Все записи
17:12  /  19.04.17

4849просмотров

Иначе! Ко Дню Альтернативного сознания

+T -
Поделиться:

21 апреля отмечается уже почти 20 лет как День Альтернативного сознания по историческому календарю. Этот день стоит в промежутке между двумя памятными датами, которые праздновались самыми свирепыми режимами XX века. 21 апреля знаменует узкий мостик между двумя тоталитарными безднами, по которому человечество перебралось в XXI в.

20 апреля - День рождения Гитлера

21 апреля - День Альтернативного сознания

22 апреля - День рождения Ленина

21 апреля - день вызова любым формам принудительного единообразия и единомыслия - коммунистическим, фашистским, националистским, клерикалистским и религиозно-фундаменталистским..

Альтернативное ничему не тождественно и ничему не противостоит, оно — ИНОЕ, несводимое к категориям единства, борьбы, отрицания. Альтернативность играет многообразную роль в науке (принцип "дополнительности"), в культуре (карнавал), эстетике (видение предмета "другим", остранение), в творчестве (поиск аномалий и альтернатив, выводящих за предел данной системы). Наряду с известными формами альтернативности, такими, как политическое диссидентство (инакомыслие), альтернативная медицина, альтернативное образование, существует множество других, еще не артикулированных ее проявлений, как путь к инновациям внутри любой деятельности, как модель творческого поведения.

В России праздник альтернатив по понятным причинам теперь более насущен, чем когда-либо с момента его зарождения (в 1998 г.). 21 апреля - День инакомыслия, инакочувствия, инакодействия, в какой бы сфере они ни проявлялись. Попробуем иное. Увидим мир иначе.

ДАС — это действие вопреки своим склонностям и привычкам, наперекор обычаям среды. Ученый вдруг решается объявить о необычной гипотезе, не боясь насмешек коллег. Поэт пишет стихотворение несвойственным ему размером или вдруг переходит на верлибр. Человек, боящийся высоты, поднимается на вершину высотного здания, чтобы впервые увидеть панораму города. Кто-то, долго боявшийся выяснить отношения и поставить точку над i, наконец решается это сделать. Кто-то публикует в фейсбуке неожиданно откровенный пост, не боясь вызвать критику даже близких друзей и единомышленников. ДАС — это еще и день преодоления страха: перед обществом и перед самим собой.

Друзья, если будете отмечать ДАС, расскажите о своем опыте. Такие свидетельства - об альтернативных практиках в любой сфере - могут быть интересны для других. Например, поэт Алеша Парщиков мне рассказывал, что в ДАС пошел в зоопарк и старался видеть мир глазами зверей. У него это иноприродное зрение было в высшей степени развито.

Улитка или шелкопряд,

по чёрной прихоти простуды,

я возвращался в детский сад

и видел смерть свою оттуда...

 

Зенос Фрудакис. Вырвись из своей формы.

Комментировать Всего 57 комментариев

 А 19 апреля - день велосипеда. Когда Альфред Хофман, впервые синтезировавший ЛСД, впервые его же сознательно и принял. Тут уж точно альтернативное сознание ) Так что все кучно легло.

Психоделика измененных состояний сознания —  это все-таки совсем другое. Это своего рода  химический  террор в отношении клеток мозга. :)

Существует множество предрассудков, это - один из них. В преддверии дня альтернативного сознания даже как то странно обсуждать эту тему )

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

"День инакомыслия, инакочувствия, инакодействия, в какой бы сфере они ни проявлялись. Попробуем иное. Увидим мир иначе." - И что тут обсуждать ? Под такой праздник и искусство сновидения тоже подходит.

Напьемся до чертиков — и увидим мир иначе? :)

И это бывает так, только все же в разных состояниях сознания мир выглядит по-разному, но сознание при этом должно быть здравым, так что опьянение на мой взгляд здесь не вполне подходит ))

А чем психоделик в данном контексте отличается от алкоголя? Ведь он тоже действует без участия человеческой воли. Вернее, воля задействована только в первый момент: принимать — не принимать. 

 Ну это как сказать ) В принципе, алкоголь в малых дозах тоже психоделик, а в больших - наркотик, к тому же у него основной признак наркотика - вызывает привыкание. Там, насколько я понимаю, тоже от дозы зависит. Все действует без человеческой воли - выпьешь немного воды - хорошо, утолишь жажэу - прекрасно, выпьешь слишком много воды - как минимум тяжесть в желудке, а то и захлебнутся можно, если воли не хватит выплыть ) Так что надо себя контролировать. Одно дело - просто видеть сны, другое дело - осознанные сновидения. Я полагаю, что грядущий праздник относится к разным состояниям сознания, в том числе и измененым, но осознание себя при этом необходимо )

ДАС, как я понимаю, — это действие вопреки своим склонностям и привычкам, наперекор обычаям среды.  Ученый вдруг решается объявить о необычной гипотезе, не боясь насмешек коллег.  Поэт пишет стихотворение несвойственным ему размером или вдруг переходит на верлибр.  Человек, боящийся высоты, поднимается на вершину высотного здания, чтобы впервые увидеть  панораму города. Кто-то, долго боявшийся выяснить отношения и поставить точку над i, наконец решается это сделать. Кто-то публикует в фейсбуке  неожиданно откровенный пост, не боясь вызвать  критику даже близких друзей и единомышленников.   ДАС — это еще и день преодоления страха: перед обществом и перед самим собой. 

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Алексей Буров

Я это понимал иначе. Тут речь идет не о сознании, а о поступках. А это разные вещи. В конце-концов может у кого-то было сильное желание снять штаны в общественном месте, но он не решался. А в ДАС взял - и снял. Герой, конечно, но это все же ДАП, а не ДАС.

"21 апреля - День инакомыслия, инакочувствия, инакодействия, в какой бы сфере они ни проявлялись". А что касается снятия штанов, сморкания в ладонь или матерной ругани, то непристойность — это еще не альтернатива. :)

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

А что касается снятия штанов, сморкания в ладонь или матерной ругани, то непристойность — это еще не альтернатива. :)

 Как же не альтернатива, Михаил? Это поступки за гранью хорошего вкуса, как минимум. Но вполне альтернатива поведению среднего воспитанного человека. Хотя в наше время в матерной ругани вряд ли уже еть нечто альтернативное.

Анна, не грустно ли Вам, что когда речь заходит о свободе и альтернативах, первый вопрос многих соотественников: "И плевать можно будет? И бить в харю? И голым ходить? И баб иметь-не переиметь?" Но альтернативность — это усложние культуры, а не ее разрушение. Иначе каждый вандал и бандит был бы образцовым альтернативщиком.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Алексей Буров

Тоже Анна, но другая :)

Рискну вмешаться, чтобы сказать немного о семантике слова "альтернатива". Это слово обычно подразумевает взаимоисключение предлагаемых вариантов. Поэтому некоторые понятия оказываются безальтернативны: например, что значило бы "альтернативно живой"? - какая-то форма жизни, исключающая жизнь? Примерно так же в бытовом языке трактуется "альтернативно умный": то есть, "ум", исключающий иные формы ума - то есть, "альтернативно умный" значит "дурак".

Поэтому "альтернативное сознание" - исключает "сознание". Т.е. это нечто бессознательное, бессмысленное. Именно так его и трактуют. А то, что "альтернативное" здесь означает "иное, но тоже сознание", требует разъяснения и привычки.

"Alter" означает "другой" (из двух или нескольких возможных). "Альтернативное образование" — выбор иной образовательной модели, чем та, что господствует в гос. школах.  А "альтернатива образованию" — это необразование, невежество. Будем различать. Я же говорю об альтернативном сознании, а не об альтернативе сознанию. 

Статья "Альтерология" в Проективном словаре.

Вопрос

Дорогой Миша, простите великодушно, но как Вашего давнего собеседника, мне интересно: а что альтернативного сделали в этот день Вы ? 

Дорогой Виталий, Вы, наверно, согласитесь, что самая радикальная альтернатива для человека: родиться или не родиться. В этот день я родился. :)

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

С днём рождения !

Поздравляю, но не согласен.

Только первый день рождения начинается с небытия. Альтернатива дню рождения - "день небытия".  

"Не родится"  - означает возвращение в небытие.  

Для меня смысл дней рождения — осмысляя свою жизнь, подтверждать опять и опять волю к бытию. Самим фактом празднования этого дня. Жизнь — не данность, а выбор, альтернатива: быть или не быть. Жизнь — это всегда возобновляемое усилие жизни, и как только оно заканчивается, наступает смерть. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Как просто - не правда ли? :))

Получается, что всем, кто как и Вы родились 21-го апреля, достаточно в качестве альтернативы всего лишь праздновать свой день рождения. Как просто - не правда ли? :))

Каждый назначает себе свою личную альтернативу: ту рутину, то узкое место бытия, которое он должен прорвать, т.е. заново родиться. Кому-то сходить в зоопарк, кому-то сочинить верлибр, кому-то выйти с друзьями на площадь... Альтернатив столько же — и даже больше — чем видов рутины. 

