Все записи
МОЙ ВЫБОР 01:33  /  27.07.20

1544просмотра

Два типа революции

+T -
Поделиться:

 

Понимая под революцией существенную перемену форм власти, можно увидеть, следуя Хайеку и Соуэллу, что по своим задачам, средствам и следствиям революции делятся на два типа.

Утопические, или неограниченные, революции ставят своей задачей грандиозное преобразование всех общественных отношений с целью утверждения нового высокоморального порядка, устранения всех несправедливостей, обеспечения равенства и счастья всем и каждому. Для реализации этих великих задач требуется подавить сопротивление врагов — тех, кто наживается на несправедливостях вместе с их силовой и идейной прислугой. Требуется уничтожить старую культуру, пронизанную апологией несправедливости. В частности, требуется уничтожить и старую религию, поскольку она тоже оправдывает старый порядок и зовет к миру и прощению, а не войне и праведному гневу. Поскольку цели столь возвышенны, любые жертвы оказываются оправданны. Реализация этих грандиозных планов требует создания революционной партии с дисциплиной армейского типа, с боевыми отрядами. Примеры утопических революций — мюнстерская коммуна (1534), французская революция XVIII века, большевицкая и все марксистские революции, разворачивающееся ныне революционное движение в США. Все без исключения утопические революции были выразительно катастрофичны.

Правовые, или ограниченные, революции ставят задачей установление социального порядка основанного на уважении естественных прав и свобод, понимание которых может варьироваться. За исключением абстрактно-правовых возможностей, природное и социальное неравенство граждан принимается как данность. Забота о счастье и благополучии понимается как свободная задача каждого, где каждый может оказаться удачлив или нет. Трагичность жизни, определенная неизбежность неудач и несчастья, человеческие слабости и пороки принимаются как данность. Примеры правовых революций — создание США, ряд европейских демократических революций XIX и XX веков, включая все антикоммунистические революции. Те правовые революции, что не заканчивались скорым поражением, значительно улучшали жизнь народов.

Вопрос: почему, при столь длинном списке катастроф утопических революций, на наших глазах разворачивает знамена еще одна, и не где-нибудь, а в самой успешной правовой стране? Почему выразительные катастрофические уроки прошлого не сыграли никакой роли для многочисленных революционеров Америки?

На мой взгляд, существенны здесь следующие обстоятельства.

Во-первых, в Штатах создан значительный класс революционной интеллигенции — дипломированных атеистов, не видящих для себя никакого иного смысла жизни, кроме решительной борьбы с какой-нибудь социальной несправедливостью. Отсюда идет запрос на учения о великих несправедливостях, путях разрушения старого мира, победы над эксплуататорами и построении правильного общества, когда и будет всем праздник. Во-вторых, имеется чернокожий пролетариат с тотально разрушенными семьями, социальным паразитизмом, высочайшим уровнем преступности и гигантским ресентиментом. Эти две группы населения, революционная интеллигенция и пролетариат, и составляют классическую социальную базу революции. Первые, согласно ленинским заповедям, вносят марксистскую теорию в среду вторых, организуя, возглавляя и направляя удары по эксплуататорам-опрессорам. 

Положим, что все так и есть. Принимая в расчет неизменную катастрофичность утопических революций, следует ожидать, что на Штаты надвигается серьезная катастрофа. Но тогда следующий вопрос: можно ли как-то остановить эту катастрофу или хотя бы смягчить ее удар? Не знаю. Народ США отвечает на этот вопрос неслыханной доселе скупкой оружия и боеприпасов. Судя по всему, не только Штаты, но и Запад вообще подошел к порогу глубокого системного кризиса, где, воленс-ноленс, придется пересматривать конвенции светского общества и государства. При достигнутом уровне прогресса, правовое безрелигиозное общество оказывается неизбежно порождающим класс рев. интеллигенции, энергично нацеленный на уничтожение основ этого общества. 

На ФБ

На ЖЖ

Комментировать Всего 27 комментариев

Беда в том, что сама левая идея несет в себе религиозный потенциал. "Кто был ничем, тот станет всем". Весь этот левый атеизм опирается на  подспудные религиозные чувства. "Впереди Исус Христос". Дьявол искуснейше мимикрирует под Бога. То, что происходит на улицах, — это беснование с религиозным подтекстом. Мы за слабых, за угнетенных, за справедливость. Есть религиозное освящение жизни, творчества, права, собственности — и есть "религиозное" (по форме часто атеистическое) освящение бунта, переворота, уравнительства, разрушения материального мира.  Так что энергия религиозности изливается по двум разным руслам... 

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik, Алексей Буров

Согласен, Миша. Как бы ты описал историю этого расщепления религиозного ядра?

Не «революционность». Разрушительность.

Алексей, Вы очень точно описали два типа революции.

Но, кмк, сравнивать было бы уместно другое.

Раз уж речь зашла о предполагаемой деструктивности атеизма как фактора.

