22:26  /  8.04.18

Пасхальное: о Времени

Время выше рангом, чем любая физическая теория, которая есть лишь одна из атемпоральных форм, принадлежащая их тотальности,…

 

Время выше рангом, чем любая физическая теория, которая есть лишь одна из атемпоральных форм, принадлежащая их тотальности, Высшему Разуму. Высший Разум вневременен, как и формы, он только есть, не порождает, не творит. Чтобы творение было возможно, требуется более высокая инстанция, Сверхразум, в Котором поэтому должно быть свое Время. Если Бог сотворил мир, это ставит рубеж для Него Самого. Последовательность актов творения и есть Его Время. И если мы поистине созданы по образу и подобию Творца, то наше время не чуждо Его Времени. А стало быть, блаженный Августин, ограничивший время лишь рамками сотворенного мира, ошибался. А вот Ориген, получается, был прав: время выше Разума и его форм, оно есть атрибут Сверхразума, Творца. Спасение же есть ни что иное как обновление человека в божественном времени. А раз так, то Воскресение Христово стало великим событием не только для людей; и на высшем уровне, для Небесного Отца, Христос воистину воскрес. 

Теги: время
Комментировать Всего 27 комментариев

Спасибо, Алеша! Я тоже хочу вставить свою копейку, хотя, я, конечно, и совершенный дилетант во всем за пределами моей узкой области, называемой физикой.

Слушал сегодня ночью, как читали первую главу Евангелия от Иоанна (а у нас ее читают, помимо русского и английского по гречески, на иврите, на латыни, по испански, по китайски, на арабском и украинском так что получается действительно, как во вселенской церкви). 

И вот начинается с утверждения того, что Христос есть Логос, через Которого все начало быть, что, кстати, повторяется и в Символе Веры. Логос есть разумная связь всего, организация (отсюда логика). А дальше говорится о том, что Он есть свет, который просвещает всякого человека, входящего в мир. Этот свет есть разум, который и делает мир ясным для нас и разум этот идет от того же Разума, через который мир был приведен к бытию. "Ибо из небывших к бывшим нас привел..."

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Алексей Буров

"свет... идет от того же Разума, через который мир был приведен к бытию."

Вот и я также думаю, дружище, что свет - от Разума; мир же приведен к бытию Тем, кто выше Разума, но через Разум, через свет его ясных и отчетливых форм. И предвечный Сын, единосущный Отцу, тоже, получается, больше, чем Разум. В Троице — не только свет Разума, но и тьма Tайны. И даже в нас самих оно так: сами для себя мы прежде всего совершенно таинственны, а потом, и лишь в какой-то малой степени, разумны.   

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Alexei Tsvelik, Сергей Любимов

Путь ко Христу

Когда становится ясным, что мир мог быть лишь сотворен Сверхразумом, то понимаешь и то, что для этой Силищи интересны могут быть лишь мыслящие творческие существа: все остальное известно заранее, и потому творение не имело бы смысла. Бог создал вселенную ради человека, в ком божественность может нарастать совместными усилиями обеих сторон. Это парадоксальный замысел, но иные и не могли бы быть интересны, как заранее предвидимые. 

Почему Бог дал миру совершенного человека именно тогда и так, как Он это сделал, и почему воскресил его на третий день и в теле — как знать? Пути Господни неисповедимы. Не отрицаю тех теологических разъяснений, что даются по этой части, но они не снимают таинственности рождения и воскресения Христа. Мне однако же совершенно ясно, что Тот, Кто создал мир, создал его ради Своих растущих детей. И еще мне ясно, что для Создателя Вселенной и Небесного Отца сотворить совершенного, свободного от греха ребенка и затем воскресить его ради спасения других детей — не задача.

Молитвы Небесному Отцу, Христу и Св. Духу реально дают силы — я ими только и спасался в тяжелейшие времена жизни. Да и по сей день не устаю в сем убеждаться, при любых условиях. 

Ну и громадный аргумент идет от цивилизации, которая и называется христианской.

И, может статься, мы не единственные дети...

В свете того, что написано даже на этой страничке, Алеша, я с необходимостью заключаю о других детях. Человечество имеет начало, а Творец безначален. До того, как сотворить нашу Вселенную, человека на Земле, Он творил иные вселенные, где, стало быть, появлялись другие дети. Возможно, и в нашей Вселенной есть иные дети Божьи. Что же, можно тогда спросить, число всех детей бесконечно? Наверное, так... 

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Alexei Tsvelik, Сергей Любимов

Спасибо, Алексей, за приглашение поглядеть этот пост. Утром нашим, почитав Ваши  комментарии, я почувствовал, что эти мысли совсем не чужды и мне. И это при том, что я, к сожалению, не так близок к Нему в мыслях, как Вы. Разве что душой, безотчётно, бессознательно, по мере приближения конца физического присутствия в этом мире,совсем без страха, я продвигаюсь туда, где нет конца. В этом я убеждён.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Алексей Буров

Как и Вы, Эдуард, я не знаю, что нас ждет за чертой жизни. Эту неизвестность я принимаю спокойно по одной важной причине — полного доверия Тому, Кто создал этот мир и Кто дал мне жизнь, и все это с такой щедростью. Доверия мне совершенно достаточно. 

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Эдуард Гурвич, Alexei Tsvelik

Расчувствовали Вы меня на ночь глядя, Эдуард(...

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Дорогой Лёша! Во-первых, с праздником тебя - с Великой Пасхой: Христос Воскресе!

Ну... и спасибо за текст). Кратко, по делу, без лишних эмоций и, в то же время, как-то человечно у тебя всё изложено. Прочитала пост и снова поймала себя на мысли - в который раз за последние годы! Не знаю, получится ли изложить...

Лёша, при всей своей тяге к абстрактному мышлению, я очень земная женщина - со всеми вытекающими... и даже самые высокие смыслы примеряю прям на себя. Такой вопрос: как встроить себя (да, себя лично - бесконечно малую... в формате Вселенной стремящуюся к нулю единицу разума) в описанную тобой матрицу? Мне это важно: чувствовать себя частью (пусть крайне малой - песчинкой) чего-то громадного (неизмеримо большего, чем я) и знать, что... Всё  равно - "по образу и подобию".

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

Воистину воскресе, Аня!

Аня, малы мы перед Создателем, а не перед Вселенной. Перед Вселенной мы как раз очень даже велики: ведь не размером же телесным величие измеряется. Вселенная есть лишь набор атомов и частиц, она очень проста по сравнению с человеком, который есть мыслящая личность. Да, понять Вселенную нелегко, но опять-таки потому, что в ее законах — мысль Творца, давшего ее детям и как захватывающую загадку, как одежку навырост :) И не забудем, что нет во Вселенной ничего и близко сравнимого по сложности с человеческим мозгом. Все остальное бесконечно проще. Человек потому и есть венец творения, что понимает, придумывает, творит новое, как и наш Небесный Отец, потому и несомненно, что ради человека Вселенная и создана. Без людей она была бы неинтересной Создателю в силу ее простоты и полной прозрачности для Него. То, что люди, скорее всего, не единственные Его дети, нашего статуса не умаляет, а наоборот :)   

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Alexei Tsvelik

Как хорошо всё разложил - и как красиво!)... теперь я поняла, что несколько запуталась в формулировках: под именем Вселенной я как раз имела в виду тот самый Его проект, о котором ты говоришь.

Спасибо, Аня. В общем, малы мы перед Автором проекта, но проект — ради нас, вплоть до удаленных галактик, сверхновых звезд, темных энергий и прочих красот и чудес космоса, связанных элегантными законами.

Здорово). Слушай, и при всей нашей малости быть частью этого проекта - это так здорово! Знаешь... даже обнадеживает - при всем том, сколько беды, боли и несправедливости в мире.

Аня, мы не часть этого проекта. Мы его смысл.

МЫ - это МЫ. МЫ все его смысл - это понятно. А Я - это часть смысла? Или Я - вот я, Анна Быстрова (прям конкретно, я же тоже венец творения) - тоже смысл? Прости, что я так путанно объясняю (у меня эта мысль "думается" буквально на уровне чувств)... но мне страшно важно знать свою вплетённость в весь этот Абсолют - это придаёт смысл моей собственной жизни... ибо при осознавании своей же бесконечной малости в сравнении с Ним, эта "влетённность" (не знаю, как еще назвать) дает мне ощущение могущества и... надежды. Знаешь, Лёш, именно надежды. На всё. И, прежде всего, на то, что я не одна). 

Человек — это единственный, кто может удивить Творца, Аня. Все остальное для Его всеведения полностью прозрачно, понятно и предсказуемо. Человек же есть тот, ради кого Бог поступился всеведением, дав человеку дар творения, превосхождения себя. Этот дар дан не массам, не группам, а индивидам, каждому по-своему. Поэтому первичны для Творца, в фокусе Его внимания — индивиды, личности, а не группы людей. Новое рождается в индивидуальной душе. Группы вторичны. Когда ты придумываешь новый фасон платья, обдумываешь новую коммерческую идею, решаешь трудную нравственную задачу, преодолеваешь хаос, собственные слабости — ты тем самым становишься чрезвычайно интересной твоему Небесному Отцу, имеющему на тебя надежду, и радующемуся твоим победам. Вот что для меня совершенно несомненно. Именно ради этого тебе и дана твоя жизнь со всеми твоими талантами в этой Вселенной, которая и создана как дом, где могут расти дети, развивая свои дары. 

