Все записи
18:27  /  24.06.15

2101просмотр

Изобретельство в области гуманитарных наук

+T -
Поделиться:

На днях (22.6.15) состоялась конференция Центра гуманитарных инноваций в Даремском университете "Новая гуманистика: стратегии будущего" (The Emerging Humanities: Strategies for the Future). Последняя со мною в качестве директора-основателя Центра.

Фрагмент моего доклада на конференции "О роли изобретений в гуманистике"

(английский оригинал появится на сайте Centre for Humanities Innovation)

Открытие - это адаптация сознания к бытию, изобретение — адаптация бытия к сознанию.

Гуманитарные науки не меньше, чем естественные, нуждаются в изобретениях и изобретателях. Мы обращаемся к естественным наукам с вопросом, каков технический потенциал того или иного открытия. Столь же закономерен и вопрос, способна ли гуманитарная идея или теория породить новое культурное движение, художественный стиль, трансформацию языка? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, литературное направление, творческую среду?

Подобно общему разделению наук на естественные, общественные и гуманитарные, изобретения тоже бывают трех видов: научно-технические, социально-политические и гуманитарные.

К числу научно-технических можно отнести: ткацкий станок, паровоз, динамит, железобетон, линзы и очки, телескоп, радио, автомобиль, авиацию, компьютер, вакцинацию, гибридизацию, антибиотики, банкомат, лазер, голографию, интернет.

Социальное изобретение — это новый закон, организация или процедура, которые меняют способ поведения и взаимодействия людей. Примеры социально-политических изобретений (к ним относятся и право и экономика): конституция, профсоюзы, бойскауты, кредитные и страховые организации, свободный рынок, феминизм, анархизм, коммунизм, сионизм, пособия по безработице, Красный Крест, Олимпийские игры, ООН, декларация прав человека.

Гуманитарное изобретение — это новая гуманитарная идея, включающая средства ее воплощения в виде культурных практик, интеллектуальных движений, творческих организаций и форм сотрудничества. Гуманитарные изобретения охватывают те сферы культуры, которые изучаются гуманитарными науками: язык, литература, искусство, философия, религия, психология, культурология… Приведем ряд примеров по соответствующим дисциплинам:

Язык: армянский алфавит, славянские кириллица и глаголица,эсперанто, волапюк, идо и другие плановые языки, информационные и компьютерные языки, формализованные языки науки, возрождение древнего языка — иврита, орфографические реформы, индивидуальные авторские неологизмы

Литература: классицизм, романтизм, готический роман, натуральная школа, реализм, сказ, детектив, фэнтези, символизм, поток сознания, футуризм, социалистический реализм, метареализм

Искусство: фотография, кино, арт-деко, баухаус, ready-made, кубизм, сюрреализм, неореализм, супрематизм, минимализм, концептуализм, коллаж, инсталляция, видеоигры

Философия: диалектика, идеализм, утопия, Просвещение, идея сверхчеловека, диалектический материализм, экзистенциализм, культурно-исторические циклы, деконструкция, постмодернизм.

Психология: психоанализ, Эдипов комплекс, архетип, бихевиризм, тест Роршаха, тест Люшера, тест IQ, множественный интеллект, экзистенциальная психология, трансперсональная психология, эннеаграмма.

Религия: готический храм, Третий завет, суфизм, Каббала, протестантизм, методизм, деизм, пантеизм, хасидизм, мормонизм, теософия, антропософия, атеизм, богоискательство, пятидесятничество, бахаизм.

