Все записи
20:21  /  25.08.17

3649просмотров

Шизофашизм

+T -
Поделиться:

ШИЗОФАШИЗМ (schizofascism) — фашизм под маской борьбы с фашизмом. Собственно фашизм – цельное мировоззрение, соединяющее расовую теорию, империализм, национализм, ксенофобию, великодержавность, антикапитализм, антидемократизм, антилиберализм. Шизофашизм – это расколотое мировоззрение, своего рода карикатура на фашизм, но серьезная, опасная, агрессивная карикатура. Шизофашизм проявляется в истерической ненависти к свободе, демократии, ко всему чужестранному, к людям иной идентичности, а также в поиске врагов и предателей среди своего народа. Но это шовинистическое мировоззрение находится в шизофреническом расколе со стремлением использовать те самые блага, которые обеспечивает "враг": недвижимость за рубежом, привилегия давать образование детям в странах "Гейропы", проводить там отпуск, хранить счета в банках и т.д.

Шизофашизм отличается от традиционного фашизма цинизмом и коррупцией, а также новейшим "ноу хау": чем глубже пропасть между идеалом и фактом, тем больше это импонирует массам. Пропаганда лжет откровенно, – в расчете, что народу ложь понравится, если она "наша", нам льстящая, а их "уделывающая". Такую "правильную", "патриотическую" ложь (типа "распятого мальчика на площади") встречают с особым воодушевлением. Наглость обмана и оправданное им насилие как бы служат гарантией того, что лгущий – свой, до гробовой доски, поскольку он теперь повязан ложью и кровью. Боязливая ложь может уклоняться от истины на несколько градусов, ложь посмелее — на прямой угол, а совсем отважная – на 180 градусов, т.е. прямо обратна истине. Шизофашизм вбирает в себя некоторые черты постмодерна: презрение к реальности, культ гиперреальности, насаждение симулякров, приоритет означающих над означаемыми, — но при этом отрывает их от рефлексии, игры, иронии и ставит на службу архаическим общественным структурам, инстинктам власти и массовой сплоченности.

*Новейшее средневековье, Панфобия, Психократия, Святобесие, Социоделики, Тотальгия

Комментировать Всего 34 комментария

Миша, возникает вопрос об истоках и питающей энергетике шизофашизма. На мой взгляд, это ситуация ресентимента, вызванного крушением идолов и утраты смыслов. Путем выздоровления было бы осознание происшедшего, очищение от грехов прошлого и возвращение к здравомыслию и здравой вере. Этого, увы, не происходит. На место павшего идола, ради преодоления ужаса раскрывшейся бездны бессмыслицы и ничтожества, выставляется гибридный симулякр, фантом, сотканный из элементов шизофшизма. В центре атаки шизофашизма оказывается противостоящий ему здравый смысл, чье уничтожение есть уничтожение здоровья вообще, то есть самоуничтожение страны, народа, культуры.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Алеша, с этим трудно не согласиться. Но истоки, мне кажется, исторически  еще глубже, чем реакция на крушение советской системы.   Эту социальную психопатию, соединение массового раболепия, гордыни и панфобии (истерической ненависти ко всему), которая сейчас проходит эмоциональным фоном  всех росийских событий,  можно наблюдать и в более отдаленные времена, например, в опричнине. "День опричника" В. Сорокина хорошо показывает и даже предсказывает возрождение этого "грозного" комплекса в 21 в. 

Да, опричнина такого же рода вещь, судя по всему. Этим безумием она и повергала и повергает в особый шок, не одним лишь масштабом жертв. В Европе было много войн, и весьма опустошительных, но вот о подобных массовых, захватывающих страны, духовных патологиях мне не известно ни в Европе, ни в Азии. Неужели мы одни такие?

Эту реплику поддерживают: Михаил Эпштейн

Хорошо бы спросить А. Л. Янова как историка.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Поставил Сс Александру Львовичу. 

Спасибо, надеюсь, он вовлечется в дискуссию.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Вовлекаюсь, Миша.

Алексей прав. Во всяком случае я не знаю ни одного другого случая ОРГАНИЗОВАННОЙ массовой патологии в мировой истории. Представьте Варфоломеевскую ночь, затянувшуюся на годы! 

Кстати, было бы хорошо, если б Вы и Алексей тоже вовлеклись в мою карамзинскую эпопею. В особенности в спор с Самвелом, который в данном случае символизирует для меня позицию современной историографии: никакой метаморфозы Карамзина не было.

