Народ и Пушкин
Сквозь множество фактов проступает простая схема:
1. Правитель ограбил свой народ, разложив миллиарды по карманам друзей.
2. Правитель ведет народ на войну, чтобы сохранить награбленное и остаться у власти.
3. Правитель рассорил свой народ со всем миром и готовится дорого продать свою власть — ценой ядерной войны, а значит, и возможной гибели человечества.
4. Народ ликует, славит правителя и желает ему править до самой смерти (своей).
И все это ради чего? Неужели только для того, чтобы всем стали, наконец, понятны строки народного (а по сути антринародного) поэта А. Пушкина в их беспощадной наготе?
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!...
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры…
("Поэт и толпа")
Раньше воспринималось это по-школьному, как прекраснодушная риторика, обличение "светской черни". Не доходило до ума и сердца.
И вот наконец дошло. Так просто! И жутко...
Вообще "народ" вызывает у Пушкина, как правило, чувствa горечи и презрения. Нет в русской литературе никого более чуждого народопоклонству (кроме В. Набокова). Народ в представлении Пушкина — это глупость, злоба, бесчестие, душевная окаменелость, но прежде всего — рабство.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
("Свободы сетятель пустынный...")
Точно так и выходит, как у Пушкина. На двести лет предсказал. Рабство передается по наследству, "из рода в роды". Сначала пасомых стригут. Потом режут. А в ответ — гремят послушные гремушки, стада ликуют и просят еще — ярма, бичей.
Миша, а сколько поколений критиков тщилось доказать, что Пушкин здесь про какую то великосветскую чернь говорит...
"Поденщик, раб нужды, забот.
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес,
Тебе бы пользы все, нас вес
Кумир ты ценишь бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей есть бог! Так что же?
Печной горшок тебе дороже,
Себе в нем пищу ты варишь".
Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов