Все записи
00:20  /  2.04.15

1702просмотра

Конкурс Института Основополагающих Вопросов

+T -
Поделиться:

 

Есть, дамы и господа, такой Институт Основополагающих Вопросов, The Foundational Questions Institute (FQXi), чья миссия обозначена следующим образом:

"катализировать, поддерживать и распространять исследования по основаниям физики и космологии, в особенности инновационных идей и направлений, нацеленных на интеграцию понимания реальности, но имеющих невысокие шансы поддержки конвенциональными структурами". 

FQXi существует в основном на средства Темплтоновского фонда, но научным директором института является космолог, называющий себя атеистом. Что сия комбинация означает, мне не вполне ясно, но тут я хотел сказать о другом.

Ежегодно FQXi проводит конкурсы коротких сочинений на большие философские темы, связанные с его кругом задач. Тема этого года: "Trick or Truth: the Mysterious Connection Between Physics and Mathematics".  На конкурс заявлено более двухсот сочинений. Мы с сыном Левой выставили туда наш фундаментальный опус "Genesis of a Pythagorean Universe", движимые в основном любопытством и соображением, что вреда не будет. Поскольку труд наш был в свое время представлен на Снобе, вызвав изрядную дискуссию, то о его дальнейших приключениях имеет смысл здесь же и доложить, что и делается. На первом этапе конкурса каждое из выложенных сочинений проходит двойную оценку: во-первых, общей публики, а во-вторых, других авторов и членов института. После периода набора оценок, сорок лучших эссе проходят во второй тур, где они читаются и оцениваются уже специальным жюри.

В общем, такова присказка. А сказка в том, что если Вы, дорогой читатель, пожелаете поддержать "Пифагорейскую Вселенную"  на этом конкурсе—то такая возможность есть до 22 апреля, и авторы были бы весьма признательны. Ради справедливости надо сказать, что и потянуть "Вселенную" ко дну читательских оценок тоже можно: на все вольная воля ценителя. Отметка (по линии public) выставляется в диапазоне от 1 (низшая) до 10 (высшая), и должна учитывать релевантность и интересность текста. Единственное, что там потребуется сообщить, это email address, более ничего. Желающие же не только поставить отметку, но и поучаствовать в дискуссиях FQXi (и не только на этом его конкурсе) могут создать там свой аккаунт, что дает возможность постить там в свое удовольствие.

Список всех представленных эссе здесь.

"Пифагорейская Вселенная", как участница конкурса—тут.

Некую пикантность нашему участию придает то обстоятельство, что в своем сочинении мы опровергаем гипотезу Макса Тегмарка o полном мультиверсe. Пикантность тут в том, что проф. MIT Тегмарк—и есть тот самый атеист, что стоит во главе FQXi :) 

Комментировать Всего 7 комментариев

Миша, твоя беспристрастная оценка "Пифагорейской Вселенной" взатребована по высшему разряду. 

Это несомненно добрый знак!

Леша, я проголосовал и посмотрел дискуссию. Идет полным ходом! Я рад, что людям интересно и, главное, многие говорят по делу.

Спасибо, дружище. Да, дискуссия идет, и кстати, в ней могут участвовавть все желающие: для этого достаточно создать там аккаунт

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Замечательная переписка

Не могу не привести вот этот комментарий на Лешу. Поскольку это часть личной переписки, то имя отправившей его я не называю. Скажу только, что это очень знаменитая дама. 

Л. В. - А. Б. 

Дорогой Алексей,

спасибо. Я за Вами не поспеваю, но свое высокое внимание обратила и статью только что прочитала. В она во многом выходит за рамки моего понимания, но

поскольку общий ход рассуждения и выводы мне отчасти понятны и близки моему взгляду на устройство мира -- правда вполне дилетантскому в смысле физики,

но зато немного осведомленному в смысле богословия, -- я взяла на себя смелость Вашу с сыном статью оценить (высоко) для конкурса.

Я с юности зачарована вопросами симметрии в природе и платоновскими телами, и интерес сохранился на всю жизнь. Трудность, как я думаю, состоит в том, что,

согласно святым отцам Церкви, Бог (как Вы говорите в Ваших беседах, "внеположенный Разум) есть Творец времени и пространства, в которых мы живем. 

Наша мысль витает в этих рамках и ей трудно выйти за них, потому что там вся почва ускользает из-под ног. Математика может за них выйти, но обывательский ум

отказывается это постигать. Отсюда такой длящийся успех уже устаревшей идеи прогресса, дарвинизма  и прочих тривиальностей, унаследованных от девятнадцатого

века, на благодатной почве которых выросло еще много всяких -измов.

Все, что Вы и Алеша Цвелик говорите и пишете, совместимо с иудео-христианской космологией и отчасти даже антропологией. Я говорю "отчасти", потому что

вопросы грехопадения, смерти, искупления и прррррр. тут рассуждению не подлежат. Речь идет только о том, "существует" ли этот внеположный Разум или Бог,

причем Бог непостижимый, всемогущий, вечносущий, неизменный и притом еще и благой? И если "существует," можем ли мы Его познавать, несмотря даже

на его непостижимость? Вы, конечно, знаете, что иудео-христианская традиция решает этот вопрос в пользу возможности. Человек создан "по образу и подобию Божию",

каковой образ и подобие традиционно толкуются отцами Церкви как свобода, для пользования которой человеку даны язык и  рефлексирующий разум. Библейская история

о сотворении человека также предполагает, что человек становится соучастником Бога в Творении, ибо ему доверено наречение имен. Предполагается, что без имени

творение не завершено и человеку-Адаму, сотворенному из земли, точнее из красной глины ("адама") дан язык для того, чтобы он мог дать имена всему сотворенному.

Человек-Адам становится как бы устами бессловесной земли-адамы. Но богословское видение мира основывается на откровении и на догмах, -- оба понятия в наше время

вышли из моды. Хотя то, что Вы в беседах говорите об аксиомах в математике и о ее линейности, напоминает богословие: оно тоже линейно и зиждится на недоказуемых

догмах, иногда даже заведомо очерченных вокруг непостижимой истины, а уж на основании догм делаются дальнейшие построения.

Единственный последовательный философ, у которого все это систематически увязано, это Семен Людвигович Франк (в книге "Непостижимое").

Разумется неверующему разуму христианское богословие ничего сказать не может. Он его просто не услышит. Но насколько я могу заключить из комментариев к

Вашей статье, у Вас все-таки есть единомышленники. Ученость без веры, конечно, мертва, и полный атеизм вообще-то говоря вещь почти что невозможная и даже

удивительная, однако трудно сказать, почему одни люди веруют, а другие нет: ведь Бог открывает нам себя все время и самыми разными способами,  Но человеческий ум

способен упорствовать, несмотря на очевидности. Алеша Цвелик хорошо пишет об этом в своем "Шестодневе." Ну, это сюжет бесконечный, извините, что я так много

написала о том, о чем Вам наверняка известно и, наверное, лучше и больше, чем мне.

Я все еще не дослушала Ваши беседы и не дочитала Алешин "Шестоднев" и недопереводила сборник прозы Пушкина, так что больше утомлять Вас длинными письмами

не буду.

Желаю Вам и Вашему сыну Льву всяческих успехов, в конкурсе и во всем остальном.

Ваша Л. 

А. Б. - Л. В. 

Дорогая Л..., 

Очень тронут Вашим замечательным письмом и поддержкой.

Думаю, что мы живем в эпоху крушения рационализма, первее всего как ценности ясного и отчетливого дерзновенного рефлективного мышления. Затмение Бога культом разума обернулось затмением разума сонмом безумий. Задача состоит в возвращении к вере в разум, но, конечно же, не такой, какой она была в XVIII-XIX веках, не к абсолютизации разума. Первая, важная, но только лишь начальная, задача есть восстановление видения логоса природы, Высшего Разума, сияющего через феномены. Этой задаче и посвящено наше с Левой сочинение. Здесь с нами согласились бы все отцы науки—от Пифагора и Платона до Эйнштейна и Дирака. А на сегодняшнем научном и философском Олимпе не согласился бы почти никто. Таков дух нашего времени, которому мы и бросаем вызов, и радуемся Вашей поддержке.

Огромное Вам спасибо!   

Ваш Алексей.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Алексей Буров