Атеисты (как генеральная совокупность) - бОльшие разрушители, чем верующие? Верующие (как генеральная совокупность) - более миролюбивы? Более компромиссны? Более договороспособны?

Если нет, то фактор ВЕРЫ перифериен.

Какая общая черта у разрушителей, хоть верующих, хоть неверующих?

Нмв, в их глазах ценность "идеи" выше ценности людей и материальных благ, приносимых в жертву ради торжества этой идеи. Религиозной идеи, социальной идеи, расово-национальной идеи.

Что остаётся потенциальным жертвам? Запасаться средствами защиты-обороны. Хоть верующим, хоть неверующим. Что американцы и делают.

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

Светлана, известно ли Вам имя хотя бы одного клирика, игравшего видную роль в утопических революциях? Хотя бы в одной из них, хоть одно имя? 

Алексей, Вы берёте узкую область -

"утопические  революции".

При этом сами же пишете, что революции были не только утопические.

Революционность - естественная часть развития, при разных обстоятельствах она может быть разрушительной (что опасно), а может - вполне конструктивной. Например, Февральская революция в России. Вполне могло получиться изменить Россию через Учредительное собрание.

А большевики и те, кто пошёл за ними, просто перелицевали религию, разрушили "мир насилья до основанья", причём делали это в том числе вполне верующие люди, сменившие одну веру на другую.

Заметьте, Светлана, что я говорю об атеизме, как состоянии, порождающем запрос на утопическое учение, как заполнение нестерпимой духовной пустоты. Утопические учения носят характер псевдо-религии. Марксизм как псевдорелигия рассматривался мной здесь.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Алексей, это неисследованная тема

Люди - социальные животные, они придерживаются предписанных ритуалов, этого оказывается достаточно. Большинство вполне комфортно живет в таком ритуальном сумраке, хоть религиозном, хоть внерелигиозном.

Богоискательство или атеистическая псевдорелигиозность как субъектно осмысленная деятельность возникают у немногих. Если они "пасионарии" - могут увлечь других, иногда значительные массы.

Клерикальное, пусть и незаконченное  образование Сталина и его начитанность в Писании вовсе не нейтрально к его как боевой революционной, так и государственной кровавой деятельности, Алёша. Думаю, если поискать, аналогичные примеры в истории найдутся 

Утопический революционизм вообще и марксизм в частности есть своего рода религия, предельный ответ на вопрос о смысле жизни, как я это разбирал в "Марксовом мифосе". Христианство усиливает в человеке запрос о высшем смысле, но человек не обязательно принимает христианский ответ. В этом смысле, само христианство провоцирует утопический революционизм, питаемый христианским запросом и христианскими же святынями, типа свободы, равенства и братства. Так что, путь Сталина в марксизм вполне мог быть спровоцирован его уроками в семинарии. "Свободу, равенство и братство" Сталин затем оставил, как до того оставил христианскую веру. 

Кстати, разве революция Кальвина не была утопической? руководителей коммуны Мюнстера ты не относишь к религиозным деятелям ? 

Кальвина никак к утопическим революционерам отнести нельзя, Миша. Это был правовик, хотя и жестокий по нынешним меркам. А вот мюнстерцы — да, христианские утопические революционеры. Заметь, однако, что среди их лидеров не было ни единого клирика. Ну и вообще, утопические революционеры — маргинальные фигуры в истории христианства.  

Интересная деталь: 

Максимилиан Робеспьер,  утверждал, что атеизм — это опасный продукт аристократического декаданса, и считал, что нравственное общество должно по крайней мере признавать существование высшего существа

Важная христианская граница между градом земным и небесным в деизме не присутствовала, ей там даже и в принципе места не было. Ведомая деистами и атеистами Французская революция и продемонстрировала следствия этих учений. Деизм также разделялся верхушкой Третьего Рейха. Таковы замечательные плоды учения об оставившем мир Боге-Часовщике. 

Савонарола и Томас Мюнцер - интересные примеры социального радикализма 

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

В принципе, да, Миша. Религиозные коммуны и религиозные коммунисты были в прошлом, и, в принципе, могут быть в будущем. В Штатах есть и сейчас общины амишей и меннонитов. Монастыри — общины. А дальше начинаются серьезные "но". 

Уже с первых веков своего существования, христианство ставило границу между градом земным и градом небесным, утверждая, поддерживая и совершенствуя особые условия бытия первого. На Востоке и Западе, церкви были строительницами цивилизации, хотя и весьма по разному. Дигесты благоверного Юстиниана, развитие правовой науки в университетах Запада, и многое другое на то прямо указывает. 

Утопические христианские революционеры вроде Савонаролы и Мюнцера были фигурами маргинальными, как по времени, так и по пространству христианской цивилизации. 