И тем не менее...

И тем не менее: какая же это Ваша личная альтернатива, если каждый год, 21 апреля, в "день инаковости"  Вы, Миша, по Вашим же словам, рутинно празднуете свой день рождения ? 

Совсем не рутинно, а иногда и вовсе не праздную. В этот именно день я сочинил альтернативное словопонятие:

правослАбие — слабость правового сознания в странах, где распространено православие. Слабость права, закона, юстиции, суда, законодательства и законопослушания в православных странах. Православие больше всего доверяет мистической и сакраментальной стороне христианства, а также национальному, коллективному предстоянию перед Богом. Соответственно сознание личной ответственности оказывается на втором плане. Не по закону спасаемся, а по благодати. Потому правослабие оказывается   обратной стороной православия, которое силой благодати или псевдоблагодати стремится отменить закон. 

Недоразвитость традиций независимого суда  мы встречаем не только в православных странах, но, например, и в католических испаноязычных странах: в Европе и в Южной Америке.

Возможно, это обьясняется тем, что эти страны, как, в своё время и Россия, и Балканы, испытали период доминирования исламских влияний и властей, в традициях которых судебная власть никогда не была отделена от исполнительной.

Помню, несколько лет назад, я говорил Вам, Миша, об этом, после моей "Лекции/беседы художника" в Вашем университете.

Михаил Эпштейн Комментарий удален автором

это усложнение культуры

Михаил, нас в университете учили, что отрицательный результат эксперимента - тоже важный результат, а деградация (у глистов) - тоже путь эволюции. Ограничивая альтернативность усложнением, мы ставим границы. Разве их и так мало? Та самая карнавальная, мистериальная, юродивая культура во всех временах и народах очень это понимала, чувствовала и реализовывала эту самую альтернативность, сметая на время ВСЕ рамки, а потом снова возвращаясь в свою постепенно усложняющуюся жизнь. А Вы предлагаете такой аккуратненький, чистенький день альтернативности? Чтобы все вежливо, и потом бумажек не валялось?;))

Катерина, никто не мешает Вам понимать и воплощать альтернативность по-своему, в том числе как у глистов. :) Но зачем все сводить к праву напиваться, буянить, какать без бумажек? Это, простите, инфантильность. Но если нравится — дерзайте. :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Договорились, Михаил  - это по-настоящему честно и альтернативно ;). Я останусь с мистериями, глистами, Лихачевым, Панченко, Керуаком и прочей контркультурой времен моей юности, а Вы - с ДАСом. И всем нам воздастся альтернативно :))

Эту реплику поддерживают: Михаил Эпштейн

Вам близка КОНТРКУЛЬТУРА  — вполне понятна такая ностальгия по юности. А мне — ТРАНСКУЛЬТУРА, за которой, на мой взгляд, будущее.

http://www.emory.edu/INTELNET/mt_transculture 

https://snob.ru/profile/27356/blog/80614

Михаил, я польщена, конечно, но мне все же несколько затруднительно ностальгировать по древнегреческим мистериям или по древнерусскому юродству. ;)  А транс... что ж, транс всегда был неотъемлемой  частью нашей культуры...;)))

Катерина, не знаю, посмотрели ли Вы ссылки, но "транскультура" никакого отношения не имеет к "трансу" как психическому состоянию.

ТРАНСКУЛЬТУРА (transculture; лат. trans, через, за). Сфера культурного развития за границами сложившихся национальных, гендерных, профессиональных культур; позиция остранения, «вненаходимости» по отношению к существующим культурам и процесс освобождения от детерминаций «своей», «врожденной» культуры...

Это была ирония из того же пласта, про который говорили: "эй, ты чего, в трансе что ли?" Посмотрела. Термин не кажется мне удачным (во всяком случае в русском языке). 

Закрепился, однако. По Гуглу, 113 тысяч сайтов только на английском ("transculture").

Прошу прощения, Михаил,

замоталась и не ответила на комментарий.