Кочевье и хтонь

Александр Львович, но что же, с точки зрения историка, предрасположило Россию к такой несчастной участи? Есть ощущение, что кочевая Орда, из которой образовалось рос. государство, все еще бродит в его крови и противится ценностям оседлой цивилизации.  Принято считать, что основой кочевого государства была не инфраструктура — центры торговли и ремесел на освоенной территории, — а обладание землей, ассимиляция все новых территорий, экспансия в пространстве.  Вот и для современной России, как в кочевой архаике, главной остается земля и ее недра, а не то, что воздвигается на ней. Лучше отвоевать еще один клочок земли (Осетию, Крым, Донбасс), чем построить оседлую и развитую цивилизацию на уже имеющихся необъятных просторах. Лучше качать нефть прямо из земли, чем перерабатывать в нефтепртодукты.Такая вот родимая хтонь.  

Напомню известное: "В домах наших мы как будто определены на постой; в семьях мы имеем вид чужестранцев; в городах мы похожи на кочевников, мы хуже кочевников, пасущих стада в наших степях, ибо те более привязаны к своим пустыням, нежели мы к нашим городам".  (Чаадаев)

  

В Орде ли дело?

Не уверен, что история подтвердит эту связь с Ордой, Миша. Да, Орда была иногда весьма жестокой, но эта жестокость была, как я понимаю, проста, в ней не было патологии ШИЗОфашизма. И если посмотреть на прямых наследников Чингисхана, современную Монголию, то ничего подобного после крушения советсткого блока там не наблюдается. Наоборот, российские демократы ей вполне позавидовать могут. А вот где шизофашизм был и остается — в марксистских режимах, от Кампучии до Кубы, со всеми остановками. Марксизм несомненно это удовольствие порождает. Да, нынешняя Россия уже не марксистская. Но и не отрекшаяся от тех преступлений, марксистская зараза в крови бродит. 

Нынешний российский шизофашизм я бы рассматривал как текущую фазу марксистского шизофашизма, фазу трупного разложения марксистского режима, я бы сказал. Труп не убрали, от грязи и крови не очистились, в этом все дело. Маркс бы ужаснулся, взглянув на это? Разумеется. Кому же понравится увидеть истину своих идей в столь неприглядной форме. 

Вопрос в том, Алеша и Миша, откуда взялись в России эти психопатии и социопатии, описанные выше. Почему они возникли именно  в советскую эпоху? Или только в эпоху Грозного?  Есть ли в самих психосоциальных и ландшафтно-климатических истоках российской государственности какая-то предрасположенность к опричнине, к  большевизму, коммунизму, шизофашизму и пр.? Об этом замечательно писал В. Ключевский в первых главах своего курса истории, но он не застал революции и всего последующего, так что материала у нас гораздо больше, хотя мы и не историки.  

Миша, марксистский шизофашизм захватил некое число стран, имея одни и те же общие черты в них, при громадных различиях их историй и географий. Так что, дело в марксизме прежде всего. Разумеется, каждая из стран, где марксисты более-менее самостоятельно приходили и удерживали власть, имела свои предпосылки к тому. Но Грозного не было ни в Китае, ни в Кампучии, ни на Кубе. 

"Кочевников" из нас сделала, похоже, не Орда, Миша,  а именно опричная революция Ивана. Впрочем, ты об этом  сам пишешь. 

Эту реплику поддерживают: Александр Янов

Если я прав, Миша, в своей

последней книге (Спор о "вечном"самодержавии, которую я все еще не потерял надежду увидеть опубликованной в ноябре) дело в гибридной природе самодержавия, наполовину европейской, наполовину "ордынской". Отсюда и опричнина, отсюда и марксизм.

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Да, Саша. Это важное уточнение. Гибридность нас преследует как чума...

Гибридность... шизофрения...

Я о том и говорю: о шизофрении или, мягче выражаясь, о гибридности. И она возникла не тогда, когда Петр попытался оевропеить Россию и она раскололась надвое, не только социально и культурно, но и психически, почти в каждой душе, на "азиатское" и "европейское"... Но, думается, намного раньше, когда кочевое государство, на переходе от Ордынской к Московской эпохе, стало оседлым. И эти две души, кочевая и оседлая, продолжают производить шизофренический раскол и психопатию в государстве и его гражданах. Цивилизация — и бунт против нее; закон — и презрение к закону; порядок — и вольница; построение институций — и недоверие к ним и готовность мгновенно их разрушить...  Даже внешне румир производит впечатление недостроенного, полуразрушенного. Нет воли к завершению вещей, к полной оседлости и ответственности. Все равно завтра двинемся куда-нибудь еще, а построенное — покинем сами или у нас отнимут.   "Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы..."