Некоторые изобретения можно отнести к смешанным категориям.Техно-гуманитарные: фотография, кино, компьютерные игры, гипертекст… Социо-гуманитарные: дендизм, хиппи, панки, эмо, готы и другие молодежные субкультуры…

Подавляющее большинство изобретений имеет индивидуальных авторов, что подчеркивает творческую природу даже тех дисциплин, жанров, направлений, которые, казалось бы, существуют извечно и возникли сами собой. Например, создателем лингвистики считается Панини (Древняя Индия), философии — Фалес, эпистемологии — Ксенофан Колофонский, цинизма — Диоген, готической архитектуры — аббат Сугерий, масляной живописи — Ян ван Эйк, протестантизма — Мартин Лютер, феминизма — Мери Уоллстоункрафт, детектива — Э. По, научной фантастики — Мэри Шелли, экзистенциализма — С. Кьеркегор, анархизма — М. А. Бакунин, бихевиоризма — Джон Уотсон, логического позитивизма — Морис Шлик, и т.д.

Как следует из этих кратких перечней, трансформативную гуманистику (transformative humanities) следует отличать от так называемой "прикладной" (applied humanities). Последняя включает архивное, библиотечное и музейное дело, медийные практики, менеджмент и образование в области культуры, дигитализацию, разнообразные формы сохранения и популяризации культурного наследия, организации досуга и т.п. Это распространение культуры в массы, ее материальное и социальное обеспечение, совсем не то же самое, что гуманитарное изобретательство, которое создает новые ценности и идеи в культуре.

В гуманитарной сфере гораздо труднее, чем в технической, выделить элементы изобретения. За гуманитарные изобретения не выдают патентов — хотя стоило бы ввести такой обычай и институцию, с целью вознаградить автора, хотя бы только морально, а главное — привлечь внимание к радикальным инновациям в области мышления и самосознания человечества.

Стоило бы создать систему сбора, хранения и распространения новых идей в гуманитарных дисциплинах. Этот электронный архив мог бы принимать препринты статей до того, как профессиональные журналы вынесут решение об их публикации. Такая база данных для физики, математики и других точных наук существует в библиотеке Корнельского университета по всемирно известному адресу: arXiv.org.С 1991 года там собрано около миллиона работ, в том числе выдающихся, удостоенных престижнейших международных премий. Некоторые из них впоследствии печатаются в профессиональных журналах, преодолев барьер внутреннего рецензирования, а другие вносят важнейший вклад в науку, так и не удостоившись публикации. Например, знаменитое доказательство гипотезы Пуанкаре Григорием Перельманом, награжденное Филдовской премией, так и осталось электронным препринтом.

Представим, что Перельман был бы не математиком, а философом или филологом. По каким каналам профессиональной коммуникации мы могли бы узнать о его доказательстве? Следовало бы учредить аналогичный электронный репозитарий и в гуманитарных науках (Inventory of Humanistic Inventions). Его задачей было бы представлять идеи в наиболее прямой и концентрированной форме: не как "статьи" или "монографии", обремененные вторичной информацией, а именно как новые идеи, как интеллектуальные прорывы, — и выносить их на публичный форум.

На фотографии — участники конференции The Emerging Humanities: Strategies for the Future.    22 June 2015. Durham University, UK

Mikhail Epstein's photo.Like · Comment · Share

Комментировать Всего 15 комментариев

"Следовало бы учредить аналогичный электронный репозитарий и в гуманитарных науках (Inventory of Humanistic Inventions). Его задачей было бы представлять идеи в наиболее прямой и концентрированной форме: не как "статьи" или "монографии", обремененные вторичной информацией, а именно как новые идеи, как интеллектуальные прорывы, — и выносить их на публичный форум."

Миша, основная проблема тут та же, что и для любого хранилища текстов: проблема фильтра, отделяющего явную лабуду от того, что ею не является. Kак ты себе мыслишь такой фильтр в данном случае?

Алеша, позволь задать встречный вопрос: как решается эта проблема Корнельским архивом научных препринтов? Ты ведь с ним хорошо знаком.

Миша, на arxiv.org есть модераторы, но нет реферирования. Модераторы призваны смотрть за соблюдением цивилизованности, а за содержание они не отвечают. Чтобы начать помещать там статьи, надо прописаться в соответствующей тематике, коих там немало. Прописка осуществляется первой принятой работой, которая принимается либо потому, что уже лежит в аффилированной с архивом библиотеке университета или лаборатории, либо рекомендована кем-то достаточного уровня. Таково формальное описание ситуации, так обычно все и работает, пока не случаются эксцессы типа "Пифагорейской Вселенной", всех ставящей на уши.

