19:03  /  4.06.16

Гуманитарное изобретательство (1)

Одна из глав моей новой книги «От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могу изменять мир» посвящена…

Одна из глав моей новой книги "От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могу изменять мир" посвящена гуманитарному изобретательству.  Помещаю ее здесь. Речь идет об особом виде творчества, на котором стоит вся цивилизация, но которое, увы, не входит в номенклатуру общепризнанных профессий и в систему университетского образования. Книга доступна в "Озоне", в МДК и других  магазинах Питера и Москвы. 

            Незадолго до смерти, представляя новую версию айпада, Стив Джобс сказал с нескрываемым и глубоко оправданным пафосом: «Одной только технологии недостаточно — этот постулат записан в генах компании Apple. Наша технология повенчана со свободными искусствами, с гуманитарными науками, отсюда и результат, который побуждает петь наши сердца»[1]. [Carmody 2011]

            Действительно, гуманитарная составляющая очень сильна в самых захватывающих достижениях современной цивилизации. Те из них, которые оказывают наибольшее воздействие на человеческую жизнь, с самого начала несут в себе какую-то гуманитарную идею: эстетическую, этическую, психологическую...  Вспомним, что Марк Цукерберг, создатель социальной сети Фейсбук, уже почти всепланетной (1,5 миллиарда пользователей), в школе изучал древнегреческий, а в Гарварде специализировался по психологии. Собственно и Фейсбук был поначалу задуман как своего рода психологический эксперимент, отбор наиболее впечатляющих лиц по фотографиям студентов Гарварда. По словам Цукерберга, «Фейсбук — это психология и социология в той же мере, что и технология» [ Chase 2011]. Вот пример срастания трех ветвей знания в одном из самых успешных начинаний современной цивилизации.

            И все-таки не случайно, что достижения таких гигантов, как Apple и Facebook, воспринимаются прежде всего как технические. Дело не только в том, что они исчисляемы в цифровых параметрах, в единицах скорости, мощности, популярности, стоимости, финансовых вложений, биржевых акций и т.д. Инициатива этих свершений цивилизации исходит от научно-технических дисциплин и компаний, которые привлекают к сотрудничеству гуманитариев. Сами же гуманитарные науки никаких инициатив, имеющих столь же широкий цивилизационный потенциал, не выдвигают и вообще не проявляют значимого интереса к практическим результатам своих исследований. 

            Представим себе, что есть физика, химия, биология, другие фундаментальные науки, — но нет технологий, на них основанных. Нет автомобилей и самолетов. Нет агрономии. Нет инженерных и конструкторских профессий. Только изучение природы, но не трансформация ее.

            В таком положении находятся сейчас гуманитарные науки. Они изучают человека и все области культурной деятельности, но при этом сами остаются пассивными, поскольку у них нет своих технологий. Они изучают творчество, но сами ничего не творят. Изучая языки, лингвистика не правомочна предложить какие-то изменения в их лексико-грамматических системах. Изучая литературу, литературоведение не ставит задачей повлиять на ее развитие. Философия спорит о первопринципах и универсалиях существующего мира, но не предлагает новых принципов для построения альтернативных миров.

 <...>Между тем роль гуманитарного образования в современном обществе все еще весьма высока. 60% руководителей американских компаний (из 652 опрошенных) имели гуманитарные дипломы. В Великобритании из 650 членов парламента 65% получили образование в области гуманитарных и социальных наук и только 10% — в естественных. Согласно опросам, работодатели выше всего ценят у выпускников университетов те качества, которым учат гуманитарные дисциплины:

            89% — эффективная устная и письменная коммуникация;

            81% — критическое мышление и аналитический склад ума;

            75% — умение связать профессиональные проблемы с этическими.

                  

             От наук — к практикам. Гуманитарные технологии

 Преобразовательный потенциал гуманитарных наук еще не нашел признания в системе академических дисциплин и университетских программ. Здесь есть одно недостающее звено. Науки, как известно, делятся на три большие группы: естественные, социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки — методы преобразования изучаемых предметов, a у третьей эта надстройка отсутствует, точнее, еще не приобрела своего места и функции в системе наукознания.

Предмет                   Науки                      Практика  

 

Природа                   Естественные       Техникa 

Общество                Социальные           Политика

Культура                 Гуманитарные             ?