Как хорошо, Лёша! То есть у Него есть план на каждого - включая меня. Тогда... как ты и сказал, нельзя терять ни минуты) 

План — не совсем то слово, Аня: человек свободен. Есть надежда и есть готовность к помощи. Возможности последней весьма ограничены опять-таки нашей свободой. А минуты, да, терять нельзя.

Многие люди уже при жизни омертвевают: перестают расти, развиваться, осваивать новое, решать трудные задачи. Тупо биологически длят существование, и все. Сонно ходят по освоенным кругам. Если они уже при жизни умерли, то какая у них может быть вечная жизнь? Чему там жить вечно и зачем? Телевизор с новостями, футболом и пивком навеки, что ли? Не знаю, думаю, эти люди будут просто погашены, их добровольная смерть при жизни перейдет в чистое ничем не замутненное небытие. 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Любимов

Вот этого и надо больше всего бояться.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Вот поэтому я и написал, Алеша. В том числе и для себя: нельзя спать, дорога каждая минута. 

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Комментарий Ларисы Гиршевны Волохонской-Пивер

Воистину воскрес Христос!

Очень все интересно, Алексей, спасибо за эти размышления. Меня только немного удивляет вот это Ваше рассуждение:

"Многие люди уже при жизни омертвевают: перестают расти, развиваться, осваивать новое, решать трудные задачи. Тупо биологически длят существование, и все. Сонно ходят по освоенным кругам. Если они уже при жизни умерли, то какая у них может быть вечная жизнь? Чему там жить вечно и зачем? Телевизор с новостями, футболом и пивком навеки, что ли? Не знаю, думаю, эти люди будут просто погашены, их добровольная смерть при жизни перейдет в чистое ничем не замутненное небытие." 

Евангелия говорят о спасении очень простыми словами, которые мы все знаем, например вот у Матфея: 25:31-46. Тут  ни слова нет о творчестве или какой-то особенной талантливости. У Вас же получается, что спасутся и перейдут в жизнь вечную только "интересные" люди... Причем Ваше рассуждение как-то подразумевает, что интересные значит люди творческие, интеллектуалы, -- наши с Вами друзья и родственники. А другие люди Богу якобы не интересны. Это очень забавно -- приписывать предвечному Богу наши собственные вкусы в выборе друзей-знакомых. Да и кто тут будет судить? где проводить границу? не молимся ли мы о грехах наших мертвецов, полагая их находящимися вне времени, что открывает возможность изменения их посмертной участи. Вы сами говорите о тайне Троицы, но ведь из этой тайны -- если действительно человек создан "по образу и подобию"! -- прямо вытекает и тайна личности. Мы не можем знать, что творится у каждого человека на душе, и уж конечно мы совсем ничего не знаем, о духовных переворотах, которые происходят во время умирания и перед смертью. А верить в немилосердного Бога, который спасает для вечности только избранных, и вовсе невозможно. Вы говорите: чем они займутся в вечности, эти глядящие в телевизор с футболом и пивом? -- уж не представляете ли Вы себе вечность, как продолжение наших здешних умственных и творческих занятий? Не интереснее ли -- если уж говорить в этих наших  слишком человеческих терминах, ибо других у нас нет -- попробовать представить себе, что за пределами времени нас ждет такая безграничная радость, такое преизбыточное счастье и веселье, что у нас и слов нет для их описания. Кажется мое рассуждение пошло по кругу.... Когда папа Григорий Великий попадает в рай, -- у Данте, конечно, -- ему тут же открывается, что он неправильно спорил с Ареопагитом по поводу ангельских иерархий. И что же? -- он сам над собой смеется! Все, что происходило в "той" жизни, в раю становится совершенно не важным. 

Но может быть я Вас неправильно поняла и ломлюсь прямиком в открытые ворота. Тогда прошу простить, что вмешиваюсь, не разобравшись.

Ваша, как всегда, Лариса.

А. Буров — Л. Волохонской

Здравствуйте, Лариса — 

Я часто пишу слишком кратко, особенно в комментариях, получая иной раз возражения, с которыми по большей части согласен. Кажется, и здесь такого рода случай.

