Все записи
20:15  /  11.11.20

484просмотра

Весь мир — эссе

+T -
Поделиться:

На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики: "Все эссе", т.1. В России (1970-80-е);  т. 2. Из Америки (1990-2000-е). Вышел в 2005 г. неплохим даже по тем временам тиражом 10 тыс. экз., но давным-давно разошелся.

 

Читать/скачать

Слово "все" в заглавии может читаться двояко, с буквой "е" или "ё".

"Все эссе": это издание включает (почти) все эссе, написанные мною за 27 лет, с 1977 по 2003.

"Всё — эссе": эссе - это жанр всеобъемлющий, соединяющий и документально-хроникальное, и дневниково-исповедальное, и художественное, и философское видение мира.

Перефразируя известную надпись на входе в театр "Глобус", можно сказать, что "Весь мир - эссе". Эссе в данном случае - не просто маленький разговор на большую тему. У каждого жанра есть своя вселенная: романная, эпическая, лирическая, трагедийная... Эссеистическая вселенная — самая открытая из всех. Она не скреплена единством сюжетной линии или драматического события и, подобно окружающей нас вселенной, стремительно меняет свои горизонты, разбегается в неизвестность. Эссе, с его автоматическим переключением жанровых скоростей, представляется самым быстрым средством передвижения по современному миру.

Между отдельными эссе и эссеистическим собранием разница столь же большая, как между отдельными рассказами — и "Декамероном" или "Записками охотника". Опыты, входящие в эти книги, слагаются в тематические циклы - о природе и языке, о любви и о войне, о поэзии и религии, о времени и пространстве, о предметах быта и о духе народа... Иными словами, это тотальная эссеистика - попытка заново, по кусочкам, как в картинке-пазле, воссоздать то многосложное целое, которое уже стало распадаться в прежней, величавой, эпически-романной или системно-философской картине мира.

Я обратился к эссеистике в середине 1970-х, когда, как ни странно, даже такого жанра не существовало в советской словесности - считалось, что и в русской. За жанр признавалась только публицистика, а "эссе" воспринималось как нечто чуждое, сугубо западное. В главной литературной энциклопедии того времени так и было сказано: "Для русской и советской литературы жанр эссе нехарактерен..." (Краткая лит. энц., т. 8, 1975). Как будто "Арабески" Гоголя, В. Розанов, Дм. Мережковсий, Л. Шестов, В. Шкловский, проза Вяч. Иванова, О. Мандельштама, М. Цветаевой, И. Бродского, многое и важнейшее в наследии А. Солженицына, А. Синявского, Л. Гинзбург, Г. Померанца, Б. Хазанова, А.Битова, С. Аверинцева — это не эссеистика.

В отличие от публицистики, эссеистика не притязает на общезначимую тему и гражданский пафос: она ограничивается сферой частного, прихотливо-своенравного - так сказать, разукрупняет общественную духовную собственность до кустарного промысла и единоличного надела. Слово "эссе" одинаково звучит в обе стороны. Вот и смысл этого жанра - двусторонний: разрушая авторитарные мифы, воссоздавать на их месте авторские. Превращение мифа, как творения народной души, в эссе, как опыт частного самосознания, - такова жанровая "алхимия" этой книги. Задача эссе - вызвать и согласие, и несогласие читателя, чтобы мысль, двигаясь в противоположных направлениях, уклонялась от односторонности. Эссе пишется для того, чтобы удивлять, а не убеждать. В частности, удивлять тех, кто убежден в своей правоте.

Эссе - частью признание, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование, как рассказ. Это жанр, который только и держится своей принципиальной внежанровостью. Стоит ему обрести полную откровенность, чистосердечность интимных излияний - и он превращается в исповедь или дневник. Стоит увлечься логикой рассуждения, диалектическими переходами, процессом порождения мысли - и перед нами статья или трактат. Стоит впасть в повествовательную манеру, изображение событий, развивающихся по законам сюжета, - и невольно возникает новелла, рассказ, повесть.

Хороший эссеист - не вполне искренний человек, не очень последовательный мыслитель и посредственный рассказчик. Грубо говоря, эссе так же относится ко всем другим жанрам, как поддавки - к шашкам. Тот, кто проигрывает в романе или трактате, не умея выдержать сюжета или системы, тот выигрывает в эссе, где только отступления имеют ценность. Эссе только тогда остается собой, когда, гонимое духом странствий, стремлением все испытать и ничему не отдаться, — непрестанно пересекает границы других жанров.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Эссе об эссе

КНИГА 1. В РОССИИ (1970-е- 1980-е).

Вступление. Бог деталей. Осень империи

I. ЛЮБОВЬ ПРОСТРАНСТВА

О топохроне

Бес-. Широта и теснота

Русская хандра

Провинция

Береза и медведь

Футбол и хоккей

Пляж и берег

 

II. ЛИШНИЙ МИР

Пыль и гниль

Лузганье семечек, или Физиология правдоискательства

Очередь

Городское кочевье

Судьба и судьбы

Плакат и стенд

На складе

 

III. ТЕМПЕРАТУРА ИСТОРИИ

Наш курящий герой

Городское лето

Блуд труда

Обломов и Корчагин

 

IV. КРАСНЫЙ УГОЛОК

"Портрет" Гоголя-Белинского

Ленин - Сталин. 1988

 

V. СВЕТЛЫЕ ТЕНИ

Поэты-рифмы

Гельдерлин и Батюшков: свет безумия

Лермонтов и Пастернак: мудрость лета

Соловьев и Розанов

История и пародия. О Юрии Тынянове

Прощание с предметами, или набоковское в Набокове

 

VI. ТАЙНЫ ВЕЩЕЙ

Замысел земшара

О сосудах

O зонтах

Похвала домино

В лифте

 

VII. КРАЯ ПЛОТИ

Про то. Поэтика мертвых тел

Подноготная отрочества

О бороде и усах

О материи и материнстве

1. Земля

2. Тесто

3. Грудь

 

VIII. ЗОВ БУДУЩЕГО

Парадокс ускорения

Архетип и кенотип

Эпоха универсализма

Экология мышления

Рождение культуры из цивилизации

Бедная религия

 

IX. МОЙ ДРУГ ИВАН СОЛОВЬЕВ

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ЭРОСЕ

1. К теории соприкосновения

3. О двух революциях

4. Асексуальность в литературе и философии (Гоголь и Кант)

5. Пять родов любви

6. Эротика творчества

7. Ревность как вечный двигатель

8. Русская красавица

9. Немыслимость тела

10. Запястье

11. Еленология. Опыт построения новой науки

 

ПОЭЗИЯ КАК СОСТОЯНИЕ

 

МЕССИАНСКИЕ РЕЧИ

1. Ничтожество спасителя

2. Я всегда был пуст...

3. О чтении

4. Периоды слушания

5. Кто пишет?

6. Кто думает?

7. Россия: слух или голос?

8. Молчание Бога. Теология слуха

9. Не Завет, а Ответ

10. Моление об имени

11. Среди молчальников

12. Мессианские речи

От составителя

Тихое пришествие

«Святое письмо»

IX. КАТАЛОГИ

Каталог дыма

Каталог пустяков

Каталог веснушек и родинок

Каталог каталога

 

Законы свободного жанра. Эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени

Читать/скачать Книгу 1. В России

(о втором томе "Из Америки" будет отдельный пост).