 

У естественных наук (физики, химии, астрономии, биологии и др.) есть область практической применимости — техника, которая преобразует то, что они исследуют: природу. Например, авиационная или космическая техника работает на основе принципов, разработанных физикой, и преобразует природу на основе познания ее законов.[2] Общественные науки (экономика, социология, юриспруденция, политология, география и др.) через свою практическую надстройку — политику — воздействуют на общество. На этой основе возникают практические дисциплины — разные виды политики: экономическая, государственно-административная, социальная, национальная, культурная, внутренняя, внешняя...[3]

            Может ли у гуманитарных наук быть особая практическая ветвь, свои способы воздействия на культурную жизнь? Речь идет о своего рода «культуронике», так же преобразующей культуру, как техника преобразует природу, а политика — общество. Гуманитарные науки остро нуждаются в своей собственной технологии и политике — отсюда и постоянные попытки технологизировать или политизировать гуманитарное мышление, пренебречь его спецификой ради выхода в конструктивное измерение. Технологизация гуманитарных наук на манер естественных — это попытки их кибернетизировать, дигитализировать, предпринимавшиеся еще в структурализме. Политизация гуманитарных наук — это подчинение их разнообразным дискурсам власти, социальному заказу, правящей идеологии. Тем самым гуманитарным наукам придается практическое измерение других наук, чуждое их специфике, и компрометируется сама возможность гуманитарных практик.  Задача в том, чтобы придать гуманитарным дисциплинам практическую направленность, не отменяя, а напротив, полностью раскрывая их специфику.

            В этой связи необходимо разработать понятие гуманитарных технологий. Это не значит, что гуманитарные науки должны заимствовать «техно» от технологий, основанных на естественных науках. Наоборот, естественные науки в свое время позаимствовали это понятие у сферы искусств. Греческое «techne», собственно, и означало «искусство, художество, мастерство». У Платона и Аристотеля к области «techne» относятся врачевание, охота, домостроительство, ткачество, ваяние, пророчество, игра на лире и флейте, искусства управления государством, кораблем и колесницей. Пришла пора гуманитариям возвратить себе это «техне». Как на основе естественных наук вырабатываются техники (искусства) преобразования природы, — так и на основе гуманитарных наук могут вырабатываться искусства преобразования культуры. 

            Конструктивную сторону гуманистики было принято скорее редуцировать, как свидетельство недостаточной «научности» и «объективности» — комплекс неполноценности перед естественными науками. Но естественные науки вовсе не скрывают своей связи с технологиями, преобразующими мир и создающими материальную основу цивилизации, — наоборот, гордятся мощью своего воздействия на природу. Почему же гуманитарные науки должны стесняться соответствующих практик, направленных на преобразование языка, литературы, искусства, культуры в целом?

                                        Гуманитарное изобретательство

                                                Сферы изобретательства

            Подобно общему разделению наук на естественные, общественные и гуманитарные, изобретения тоже бывают трех видов: научно-технические, социально-политические и гуманитарные.

            К числу научно-технических можно отнести: ткацкий станок, паровоз, динамит, железобетон, линзы и очки, телескоп, радио, автомобиль, авиацию, компьютер, вакцинацию, гибридизацию, антибиотики, банкомат, лазер, голографию, интернет.

            Социальное изобретение — это любой новый закон, организация или процедура, которые меняют способ поведения и взаимодействия людей. Примеры социально-политических изобретений (к ним относятся и право и экономика): конституция, профсоюзы, бойскауты, кредитные и страховые организации, свободный рынок, феминизм, анархизм, коммунизм, сионизм, пособия по безработице, Красный Крест, Олимпийские игры, ООН, декларация прав человека.

            Гуманитарное изобретение — это новая гуманитарная идея, включающая средства ее воплощения в виде культурных практик, интеллектуальных движений, творческих организаций и форм сотрудничества.  Гуманитарные изобретения охватывают те сферы культуры, которые изучаются гуманитарными науками: язык, литература, искусство, философия, религия, психология, культурология… Приведем ряд примеров по соответствующим дисциплинам, сознательно ставя в один ряд изобретения разных типов и масштабов:

            Язык: армянский алфавит, славянские кириллица и глаголица, эсперанто, волапюк, идо и другие плановые языки, информационные и компьютерные языки, формализованные языки науки, возрождение древнего языка — иврита, орфографические реформы, индивидуальные авторские неологизмы.

            Литература: классицизм, романтизм, готический роман, натуральная школа, реализм, сказ, детектив, фэнтези, символизм, поток сознания, футуризм, социалистический реализм, метареализм.

            Искусство: фотография, кино, арт-деко, баухаус, ready-made, кубизм, сюрреализм, неореализм, супрематизм, минимализм, концептуализм, коллаж, инсталляция, видеоигры.

            Философия: диалектика, идеализм, утопия, Просвещение, идея сверхчеловека, диалектический материализм, экзистенциализм, культурно-исторические циклы, деконструкция, постмодернизм.

            Психология: психоанализ, Эдипов комплекс, архетип, бихевиризм, тест Роршаха, тест Люшера, тест IQ, множественный интеллект, экзистенциальная психология, трансперсональная психология, эннеаграмма.