У меня не возникло ощущения, что при слове "свобода" поднимаются именно вопросы про насилие и непотребство? Я далека от мысли, что у нас очень уж разный слой общения )) И альтернативность - это все-таки "другое", как вы справедливо заметили в комментарии к другой Анне.

Поэтому я не могу согласиться, что альтернативность это только усложнение культуры, иногда витки развития как раз идут к простоте. И она оказывается удивительно гармоничной - эта простота. И сильно отличается от опрощения, и тем более, от разрушения.

Что же до "снятия штанов", то выплески эпатажа, как ниже написала Катерина Мурашова тоже может быть одной из альтернативных нитей общей ткани.

"Обилие сладкого ведет к пресыщению. Некрасивое лицо Хетти Пеппер, ее изумрудные глаза и шоколадные волосы казались ему желанным зеленым оазисом в пустыне приторной красоты. " ))

Анна, ничего не имею против простоты, уродства и др. альтернатив сложности, красоте и пр.  Меня только изумило, как сразу, без обсуждения множества разных путей альтернативного сознания, все сразу свелось к наркоте и оголению задницы. Это навело меня на мрачные мысли о том, что сто лет назад идеи свободы в России моментально свелись на практике к праву грабить и убивать. 

Анна, а грубый площадный театр, а надевание личин, а демонстрация юродивыми голого зада, а мистерии с их разнузданностью?  - это разве не древнейший, традиционнейший выход в альтернативность? "Смех в Древней Руси" Лихачева-Панченко помните? (в каком-то смысле культовая книга для моего поколения вместе с Керуаком, гнездом кукушки эт цетера).

Эту реплику поддерживают: Анна Зарембо

Так я-то как раз их тоже "посчитала" )) Наш еврейский Пурим - дает богатую пищу размышлений в смысле ежегодного разрешения на альтернативность. И причудливую перемену традиций этого карнавала даже за последние 25 лет, которые я живу в Израиле.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

а что касается снятия штанов

Михаил, а юродство в Древней Руси (и не только)? Смеховая "нижняя" культура вообще?

В своем посте я как раз и упоминаю карнавал. Но смеховую "нижнюю" культуру нужно отличать от не-культуры, от вандализма и варварства. 

варварство

Варварами, как мы все конечно помним, изначально называли альтернативно(по-другому)-говорящих ;))

А какое варварство или вандализм Вы видите в том (изначальная реплика Сергея), что практически любая культура (включая муравейник) имеет средства погружать своих членов в измененное состояния сознания и традиционные способы использования этого состояния - коммуникационные, преодоление рамок мышления, воинские, расслабляющие, преодоление горя,  путешествие шамана и тд. ? Вас смущает, что все это на практике может превращаться в вандализм и свинство? Так а есть ли у нас вообще что-нибудь, что не может превратиться в гадство и пролитую кровь? Вот любовь к Христу и Аллаху, например... неплохая наверное в сущности вещь, но легко припомнить...:((

Варварами, как мы все конечно помним, изначально называли альтернативно(по-другому)-говорящих ;))

При этом, как мы помним, россияне совершенно не принимали возможной языковой альтернативы - поэтому "инакоговорящие" стали попросту "немцами" )))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Анна, все мы знаем, что это еще не максимум - есть довольно много племен и народов, где прямо в языке  конкретно закреплено "мы, люди" и "они, не мы, другие". Это нормальный этап развития популяции, видимо. Кем-то преодоленный, кем-то нет.

В психоделизме я не вижу вандализма или варварства, это просто путь "альтернативного бессознательного", тогда как моя тема в данном посте — альтернативное сознание.

Облако без штанов

- Мне тоже не кажется, что "снятие штанов" - есть "снижение", "упрощение". Это "усложнение": человек, снявший штаны, существенно отличается от человека, никогда не знавшего штанов и зачем они нужны. Так, "Чёрный квадрат" не есть просто раскрашенный белый лист - не есть упрощение по отношению к предшествовавшей ему живописи...

Или вот, рассмотрим апокрифический текст:

"Я достаю из широких штанин

Большой, как консервная банка.

Смотрите, завидуйте: я гражданин,

А не какая-нибудь гражданка!"

- этот текст - "усложнение" и по отношению к "первоисточнику", и по отношению к описанному в нём действу. Хотя вроде бы суть проста до первобытности :).

