Все записи
04:41  /  18.04.21

336просмотров

Достаточно ли безумны ваши идеи? Круглый стол о путях творчества

+T -
Поделиться:

Однажды  я по ошибке написал слово "человек" на латинице: helovek. И вдруг осознал, что английское  love (любовь) вписано в русское: "чеloveк". Так по ошибке возникло слово,  выражающее кратчайшим образом мысль А. Блока: "только влюбленный имеет право на звание человека".  Чеloveк - это существо,  призванное к любви.  Теперь это слово, сплетающее кириллицу и латиницу, встречается на десятках тысяч страниц интернета.

Это лишь крошечный пример создания нового по ошибке. Существует множеств  теорий и техник творчества.  Одна из самых влиятельных  принадлежит английскому писателю и философу Артуру Кёстлеру. В своей книге «Творческий акт» (The Act of Creation, 1964) он рассказал о приёме создания новых идей, который назвал, по аналогии с «ассоциацией», термином «бисоциация». Бисоциация — это комбинация двух идей, взятых из разных контекстов.  «...При бисоциации соединяются произвольные или противоположные мыслительные пространства, которые ведут к совершенно новым, до сих пор “немыслимым” путям решения». Классический пример бисоциации по Кёстлеру: Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок с подвижными литерами, соединив технические свойства виноградного пресса и штампа для чеканки монет.

Часто именно ошибка становится модусом переключения из одной матрицы в другую. Нарушение правила ведет к его расширению или созданию нового правила.  По наблюдению Альфреда Шнитке, «... “Ошибка” или обращение с правилом на грани риска и есть та зона, где возникают и развиваются животворные элементы искусства. Анализ хоралов Баха выявляет множество почти нарушений строжайших в ту пору гармонических правил.  <...> Ошибка (вернее то, что мы по инерции считаем ошибкой) в творчестве неизбежна, а иной раз — необходима. Для образования жемчужины в раковине, лежащей на дне океана, нужна песчинка — что-то “неправильное”, инородное. Совсем как в искусстве, где истинно великое часто рождается “не по правилам”. Примеров тому множество».

Величайшие открытия случались в виде ошибки или ереси, т. е. сознательного отклонения от господствующей системы идей, от позиций большинства. Колумб по ошибке открыл Америку, направляясь в Индию. Множество крупных изобретений, включая рентгеновское излучение Вильгельма Рентгена, пенициллин Александра Флеминга, микроволновую печь Перси Спенсера, пейсмейкер (регулятор работы сердца) Джона Хоппса, были сделаны случайно, когда работа в одном, предсказуемом направлении давала осечку – и вдруг приводила к неожиданному прорыву.

 Там, где есть творческий прорыв, всегда можно найти "энергию заблуждения" (Л. Толстой) или "безумную идею" (Н. Бор), т. е. упорное, системообразующее отклонение от известных и проверенных истин. В этом смысле можно назвать творчество генератором ошибок.  Это целенаправленная хаотизация знания, нарушение установленных правил — с интуитивным предчувствием того, какие сбои и просчеты окажутся наиболее конструктивными.

Генассамблея ООН объявила 21 апреля международным днем творчества и инновационной деятельности. В этот день состоится круглый стол с писателем Александром Генисом, художником Виталием Комаром, режиссером Владимиром Мирзоевым и культурологом Михаилом Эпштейном.

КОГДА: в среду 21 апреля 2021 года.

НАЧАЛО: 12:00 дня по нью-йоркскому или в 7:00 вечера по московскому времени

ПРЯМОЙ ЭФИР будет транслироваться в Фейсбуке и Ютюбе

ССЫЛКА НА ЭФИР В ЮТЮБЕ – https://www.youtube.com/watch?v=prrnJMno-lo

В этот день мы зададим участникам нашего круглого стола три вопроса:

(1) Как к вам приходят новые идеи?

(2) Поделитесь самой "безумной" из своих идей (в смысле Нильса Бора — идея должна быть достаточно безумной, чтобы оказаться плодотворной).

(3) Какая из альтернативных идей (трендов) в той области, где вы работаете, может оказаться самой плодоносной для будущего?

На ЭФИР В ЮТЮБЕ приглашаются все желающие. Участники круглого стола ответят на вопросы слушателей. https://www.youtube.com/watch?v=prrnJMno-lo

Ведет передачу проф. Университета искусств в Филадельфии МИХАИЛ СЕРГЕЕВ.

АЛЕКСАНДР ГЕНИС, писатель, критик. Родился 11.02. 1953 в Рязани. Вырос в Риге. Закончил филологический факультет Латвийского университета (1976). С 1977 живет в Нью-Йорке. Работал в газетах и журналах русского зарубежья («Новый американец» и др.) С 1989 печатается в России. С 1984 — сотрудник Радио Свобода: автор и ведущий еженедельных передач «Американский час с Александром Генисом» http://www.svobodanews.ru/archive/ru_bz_otb_ut/latest/896/210.html. В соавторстве с П. Вайлем опубликовал шесть книг: «Современная русская проза», «Родная речь», «Русская кухня в изгнании», «60-е. Мир советского человека» и др. С 1990 работает без соавтора. Трехтомное собрание сочинений «Культурология. Расследования. Личное» (2002, 2003). Среди книг — собрание филологической прозы «Довлатов и окрестности» (2009), «Уроки чтения. Камасутра книжника» (2013), «Космополит. Географические фантазии» (2014), «Обратный адрес» (2016), «Картинки с выставки» (2017). С 2004 г. ведет авторскую рубрику в «Новой газете».

ВИТАЛИЙ КОМАР  (род. 11 сентября 1943Москва) — советский и американский художник. До 2003 года работал в соавторстве с Александром МеламидомДуэт "Комар & Меламид" считается основателем направления «Соц-арт» (с 1972 г.). В 1967 году окончил Строгановское художественное училище, где учился вместе с Александром Меламидом. В 70-х годах они стали известны как соавторы-основатели Соц-арта. В 1974 году их «Двойной автопортрет» был уничтожен на «Бульдозерной выставке». В 1977 году оба эмигрировали в Израиль, а оттуда — в США (1978). Авторы концептуальных серий и проектов "Ностагический соцреализм", "Выбор народа", "Монументальная пропаганда", "Живопись слонов" и др. Много успешных выставок в США, привлекших внимание западной и российской прессы. Картины Комара и Меламида приобретены Лувром, нью-йоркскими  «Метрополитен» и Музеем современного искусства. В последние годы работает над несколькими проектами, развивая свою поли-стилистику "концептуальной эклектики". 

ВЛАДИМИР МИРЗОЕВ (род. 21 октября 1957) — советский и российский режиссёр театра и кино, сценограф, педагог. Лауреат Государственной премии России (2001). В 1976 году поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет в мастерскую Марка Местечкина, в 1981 году окончил институт. С ноября 1987 по май 1989 года — художественный руководитель Театра-студии «Домино» в творческих мастерских при Союзе театральных деятелей РСФСР. В декабре 1990 г. в Торонто основал театральную компанию Horisontal Eight («Горизонтальная Восьмёрка»). Являлся художественным руководителем группы. Поставил десятки спектаклей в Театре им. К.С. Станиславского, в Театре им. Евг.Вахтангова, в Русском драматическом театре в Вильнюсе. Снял более 20 фильмов, включая "Борис Годунов", минисериал "Этюды о свободе" и сериал "Топи" (2021). Преподавал и вел мастер-классы в Мичиганском университете, Университете Торонто, Йоркском университете (Торонто) и др. С 2012 года — мастер курса, педагог по актерскому мастерству в Институте театрального искусства. С 2019 по 2020 год — руководитель магистратуры «Искусство кино: режиссура и драматургия» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Выпустил три книги в издательстве «НЛО»: «Спящий режим» (2006), «Птичий язык» (2012) и «Тавматургия: Одноактные пьесы, сценарий» (2013). 

МИХАИЛ ЭПШТЕЙН (род. 21 апреля 1950, Москва) — Философ, культуролог, литературовед, эссеист, профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта, США). Живет в Атланте. Основатель и руководитель Центра гуманитарных инноваций в Даремском университете (Великобритания, 2012-2015). Основные темы исследований: философия культуры и языка, методология гуманитарных наук, поэтика русской литературы, постмодернизм, проективная лингвистика, перспективы развития метафизики и теологии. Автор 39  книг (на русском и английском),  в том числе "Философия возможного", "От знания к творчеству", "Религия после атеизма", "Любовь", "Будущее гуманитарных наук", "Постмодернизм в России", и более 800 статей и эссе; работы переведены на 24 иностранных языка. Автор сетевых проектов «ИнтеЛнет», «Книга книг», «Дар слова. Проективный словарь русского языка» и др. Лауреат премий Андрея Белого (СПб., 1991), Института социальных изобретений (Лондон, 1995),  «Liberty» (Нью-Йорк, 2000) и др.

Книгу М. Эпштейна "От знания — к творчеству" можно бесплатно загрузить здесь. См. особенно раздел "Творческое мышление", а в нем главу "Структура творческого акта".