Все записи
МОЙ ВЫБОР 20:07  /  22.02.20

611просмотров

23 февраля - День Терминалий, праздник межей и границ

+T -
Поделиться:

Римский бог Термин (лат. Terminus) – покровитель границ и хранитель межевых знаков. В честь Термина римляне отмечали 23 февраля праздник терминалий.

Историки затрудняются объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано как дата воинского праздника - "День Красной (Советской) Армии". Официальное объяснение: "в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 г. и мужественного сопротивления германским захватчикам, в честь отпора кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой". На самом деле, если 23 февраля 1918 года и шли какие-то бои, то с неблагоприятным для красных исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких самокатчиков (мотоциклистов), причем, согласно донесению командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано какое-либо сопротивление. Однако четыре года спустя, 23 февраля 1922 г., Лев Троцкий подписал декрет Реввоенсовета, объявлявший этот день праздником в честь создания Красной армии в 1918 г.  Сам декрет «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)» председатель Совнаркома В. И. Ульянов (Ленин) подписал 15 (28 января по н.с.) 1918 года, но на эту дату не обратили внимания, для учреждения праздника она не понадобилась.

Позднее, когда Троцкий был осужден и изгнан из страны, датировка праздника становилась все менее понятной. Так, в 1935 году нарком обороны К. Е. Ворошилов в "Правде" отмечал, что "приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".[1] Очевидно одно: инициатива празднования 23 февраля принадлежала военному наркому Льву Троцкому, одному из самых эрудированных большевистских вождей, нацеленному на мировую революцию. Для символического укрепления нового строя он искал широчайших исторических параллелей, в том числе и в древнем Риме, которым вдохновлялась еще французская революция, в свою очередь вдохновившая русскую.

Вряд ли  военный праздник был бы приурочен к случайной дате. Если искать в ней какую-то историческую или хотя бы мифологическую логику, то стоит вспомнить, что именно 23-го февраля отмечалось в древнем Риме как праздник священных границ, нерушимых рубежей - "терминов".  Терминус - по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от глагола "terminаre", размежевывать, отделять, разграничивать, заканчивать). Отсюда "термин" - слово с точно определенным значением, например, обозначающее специальное понятие в науке; "терминал" - вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки; "терминация" - завершение, конец. 

Под терминами в Риме понимались как государственные границы, так и межи частных владений. Кроме большого числа межевых терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийский храме, что символизировало нерушимость границ Рима. 

Земли народов других ограничены твердым пределом; 

Риму предельная грань та же, что миру дана. 

Овидий, "Фасты" [2]

Именно эта символика государственных границ, потенциально совпадающих с границами всего цивилизованного мира, была сознательно или бессознательно усвоена советским режимом - при полном попрании изначального смысла этого праздника как освящения границ между частными владениями. Настало время восстановить исходный смысл этого праздника и отмечать 23 февраля не только как День Защитника Отечества, но и как ДеньТерминалий, праздник Меж и Рубежей.  О Терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия "Фасты", где излагаются обычаи предания, связанные с календарем римских празднеств: 

Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который 

Обозначает своим знаком границы полей. 

Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле, 

Обожествлен ты давно предками нашими был.

Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось царю Нуме Помпилию (8-7 вв. до н.э.) и связано с представлением о святости и нерушимости частного владения. Знаменательно, что 23 февраля праздновалось и как последний день старого римского года, тем самым отмечая и важнейшую межу во времени.  Римляне совершали над межевыми знаками обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть оштрафован или даже казнен. Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, термина, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Обряд освящался жертвоприношениями и возлияниями - медом, вином, молоком, зерном, пирогами; закалывали овцу или свинью.

 

Джованни Бенедетто Кастильоне (1607-65). Праздник перед алтарем Термина

Терминалии праздновались для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, коллегами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими. Удачно проведенная граница - залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы междоусобица и война всех против всех. У людей нет ничего более общего, чем границы, разделяющие их. 

Вот как Овидий обращается к Термину: 

Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,

А без тебя бы везде спорными были поля. 

Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен, 

И по закону всегда сельские межи блюдешь.... 

Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой, 

Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."

Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - римские божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества: одни - освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела). 

* * *

Как же в современных условиях отмечать этот праздник 23 февраля - День Терминалий? В этот день хорошо пригласить в свой дом не только близких, но и далеких, и воздать должное тем различиям, которые соединяют нас. На каждое "раз-" есть свое "со-". Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор - либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, - как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром

Терминировать, т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов - это отгрАнивать свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий, конфессий, социальных слоев, политических воззрений. Искусство проведения границ - быть может, самое трудное из всех искусств, которое предстоит освоить России, более привычной к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством, - это труд разграничения и огранки, выделения формы из хаоса. 

Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Для страны, все еще остающейся империей, так важно освящать не только внешние, но и внутренние рубежи, как знаки своей многосложной целостности. Из всех римских обычаев именно Терминалии в первую очередь стоит ввести в российский календарь, точнее, восстановить в нем исконный смысл этого праздника.

Праздник Терминалий - это в сущности, двуединый праздник: охрана внешних, государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной собственности. При всей порой избыточной любви страны к праздникам, на частную собственность это пока, увы, не распространяется. Среди праздников должен быть и такой, который празднует неоднородность этого народа, разнообразие владений, укладов, внутренних границ, из которых слагается огромная земля. Стране, когда-то сознававшей себя "третьим Римом", полезно воспринять и тот обычай, которым первый Рим строился изнутри: День Терминалий, праздник Меж и Рубежей.

А главное, охрана своих границ — это одновременно и охрана чужих границ, в том числе от собственных вторжений. Граница свята, поскольку разделяет. Поэтому День защитника отечества — это по сути и праздник ненасилия, независимости сопредельных территорий, защищенных друг от друга общей границей. Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство, как без разделения труда невозможно общее дело.

С той и с другой стороны тебя два господина венчают, 

По два тебе пирога, по два приносят венка... 

Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе, 

И прославляют тебя песнями, Термин святой!

 

Примечания

1.Подробную историю этого праздника и его фальсификации можно найти на многих сайтах:http://istorya.ru/articles/23fevr.php http://newcontinent.ru/original/23-february.htm http://newtimes.ru/magazine/2008/issue054/doc-40407. htmlhttp://tewton.narod.ru/history/fevral-23.html http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl651.htm

2. Здесь и далее цитаты приводятся по книге: Овидий, Метаморфозы, Москва—Харьков, Фолио, 2000, С. 395-396.