Согласна совершенно. Пародия вообще - сложный жанр, производная следующего порядка. История повторяется дважды. И когда она повторяется в виде фарса - это не только снижение первичного пафоса, но и еще возможностьь осознания с другой стороны и закрепления уроков. В этом нмв смысл юродства и любого культурально оформленного "снятия штанов". Учитывая, что вся наша культура во многом многослойно пародийна... Почти всегда одни стоят на плечах других, а если это делается еще и с иронией...  Причем пародируем, перепеваем мы именно строго сознательно, также как впрочем шаманы сознательно вполне едят грибочки (это уже Михаилу ;)) Дети усваивают пафос предыдущих филогенетических общественных этапов в том числе и через пародию: "Шел отряд по бережку, шел издалека, шла под красным знаменем бабушка яга..." "пусть всегда будет водка, колбаса и селедка..."

Эту реплику поддерживают: Михаил Эпштейн

Вы добавили: "культурально оформленного 'снятия штанов'" и тем самым сняли часть моих недоумений.

Я и Ваш, и внизу, альтернативный коммент Михаила поддержала.;)

Странно обсуждать, потому что нет в истории буквально ни одной культуры, которая не имела бы того или иного фито-выхода к альтернативности сознания. Уместно обсуждать, потому что вот именно вот так это на практике и работает: конечно, мы за альтернативность! Но не за ТАКУЮ ЖЕ! Вместо капслока можно подставить ЛСД, курение табака, виски, гомосексуальность, кубизм, ислам, свидетелей иеговы и вообще все, что угодно, по желанию и призванию высказывающегося. А так-то трудно ведь найти человека, который бы высказался против альтернативности как таковой. Все - за!:))))

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Анна Зарембо, Михаил Эпштейн

Да, и Лотман о том пишет: никакая культура не терпит гомогенности, всякая в себе выделяет "уголок" для альтернативы общепринятому; как пример он упоминает бытующий у русских дворян обычай ездить к цыганкам.  

Конечно. Об этом и речь в моем посте. Но Лотман не ходил в гости к Б. Успенскому, чтобы покакать у него на праздничный стол.  Иначе всякий бандит, хулиган, алкоголик были бы лучшими представителями альтернативного сознания. Странно, что это нужно так долго доказывать некоторым уважаемым собеседник/цам.

Миша, мне кажется, дискуссия выявила смешение двух разных альтернатив: вверх и вниз. В ответ на твои примеры, все завязанные на первое, твои собеседники очень часто предлагали второе. Первое связано с созиданием нового, с творческим усилием, с возгонкой; второе же - с ослаблением запретов, с развязыванием животного, с оргиастическим. Мне кажется, эта принципиальная альтернатива альтернатив стоит особой артикуляции. 

Эту реплику поддерживают: Михаил Эпштейн

Как мало в этой жизни надо

Нам, детям, — и тебе и мне.

Ведь сердце радоваться радо

И самой малой новизне.

Случайно на ноже карманном 

Найди пылинку дальних стран -

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман...

А. Блок

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Блоку было достаточно альтернативы в виде пылинки дальних стран, а "грубый гунн" Маяковский грезил об оргиастической альтернативе раздутого мирового пожара, о том как он плюнет буржуям в лицо, и подобных разнузданно-низовых вещах. Альтернатива альтернатив.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Алеша, все так, кроме того, что позднему Блоку пылинки было недостаточно, это именно он в "12": 

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи благослови!

Можно, конечно, считать, что это голос улицы, а не Блока, но его статьи того же периода ("Интеллигенция и революция") подтверждают, что, увы, это его голос. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Миша, спасибо за поправку! Давно не перечитывал, и подзабыл, приписал позднего Блока Маяковскому. Но в этой ошибке, как ты же заметил, есть, увы, своя печальная правда.  

Алеша, совершенно с тобой согласен. Только это еще и альтернатива по отношению к самой альтернативности:  там, где отменяются все запреты, где воцаряется хаос и энтропия, там для альтернативности места уже не остается.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Все точно, Миша: последовательный выбор низовой альтернативы ведет к гибели, сначала духовной, а потом и физической. 

Эту реплику поддерживают: Михаил Эпштейн

Если говорить об альтернативности, как я ее понимаю, например, применительно к науке, то  полнее всего это мое понимание выражено в "Проективном словаре гуманитарных наук" (доступен в электронной версии на Амазоне). Для каждой дисциплины и для составляющих ее основных идей есть альтернативы, которые и очерчены в данной книги, как облако возможностей, уже отчасти воплощающихся.