А как же маоизм и "культурная революция", Александр Львович? Или там тоже кочевники виноваты?

Все-таки у китайцев, Алексей,

за спиной пять тысячелетий девственного даеспотизма с обожествленным императором. И в то же  традиция массовых   крестьянских восстаний, которые нередко свергали деспотов тольо для того, чтобы посадить на их место новых деспотов.

Так одно дело деспотизм и крестьянские восстания, Александр Львович, а другое — шизофашизм. Мне неизвестно примеров последнего в домаоистском Китае. Может быть, разве что Цинь Шихуанди, но и то я не уверен, мои данные о том скромны и противоречивы. Но даже если и так, то на тысячелетия деспотизма, одного безумного императора маловато будет, чтобы к традиционному деспотизму "культурную революцию" сводить.  А для марксизма и постмарксизма шизофашизм — неизменное правило.

Не знаю, Алеша. Я согласен с твоим соображением насчет Антифа, но это все же далеко не опричнина, и по социальному масштабу, и по масштабу цинизма. Там скорее идолопоклонники, романтики вроде типичных западных революционеров, Руссо и Робеспьера. 

Мне кажется, хотя это и не более того, что нашему народу присуще какое-то особое дионисийское буйство. Схваченное уздой эстетики, оно дает родоначальника абсурдизма Гоголя, Козьму Пруткова, русский авангард, Маяковского и обэриутов, лучшие страницы "Мастера и Маргариты", особую силу русского балета, вырвавшегося на свободу после коммунизма. Но в худые времена это буйство массово рождает монстров садомазохизма всех цветов и оттенков.

Дионисийство — это средиземноморская, юго-западная цивилизация. А у северо-восточных народов есть такое явление, как "шаманская болезнь", хотя это не совсем болезнь. "Человек в состоянии «шаманской болезни» похож на страдающего маниакальной депрессией, а то и шизофренией. Такой человек может лежать несколько дней в постели, не желая ничего, и уж тем более – общения, а потом внезапно вскочить и вытворять странные вещи, которые не поддаются рациональному осмыслению. Это очень похоже на поведение юродивых в момент экстаза". Интересный сайтhttps://blackshaman.ru/shamanskaya-bolezn/#chto-takoe-shamanskaya-bolezn Там, кстати, дан портрет молодого Маяковского. 

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik, Алексей Буров

Да, Миша, называть можно по разному, но как я вижу, что буйство вакханок, что шаманская болезнь, что хлысты — одна и та же сущность. И Маяковский, и юродивый на картине Сурикова, ею охвачены, этой клокочущей энергией, о которой говорил Сократ в образе души как пары буйного коня и возницы. Энергия коня одна, но являет она себя очень по разному, в зависимости от состояния всадника. Стоит всаднику ослабеть, задремать — добра не жди.

Да, и это самая невинная из возможных иллюстраций, друг мой.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Ну, у Гойи там масса других.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Ты, замечательно выразился, старина. Но, разве мы не видим признаки безумия в старушке Европе и нашей прагматической Америке, где уже собираются сносить статуи Колумба и Питера Стюйвезанта... Ведь стоит лишь начать и это безумие захватывает. 

"Есть упоение в бою и грозной бездны на краю..."

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Мера безумия как раз и определяется тем, насколько близко подходят к краю бездны, дружище. Понимая, что взгляд мой тут очень искажен, все же скажу, что сдается мне — наш народ падает в эту бездну в особенно массовом порядке и с особым упоением.

Мне трудно судить, но в этом не было б ничего удивительного, принимая во внимание российскую историю. Меня больше удивляет то, как впадают в безумие нации, на которые мы по молодости лет привыкли молиться.

Молиться ни на какую нацию не стоит, конечно. И все же, пока что все, что мы видим в благословенном Новом Свете, и даже то, что мы читали в суровых хрониках "93й год" Гюго, весьма и весьма далеко от той жути, что в основном сидит под замками отечественных спецхранов, лишь слегка из-под них показываясь. Даже называть её не могу, эту жуть. 

Очень хорошо написано. Хочу добавить, что шизофашизм есть явление очень распространенное и не ограничивается "одной отдельно взятой" страной. Черчилль оказался пророком, в стране, где я живу, фашисты так себя и называют:  "Антифа".

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров, Михаил Эпштейн

Миша, опечатка: "приоритет означающих над означающими".

Рад оказаться полезным, Миша.

Новости наших партнеров