Но вообще, как ты знаешь, филсофские, как и научные хранилища текстов, обладают самыми разными фильтрами. Журналы имеют свою градацию фильтров. Интернет библиотеки—свою. Есть, например, viXra.org — там берут и то, что отвергается arXiv.org .

Мне тут ясно одно: качество хранилища, доля в нем интересных текстов, определяется мерой ума и усилий тех, кто его поддерживает. И то требуется, и другое. Задешево хорошее хранилище не создать.      

Алеша, конечно, фильтр необходим. Для организации модераторов в разных дисциплинах нужен административный  талант и энтузиазм, которыми я не могу похвастаться. Я  пытался создать Банк новых идей еще в 1995 г. (на английском) http://www.emory.edu/INTELNET/intelnet2.html

Тогда этот проект получил поддержку Института социальных изобретений в Лондоне и удостоился его награды. По этой схеме в Лондоне создали Банк идей в области социальных изобретений и назвали его Global Ideas Bank.

http://globalideas.blogs.com/

А вот с гуманитарными изобретениями пока не пошло. Но можно установить такой "априорный" фильтр: научно-академический ценз вместо цензуры. Носители высоких академических рангов (tenured faculty in USA, Professors and Readers in UK) могут вносить те идеи, которые им заблагорассудится, рискуя только своей академической репутацией, поскольку она высока и им есть что терять. А для того, чтобы расширить  потенциальный круг авторов, нужен институт модераторов, гранты, финансовые вливания и т.д. 

Выглядит разумно и интересно, Миша. Я бы поставил в качестве обязательного условия открытость имени того титулованного лица, которым рекомендован текст. Одного такого рекомендующего должно быть достаточно для принятия текста. 

Я предполагаю, что авторы сами будут предлагать свои идеи. Но должен поделиться горьким опытом: за те 2,5 года, что я этим занимался в Дареме, никаких  приношений со сторон моих коллег не последовало. Может быть, боятся, что их идеи будут украдены (хотя дата включения свидетельствовала бы об их приоритете), то ли таковых просто нет. Статью написать, переработав массу источников, это по силам, а для выдвижения новой идеи нужен другой уровень мышления.

Новые идеи вообще птицы довольно редкие—в отличие от исследований нормальной науки/гуманистики. И боязнь потерять приоритет тоже оправдана. Одно дело, абстрактная заявка на идею в некоем ересехранилище, другое—ее "правильная" проработка в журнальной статье. Ссылаться будут на второе.   

Репозитарий принимает на хранение и идеи, извлеченные авторами из их собственных опубликованных работ, при условии, если это ИДЕИ, а не описания/расссуждения/толкования (что в статьях уместно). Так что бояться нечего. А вот идею извлечь из собственных сочинений, оказывается, не так просто. 

Может быть, одной из проблем тут является статус репозитария. Если не удается сделать его престижным, идеи туда выкладывать не будут. Тут некоторый порочный круг—как его разорвать?

Алеша, мне подумалось, что твоя "Пифагорейская Вселенная" вполне могла бы выступить и как гуманитарная идея, если упор сделать на принципы познаваемости/разумности мира и антропности. Мог бы ты  сократить текст (английский) до 2000 слов? И заполнить табличку со сведениями о себе? Вот как выглядит даремский Репозитарий:

https://www.dur.ac.uk/chi/ideas/ 

Миша, спасибо, я подумаю. Но я не нашел в репозитарии ничего, кроме Идеи 1 Эпштейна :) Неужели нашей, буде мы подадим ее, суждено быть Идеей 2?

Алеша, нет, она будет во второй пятерке

Миша, не нахожу у вас линка на ту первую пятерку идей. Вижу только идею номер 1, и ни идеей больше.

Там они идут подряд, сейчас 4, вскоре добавится еще 3-4 (уже готовы).