            Религия: готический храм, Третий Завет, суфизм, Каббала, протестантизм, методизм, деизм, пантеизм, хасидизм, мормонизм, теософия, антропософия, атеизм, богоискательство, пятидесятничество, бахаизм.

            Некоторые изобретения можно отнести к смешанным категориям. Техногуманитарные: фотография, кино, компьютерные игры, гипертекст… Социогуманитарные: дендизм, хиппи, панки, эмо, готы и другие молодежные субкультуры…

            Подавляющее большинство изобретений имеет индивидуальных авторов, что подчеркивает творческую природу даже тех дисциплин, жанров, направлений, которые, казалось бы, существуют извечно и возникли сами собой. Например, создателем лингвистики считается Панини (Древняя Индия), философии — Фалес, эпистемологии — Ксенофан Колофонский, цинизма — Диоген, готической архитектуры — аббат Сугерий, масляной живописи — Ян ван Эйк, протестантизма — Мартин Лютер, феминизма — Мэри Уоллстоункрафт, детектива — Э. По, научной фантастики — Мэри Шелли, экзистенциализма — С. Кьеркегор, анархизма — М. А. Бакунин, бихевиоризма — Джон Уотсон, логического позитивизма — Морис Шлик, и т.д.

            Как следует из этих кратких перечней, трансформационную гуманистику (transformative humanities) следует отличать от так называемой «прикладной» (applied humanities). Последняя включает архивное, библиотечное и музейное дело, медийные практики, менеджмент и образование в области культуры, дигитализацию, разнообразные формы сохранения и популяризации культурного наследия, организации досуга и т.п. Это распространение культуры в массы, ее материальное и социальное обеспечение, совсем не то же самое, что гуманитарное изобретательство, которое создает новые ценности и идеи в культуре.

(продолжение следует)

 

 

 

 

Комментировать Всего 17 комментариев
отчего же они стесняются?

"Почему же гуманитарные науки должны стесняться соответствующих практик, направленных на преобразование языка, литературы, искусства, культуры в целом?"

Миша, так отчего же они стесняются? Что за сила вызывает это стеснение?

 В книге много говорится и о причинах кризиса, и о путях выхода из него. Гуманистика долго подстраивалась под методы точных наук  (столь успешные в своей области). И забывала, что на основе этих методов создаются мощные техники преобразования природы.

Бывает, что одни ветви знания вырастают намного позже других. Для гуманитарных наук, если они не хотят превратить в нечто вроде архивоведения, пришла пора сознательно выстраивать свои технологии, изобретательские практики. 

Миша, а как быть с техникой безопасности в отношении гуманитарных изобретений? Кто и как мог бы осуществлять предварительные испытания, и возможно ли вообще такое? 

Вопрос интересный, Алеша. Боюсь, никакая техника безопасности, кроме ментальной и моральной, здесь неприменима. Вот создают поэты и поддерживающие их философы и филологи течение "символизм". Или ОБЭРИУ. Как проверить его на предмет безопасности, если не вводить цензуру? Чем и занимались органы безопасности в СССР, отчего любое гуманитарное изборетательство там было смертельно опасно - для самих изобретателей. 

Есть примеры и противоположного рода, Миша: сколько уже проверялось, и не на стендах, изобретение под названием "научный коммунизм", и результаты впечатляющие, а все остается популярным. 

Сфера приложения гуманитарных наук

Она есть. Это - музей и музейное дело.

А вообще материал замечательный и идеи верные.

Поддерживаю!

Крохотный постскриптум. Детектив изобрели задолго до Э.По китайцы. Михаил, Вы уж простите мое востоковедческое занудство.

"Гуманитарное изобретение — это новая гуманитарная идея, включающая средства ее воплощения в виде культурных практик, интеллектуальных движений, творческих организаций и форм сотрудничества.  Гуманитарные изобретения охватывают те сферы культуры, которые изучаются гуманитарными науками: язык, литература, искусство, философия, религия, психология, культурология…"

Из наиболее заметных гумантарных идей, нашедших повсевместное воплощение в виде "культурных практик" назову введение новой системы табу, называеных политкорректностью. То, что сейчас председателя (chairman) мы называем "седалищем" (chair), есть, как и многое другое в том же роде, заслуга гуманитарных наук. Изобретатели этой новой системы совершенно справедливо полагали, что изменив язык, они изменят и мышление людей. Тут и психология, и язык и литература.

Из области философских достижений отметим распространение особого рода обскурантизма, отрицающем за естественными науками статус знания, а объявляя их чисто социальным явлением.

Так что, Миша, изобретают. М.б. не то, что нам хочется, но факты налицо.

Да, Алеша, вот и ядерную бомбу изобрели. И луки со стрелами, и пушки, и вообще кучу смертоносного оружия.  И какой отсюда вывод для научно-технического изобретательства?

Вот всяком случае, изобретение масляной живописи, или романтизма, или эсперанто  никакого урона, сравнимого с вышеназванным, не причинило. 

Миша, так изобретают или нет? Если да, то о чем мы говорим?

Насколько я понимаю Мишу, Алеша, изобретают, но как-то стыдливо, не признаваясь себе в этом. Миша предлагает признаться наконец и изобретать смелее—я бы так суммировал прочитанное.

Разумеется, изобретали и изобретают, о том и речь. Но нет такой социально признанной профессии, нет системы образования, нет университетских программ и кафедр. Все гум. изобретатели на положении Кулибиных. Солидные люди занимаются  наукой, философоведением или филологией, изучают рукописи  прошедших веков и делают на этом карьеру, а подозрительные маргиналы что-то там изобретают, копаясь в помойках.

Представьте, что инженеры и технологи занимались бы своим ремеслом  только самодеятельно, в свободное от основной работы время. Вот положение  гуманитарных изобретателей. Ни одного из них и в наше время не пустили бы на порог университета, хотя задним числом изучают их наследие и опять-таки делают на этом карьеры. Тысячи научных степеней заработаны изучением Ницше, а самого Ницше, если бы он принес  "Заратустру" на конкурс, не приняли бы даже  простым преподавателем.

Миша, но ведь в технике есть понятный критерий ценности: она должна работать: холодить, летать, светить, итд. Изобретатель, чье творение так и не заработало, при нормальном течении дел лишается кредита и позиции. Но каков же критерий ценности гуманитарного изобретения? Кто и как его оценит? Кто, какой научный комитет, по достоинству мог бы оценить "книгу для всех и ни для кого", предоставь ее автор на ученый конкурс университета? Мне эта задача представляется организационно неразрешимой: создание кафедр гуманитарных изобретений наводнило бы их той же серой публикой, что отказывала Ницше в университетских позициях, но уже с бессмысленным списком "изобретений", чем-то вроде cargo cult innovations. 

Алеша, а какой комитет оценивает писателей, поэтов, драматургов, которые становятся профессорами на отделениях литературного творчества в университетах? — Комитет профессионалов в обл. лит. творчества. Чтобы оценивать профессиональные достижения, нужна институционализация самой профессии, о чем и идет речь в моей книге (и этой главе).   Есть профессии "прозаик", "поэт" и пр. А профессии "гуманитарный изобретатель" не существует.  Вот для чего нужно академическое, профессиональное признание области гуманитарного изобретательства, которое сейчас не попадает ни в рубрику гуманитарных наук, ни в рубрику художественного творчества. 

Миша, а разве существует профессия "технический изобретатель"? Есть инженерно-технические эксперты, которые обучались знаниям, как решались и решаются те или иные типовые технические задачи. То есть, обучаются люди основам наук и техноведению (аналогично гуманитарным филологам и философоведам), а изобретательство—не профессия, а дар, поэтому и кафедр таких нет, и профессий. Точно также, "поэт" и "прозаик"—не профессии, на мой взгляд, и не могут быть профессиями. Они есть выражение дара, который у некоторых таинственно пробуждается и может не менее таинственно их покинуть. А профессии можно научиться при желании, при условии здравого смысла и здоровья, и она остается с человеком, пока он в здравом уме и в физической норме.

Алеша, но ведь есть инженерные, конструкторские, технологические профессии, правда? Можно и так назвать: гуманитарные технологии, гуманитарная инженерия, дизайн, проективная гуманистика,  "transformative humanities" (название моей анг. книги). Речь о том, что деятельность эта должна иметь свой профессиональный и университетский статус.  

Относительно литературного творчества: крупнейшие американские писатели преподают в университетах именно курсы по соотв. предметам (проза, драма и пр.). Должность писателя-профессора позволяет и утонченным писателям зарабатывать на любимом деле (иначе выжила бы только коммерч. беллетристика), и студентам учиться тому, к чему они чувствуют призвание. 

 Что касается дара и вдохновения, оно нужно и математику, как говорил Пушкин, и политику, и инженеру, и парикмахеру, но профессий этих никто не отменял, и слава Богу. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

В целом я с тобой согласен, Миша: когда изобретатель чего-то интересного ведет университетский курс, это здорово. И для него, и для студентов.

Мне кажется, что такая система, как чуть ниже, тоже имеет смысл, и отражает существующую ситуацию. Ведь культура, в итоге, обращена к человеку, одному и конкретному. Должно же быть ему место в системе. Социальные науки оперируют массами, человеческим роем. А уровень природы, это уже внешнее относительно социума. Так и получаются три уровня человек/общество/мир

Предмет                   Науки                      Практика  

Природа                Естественные            Техникa 

Общество               Социальные             Политика

Человек                 Гуманитарные           Культура