9 мая — День Европы. Наибольшая из побед
Во всем мире 9 мая празднуется как День Европы — прежде всего, конечно, в Европейском союзе и стремящихся в него странах (Украина, Молдавия, Турция...).
Связан ли этот праздник с 9 мая — Днем победы над нацистской Германией? Да, напрямую связан, хотя возник на 5 лет позже. 9 мая 1950 года в своей речи в Париже министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить металлургическую, железорудную и угледобывающую промышленность Франции и Западной Германии, что привело в конечном счете к созданию Евросоюза.
Нужно вдуматься в смысл этой идеи: объединить тяжелую промышленность двух заклятых врагов, войны между которыми (франко-прусская 1870-71 гг. и две мировые) раскалывали Европу и принесли обоим народам неисчислимые жертвы и страдания. Объединить, по сути, главные стратегические потенциалы двух исторически враждебных стран, чтобы навсегда исключить войну между ними! Какая невероятная степень доверия, открытости будущему — и это всего лишь пять лет спустя после окончания самой кровопролитной войны. Столько горя, унижения, оскорбленного достоинства! — но нет, будем вместе строить новую Европу!
Вот так заканчиваются войны, так изживаются их разрушительные последствия. Не угрозами, не пышными военными парадами, не военизацией детей и подростков...
Вот почему два эти праздника связаны напрямую. В Европе День победы отмечается достаточно скромно 8 мая, а День Европы, гораздо более торжественно, — 9-го. Второй праздник вбирает смысл первого, раскрывает его поступательный смысл.
Это не борьба "кто кого" — это гораздо более захватывающая, триумфальная игра, когда все участники оказываются в выигрыше. Это праздник более могущественной и созидательной Победы, чем та, что случилось в 1945 г., хотя без первой не было бы второй. Поэтому день единой Европы, — это и дань памяти и скорби о тех, кто погиб за нее: не за то, чтобы "повторить", а чтобы никогда больше не повторилось.
Празднование Дня Европы в Молдавии
Хорошо сказано, Миша, спасибо! Мирные объединения стран и народов несут благоденствие всем сторонам. Насильственные объединения катастрофичны для всех, неся долго помнящиеся обиды одним и незаживающие раны совести, или, много хуже, духовное отупение—другим.
Порой думают, что высшей целью отцов основателей Европы — Робера Шумана, Конрада Аденауэра, Жана Моннэ, Альчидэ Де Гаспери, Джузеппе Доссети были интересы финансовые или, шире, экономические. Нет ничего дальше от истины.
Об этом — в лекции А.Б. Зубова «Как закладывались основания единой Европы. От разоренной войной Европы к Европе единой и процветающей. 1945-1965 гг.»
Эту реплику поддерживают: Михаил Эпштейн