Решать трудные задачи, расти в них и через них — это ведь совсем не сводится к чисто интеллектуальным поискам. Вот у меня был период в жизни, когда главными задачами было воспитание моих малых детей, с которыми я остался один — это был труднейший период жизни, где мне приходилось решать каждый день непростые задачи. В те годы я почти ничего не читал, кроме одной-двух молитв в день, и ничего не писал. Это был период, сильно меня изменивший, очень добавивший моему пониманию жизни; уж что-что, а по сонным кругам я не ходил, был бесконечно далек от этого. 

Думаю, что крепко умершие при жизни умрут навсегда, но кто и насколько крепко умер — решать-то не я буду. 

Примерно так мне это видится. Простите за слишком краткий пост и спасибо за Ваши замечания. 

Ваш Алексей.

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

Л. Волохонская — А. Бурову

"Крепко умершие" -- это заслуживает комментария.

У Чарльза Вильямса, одного из "Инклингов", но менее известного, чем Клайв Стэйплз Льюис и Джон Толкин, есть роман "Сошествие в ад", в котором герой-злодей спускается вниз, в ад, по веревке. Он знает, что он спускается в ад, но он также знает, что у него еще есть возможность раскаяться и вернуться "наверх". Но он упорствует в своем злом расположении и продолжает спускаться. Наступает, однако момент, когда он приходит в ужас от своего упорства и взывает с мольбой о помиловании, но к тому времени он уже так глубоко погряз, что возвращение оказывается невозможным. Один христианский комментатор объяснял это так: что "теоретически" возможность покаяния, то-есть возвращения к Богу, существует всегда, но "экзистенциально" может оказаться, что зло уже так укоренилось, что измениться к добру человек уже не в состоянии. Может быть это и есть Ваши "крепко умершие".

Я думаю, что милосердный Бог спасает всех, кто хочет спастись, кто способен видеть свет Его лица, и только тех, кто сознательно отворачивается и выбирает тьму, Он спасти не может. Тут дело, конечно,  не в исповедании той или иной религии, а во внутренней расположенности. В каком-то смысле, человек сам решает, спастись ему или нет.

Ваша Лариса.

Буров — Волохонской

Думаю, Лариса, что крепче всех умерли не те, кто способны "приходить в ужас от своего упорства и взывать с мольбой о помиловании", но кому давно и привычно очевидно, что взывать некуда. Не все из них выразительные злодеи, отъявленных злодеев даже и не так много. Их большинство — просто расквашенная публика, что живет, не напрягаясь, не неся никакой ответственности ни за что, в полной уверенности, что так и надо. Пустая порода, как говорят геологи. Они даже и ада не заслужили — что мог бы дать ад их мертвым душам? Та самая банальность зла, ужаснувшая Ханну Арендт.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Волохонская — Бурову

Спасибо, Алексей. 

Согласна, что отъявленных злодеев мало, но эти пустопорожние, которых Вы имеете в виду, -- ведь они, бедные, они сами себя опустошили и ограбили -- неужели же милостивый Господь их не пожалеет и не откроется им каким-то нам неведомым образом. Как Вы твердо доверяете Всевышнему, так же твердо я верю в Его безграничное милосердие. Ибо Он один знает, что творится в душе каждого из них и из нас.

Я не сентиментальничаю. Разумом я с Вами готова согласиться, а сердцем нет. Ибо если Вы правы, то слишком многие тогда будут "просто погашены" и "растворятся в небытии". Помните: "... и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму". Мне совсем не нравится с Вами спорить, да еще в эти светлые дни, да и в любые другие дни, и я так во многом с Вами согласна, а как-то так получается, что спорю, но только по этому одному пункту. 

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Ваша Л.

Буров — Волохонской

Христос воистину воскрес!

И не только поэтому у меня нет сомнений в безграничном милосердии Господа, Лариса. Дело в другом. Боюсь, у слишком многих Ему попросту нечего спасать: все испорчено, все оказалось пронизано пошлостью, ложью, дуротой, ленью, зломыслием, идолослужением. И ничего более, или почти ничего. Ну, вытрясет Господь из души все дурное, отстирает ее, а после этого там останется лишь голая универсальная абстракция "я", для всех одинаковая, да даром пролежавшие таланты. Эта абстракция и так вечна, в отдельном спасении не нуждается, таланты же так и не стали частью личности, и просто выпадают из нее, ни за что не зацепляясь. Спасается в душе лишь то доброе, что человек наработал с Божьей помощью, не все же подряд. Если этого доброго слишком мало — и при бесконечном милосердии нечего спасать. Думаю еще, что чрезмерная уверенность в спасении чуть ни всех подряд не полезна: такая уверенность развращает. Начало премудрости — страх Божий, и недаром определенные страницы Писания вообще и Евангелий в частности грозны. В притчах Христовых немало недвусмысленных угроз. Простите за несвоевременные мысли, не вполне отвечающие Светлой Седмице.