они неформальны. 

Ага. То есть речь идет не о людях, которые сами себя считают верующими и полагают, что "религия занимает важное место в их жизни". Не о посещении церкви и не о действенной принадлежности к общине. Это понятно.

Тогда, Алексей, может быть Вы проясните для меня что Вы имели в виду под религиозным возрождением вот в этой фразе из Вашей статьи:

"Запад, таким образом, стоит на развилке: или он найдет в себе силы к преломлению пагубной тенденции религиозного охлаждения, силы к религиозному возрождению, либо..."

Что конкретно, событийно должно произойти в обществе, если Штаты (мы сейчас говорим о них) выберут этот самый путь? Новая религиозная реформация? Придет новый Лютер, прибьет новые тезисы к дверям одной из тысяч негритянских церквей и черные ребята к ним потянутся? Еще что-то?

Несмотря на свой атеизм я вполне понимаю идею духовной эволюции общества в целом  или какой-то его части, и мне кажется как раз о ней говорит в своей статье Андрей Зубов, утверждая, что мы в России, имея другую историю, просто не совсем понимаем и почти совсем не чувствуем тот кусок пути, который условный "запад" прошел по пути осмысления своего колониального и рабовладельческого прошлого. Вы же очевидно имеете в виду что то другое, обозначая это термином "религиозное возрождение".

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Синочкин

Религиозность — это прежде всего определенное состояние духа, которое я и обозначил в статье, где писал о связи с Небесами в любви и доверии как альтернативе ресентименту. Все остальное — вторично и может быть по-разному. Религиозность — величина исторически переменная, может деградировать, а может и возрождаться. Как конкретно могло бы пойти религиозное возрождение, гадать не берусь.

Но как бы Вы (и другие наблюдатели) практически опознали, если бы оно все таки начало происходить?

Пока происходит вот что.

Опять же - мы можем отказать всем этим людям в том что они действительно верят в Христа или в том, что они верят "правильно". Но правильно ли это будет? Кто может о таком судить? Сама я конечно никогда не бывала в негритянских церквях (да я и в Америке то не бывала и в сложившихся обстоятельствах вряд ли когда нибудь побываю), но моя подруга юности, профессор филолог изучающая "пиджины" по всему миру, там бывала неоднократно и говорит, что все там пронизано искренней любовью к Богу.

А как бы вы практически опознали людей, пронизанных злой обидой, ресентиментом? Как бы отличили ресентимент от религиозного состояния? 

Мне кажется, что злая обида никак не связана с религиозностью.

Знаком ли вам самый главный текст христианства, который всякому христианину следует повторять перед сном, при пробуждении, перед принятием пищи?

Ангел рассвета. Сегодня ночью снимала. Тоже с религиозностью не связано, но красиво.:))

У кого религиозности нет, с ней ничего и связано быть не может. Людям без Небес красота неба — не более чем приятное ощущение. 

Ну в целом я согласна. Наверняка активные прихожане христианских негритянских церквей, которые мы обсуждали выше, имеют в своей жизни какие-то переживания, которые мне в принципе недоступны. А какие-то из моих - недоступны им.Но мне кажется, разнообразие (в том числе и разнообразие мировосприятия) все таки мир скорее украшает, чем обедняет...

Речь о том, что определенные мировосприятия, становясь массовыми, оказываются несовместимыми с Западной цивилизацией. 

Успел ранним утром ухватить на Ленте Ваши рассуждения о Ресентименте и Свободе, дорогой Алексей. Важные исследования о происшедшем, размышления Ваши об истоках и последствиях согнали сон  и, понимая, что Сноб теперь не для дискуссий на подобное ( все разбежались и площадка занята - я пару дней назад написал о Смерти и любви у Толстого - ни единого отклика), всё-таки пишу. Да, и Свобода не приносит счастья, если её принимают с Неба, не освободив души, и Демократия, и Религия ( если ко всему тому её принимают с Неба с первой мыслью попросить, а не дать). Картины погромов удручающие, фотографии, материал бесценный. Но где спасение цивилизации? Этот вопрос остаётся. На всякий случай. Всплыла история моего посещения Гарлема  в первые мои поездки в Америку. И как я радовался, когда мне показывали - вот здесь жила беднота, здесь была опасная зона, преступность, куда и полицейские Нью-Йорка боялись заходить... А теперь прекрасные дома, дали работу молодёжи и всё изменилось... Я с этим жил - можно же! Но вот карантин, кажется, поставил эти души в условия, когда выявилось - ничто не исчезает с предоставлением работы, жилья, достатка, я уж не говорю пособий... Господь твердит своё - начинайте продвижение к Добру, иначе погибнете. Совершенно то, над чем бился Толстой и чего не разрешил, кстати. Загляните при случае в пост мой. Там, понимаю, есть что возразить. А так-то спасибо.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

" Религия ( если ко всему тому её принимают с Неба с первой мыслью попросить, а не дать)."

Вот, это важнейший пункт, дорогой Эдуард. Религиоведы проводят по нему различение между религией и магией, оборотной стороной коего является различение между моно- и политеизмом. В сердце подлинной религии — ответный дар Небесному Отцу, благодарность за все и принятие возложенного бремени, креста, как особого поручения. Магия же в своем центре — выпрашивание или вынуждение духов дать то, что человек хочет.  

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич