Все записи
МОЙ ВЫБОР 00:35  /  4.07.21

510просмотров

Памяти двух философов: Пиама Гайденко и Нелли Мотрошилова

+T -
Поделиться:

Некролог стал ведущим жанром нашего времени. Для философии это факт особенно знаменательный, поскольку сама философия, как сказал Сократ, есть подготовка к смерти («Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью»). Философия смотрит на жизнь всесторонне, а значит, и потусторонне, с иноположной точки зрения.

10 дней назад умерла Нелли Васильевна Мотрошилова (21 февраля 1934, село Староверово, Харьковская область, Украинская ССР — 23 июня 2021, Москва). А вчера — Пиама Павловна Гайденко (30 января 1934, Николаевка, Сталинская (Донецкая) область, Украинская ССР — 2 июля 2021, Москва). Обе — крупнейшие специалисты в области истории философии, причем их интересы пересекались в области немецкого классического идеализма (Гегель, Фихте). Мотрошилова тяготела к феноменологии, Гайденко — к экзистенциализму. Обе занимались историей и социологией науки.

Трудно объяснить так много удивительных совпадений в их биографиях. Обе родились на Украине, Гайденко на 20 дней старше, чем Мотрошилова, и умерла на 10 дней позже. Обе были замужем за философами — специалистами в области социальной философии: муж Мотрошиловой — Юрий Замошкин; у Гайденко первый муж —Юрий Бородай, второй — Юрий Давыдов.

С этими женщинами ушла эпоха "большой" истории философии, которая формировалась в советское время под тяжелейшим прессом официального марксизма. Поэтому Гегель и Фихте, Кьеркегор и Гуссерль были  так глубоко прожиты в судьбе этого философского поколения. Это была смелая попытка в темной платоновой пещере, по стене которой проходит мрачный театр теней, — обернуться назад и увидеть прямой источник света.

Я не знаю, какие были взаимоотношения у этих двух замечательных женщин, многолетних коллег по московскому Институту философии АН. Как воспринимали они свое странное двойничество, которое, впрочем, вполне обозначилось лишь в самом конце этих созвучных, творчески насыщенных жизней?

Светлая, вечная память им обеим!

Я еще напишу о Пиаме Павловне, которую немного знал. Но главное знакомство было с ее книгой о С. Кьеркегоре "Трагедия эстетизма" (1970). Прочитанная, когда мне было 20 лет, эта книга меня не то чтобы перевернула, но повернула на другой путь.

  Пиама Павловна Гайденко. 30 января 1934, Николаевка, Сталинская (Донецкая) область, Украинская ССР — 2 июля 2021, Москва.

Основные книги:  Экзистенциализм и проблема культуры. — М.: Высшая школа, 1963; Трагедия эстетизма: опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора. М., 1970;   Философия Фихте и современность. — М.: Мысль, 1979;  Социология Макса Вебера // История буржуазной социологии XIX — начала XX вв. / Под ред. И. С. Кона.— М.: Наука, 1979. — С. 253—308. — 6400 экз.;  Социология Макса Вебера // История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г. В. Осипов. — М., 1993; Эволюция понятия науки: формирование научных программ Нового времени (XVII—XVIII вв.). М., 1987.Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.Rußland und der Westen. Fr./M., 1995 ; Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. — М.: Республика, 1997; «Философия, наука, цивилизация» (1999, в соавт.);История греческой философии в её связи с наукой. — М.: Университетская книга, 2000; История новоевропейской философии в её связи с наукой. — М.: Университетская книга, 2000; Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. — М., 2001. — 468 с.; Научная рациональность и философский разум. — М.: Прогресс-Традиция, 2003; Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

 

Нелли Васильевна Мотрошилова. 21 февраля 1934, село Староверово, Харьковская область, Украинская ССР — 23 июня 2021, Москва.

Основные книги: Принципы и противоречия феноменологической философии. — М., 1968; Познание и общество. Из истории философии XVII—XVIII вв. — М., 1969; Наука и ученые в условиях современного капитализма. — М.: Наука, 1976; Истина и социально-исторический процесс познания. — М., 1977; Путь Гегеля к «Науке логики». — М., 1984. — 352 с.; Социально-исторические корни немецкой классической философии. — М., 1990. — 205 с. — ISBN 5-02-008045-4; Рождение и развитие философских идей. — М.: Политиздат, 1991. — ISBN 5-250-01301-5; История философии: Запад-Россия-Восток. В четырёх книгах / отв. ред. Н. В. Мотрошилова. — М., 1994—1999. (основной автор); «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. — М., 2003. — 716 с. — ISBN 5-94478-006-1; Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. — М.: Республика, Культурная революция, 2006. — 477 с. — (История). — ISBN 5-250-01898-X; Мераб Мамардашвили. Философские размышления и личностный опыт. — М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2007. — 320 с. — ISBN 978-5-88373-197-5; Отечественная философия 50-80-х годов XX века и западная мысль. М., 2012 (2-е изд. 2016); Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887—1901). — М.: Прогресс-Традиция, 2018. — 624 с