Всё же, эмпирически, социальная база текущей американской революции шире. Более-менее её ценности признаются примерно 55% активного населения страны, сосредоточенного прежде всего в мегаполисах. Негритянский "пролетариат" это 13% населения. Оставшиеся 40+% это явно больше, чем самое расширительное понимание "революционной интеллигенции", которая может составлять ну 10% отсилы. Судя по электоральным результатам и массовости участия белой молодёжи в мятежах, революцию активно приветствует значительная часть "белого" среднего класса и, по-видимому, большинство богатых. Для предреволюционной России самоубийственная поддержка большевиков, скажем, Морозовым и Ко тоже не была чем-то необычным. Тут важно понять - ЧТО заставляет верить в бредовые лозунги "революционной интеллигенции" вот эти почти 30% населения? В их рядах, как я понимаю, большинство "латинос", большинство ЛГБТ+, феминистки, но остаются ключевые 10-15% белого среднего класса, которые и делают обоснованными надежду демократов на взятие под контроль в ноябре в дополнение к Палате Представителей ещё и Белого Дома. 

Прямо этот вопрос выхватили у меня Сергей поутру - о процентном соотношении белого населения и чёрного, левой интеллигенции и здравомыслящей, место  латинос в возможном развитии событий по схеме "утопическая революция". В этом, видимо, важно пробовать разбираться в оставшиеся три месяца. И ключевой вопрос - достаточно ли напуган обыватель американский погромами?

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Светлана Горченко

Хороший вопрос, Сергей. 

Следует, очевидно, различать между активистами этой революции и более широкой и менее правоверной сферой ее поддержки. Там есть некий непрерывный спектр, с плавно меняющейся степенью поддержки и критики. Есть большевики, меньшевики, трудовики, эсеры, левые и правые кадеты, итд. Вспомним и метания Керенского между Корниловым и большевиками. Те петроградцы, что радостно поддержали Февраль, не подозревали, что он скоро обернется Октябрем. Многие ли из американских сторонников демпартии начинают осознавать подобное — узнаем на выборах 3 ноября.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Очень чётко и своевременно, Алексей, Вы осмысляете два типа революции. Спасибо. В широком смысле, вопросы Светланы Горченко звучат для меня серьёзно об участие в революциях верующих и неверующих... Наверное, тут следует разбираться в истинности веры, с которой идут или не идут в революцию верующие?

Эдуард, благодарю!

Мы какую проблему хотели бы решить? Чтобы в итоге что? 

Минимизировать ущерб, максимизировать блага и сделать их доступнее каждому.

Алексей считает, что помогла бы вера. Окей, гипотеза.

Стран на глобусе примерно 193. Возьмём 10% самых "верующих" и 10% самых атеистичных. В котором дециле лучше? Достойнее? Человечнее?

А теперь вглядимся в истинно православных в России. Нетерпимость, черносотенство, мракобесие...

Ладно, возьмём просто православных, не столь фанатичных. Стяжательство, вечные дрязги...

Захочешь найти общину с миром-гармонией - во-первых, устанешь искать, а во-вторых, если найдёшь, то у них батюшка гонимый, церковное начальство его не любит, делам его ходу не даёт, паства за ним от храма к храму мыкается, бедствует...

Павел Адельгейм такой был, праведник. Александра Меня можно вспомнить.

Я думаю, дорогая Светлана, что Алексей (исходя из моего опыта общения с ним) так утилитарно к вопросу веры не подходит. Его отношения с Религией очень серьёзные, он едва ли не самый образованный на Снобе. И, конечно, не связывает нынешнюю православную церковь с Верой. Впрочем, тут третий лишний  (я о себе):). Давайте я отсюда уйду к себе в пост и поясню, что я хочу сказать в дополнение к Вашему пояснению мне о ...балфолке:).

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Спасибо за внимание, дорогой Эдуард. И с верой надо разбираться, во что верит человек, и с типом революции тоже. Чему и посвящена эта заметка. Выше я попытался ответить Светлане и Мише Аркадьеву на их вопросы такого рода.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Но тогда следующий вопрос: можно ли как-то остановить эту катастрофу или хотя бы смягчить ее удар?

       К сожалению, до переизбрания Трампа похоже никак.

       Да и после победы демократов - еще не факт, что все утихнет. Ведь чужой опыт ничему не учит. Пока сами, прости господи, "кровью не умоются" в гражданском противостоянии. Пока не поймут насколько может быть страшна Гражданская война.

       Пока все движется по старому большевистскому сценарию.

      Нового пока они не привносят. Смена одних "памятников" другими. Это дурной порочный круг.

       У левого истеблишмента штатов похоже нет ни желания, ни потенции не сносить и не перекраивать свою историю и культуру, а дополнять их новыми красками, не закрашивая старых.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Утопические учения тем и сильны, что уроков истории для них не существует. Всесильноверные истины ничем не пронять. 

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Тогда наверное, через самоосознание... а это, к сожалению, в случае всесиольноверных истин происходит через умывания кровью... Трампу в штатах где во главе губернаторы демократы наверное надо отступить. Он там со своими федералами как красная тряпка для быка. 

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

У BLM есть этакий комплекс неполноценности перед в их понимании "белой цивилизацией"? Комплекс некоего цивилизационного отставания? 

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Виктимизация негров и демонизация белых — вот что у них.